«Как дела у Мойши?»

Иосиф Райхельгауз поставил спектакль с одесским акцентом

 
В «Школе современной пьесы», временно ютящейся в помещении Дома культуры на Пресненском валу, вышел спектакль «Умер-шмумер, лишь бы был здоров». В анонсе сказано, что для своей постановки Иосиф Райхельгауз отобрал 250 анекдотов, высказываний, афоризмов и парадоксов. Проверить эту цифру почти невозможно, но загорается свет над сценой, в одесском дворике наступает утро и… понеслось:
 
– Роза, вы не против вкусно сегодня поужинать?
– С удовольствием!
– Тогда ровно в семь у вас.
 
* * *
– Сима, почему вы носите обручальное кольцо не на той руке?
– Вышла замуж не за того человека.
 
* * *
– Яша, какие у тебя красивые часы!
– Это мне отец перед смертью продал.
 
* * *
– Хаим, что вы читаете?
– Исторический роман.
– Но ведь это порнографический журнал.
– Для тебя он порнографический, а для меня – исторический.
 
Зал подключается сразу. Анекдот как самый легкодоступный жанр – всегда вне конкуренции. Сатирически-бытовая окраска, остроумная концовка (в еврейском фольклоре – непременно парадоксальная) придает привлекательность даже самым хрестоматийным историям. Иосиф Райхельгауз отсортировал их по темам и увязал единым сюжетом. Действие начинается на рассвете в одесском дворе всевозможными перепалками между соседями. Далее – поликлиника, пляж, синагога, встречи на улицах и, конечно же, вечер в одесских домах, где супружеские пары разных темпераментов и возрастов говорят о наболевшем.
 
И ничего, что сегодня почти не осталось шумных одесских дворов с широкими балконами коммунальных квартир и что к ребе за советом уже не приходит Рабинович, а Фира Львовна, бросив взгляд на замороженных кур на прилавке, не восклицает: «Почём эти синенькие?» Одесский фольклор разошелся по миру, укоренился в легендах и воспоминаниях настолько, что любой турист, отправляющийся нынче в Одессу, все равно желает услышать что-нибудь вроде:
 
– Яша, иди домой!
– Мама, я что – замерз?
– Нет, ты проголодался.
 
 
* * *
– Абрам, я слышал, тебя вчера избили на станции.
– Я тебя умоляю, что там за станция! Маленький полустаночек…
 
* * *
– Доктор, как фамилия того немца, от которого я без ума?
– Альцгеймер.
 
Есть в одесском фольклоре целый пласт анекдотов, примечательную черту которых составляет горечь. Исторические, политические, бытовые обстоятельства жизни в границах оседлости накладывали свой особенный отпечаток. Однако парадоксальность мышления проявлялась и тут – как в финале горинской пьесы «Поминальная молитва»:
– Почему смех, Тевье?
– А что нам еще остается в этой жизни.
 
И в той же стилистике есть старый анекдот: пожилому портному Рабинович принес перешить свои брюки. Портной говорит:
– Приходите через месяц.
– Почему так долго? Господь сотворил мир всего за шесть дней.
– Вы посмотрите на этот мир и на эти брюки!
 
В безысходности положения спасались юмором, согревались шуткой. Леонид Утесов говорил, что юмор не прекращался даже в годы Великой Отечественной войны: у веселого человека раны быстрее заживают. И горький пласт, наверное, мог бы составить отдельную тему спектакля со своим «вторым планом» и щемящей под сердцем болью, однако Иосиф Райхельгауз намеренно не пошел по этому пути. Для него анекдот – это прежде всего легкость и юмор, гротеск и парадоксальность мышления, яркое свидетельство одесской жизни. Не страшно, что сегодня Одесса уже не та. В народном фольклоре она предстает столь же шумной, пестрой и солнечной, как в спектакле «Умер-шмумер», в название которого, кстати, вошла строчка из старого анекдота:
 
– Как дела у Мойши?
– Мойша умер.
– Умер-шмумер, лишь бы был здоров.
 
Елена Санаева, Владимир Шульга, Джульетта Геринг, Ольга Гусилетова, Иван Мамонов и другие артисты «Школы современной пьесы» быстро меняют маски, органично переходят от одной сцены (а фактически – сценки) к другой.
 
Чехов писал: «Нет такого предмета, который не подошел бы еврею для фамилии». То же самое и с анекдотами. Фактически любая житейская ситуация обросла своей остроумной историей и показать это в одном спектакле – задача равносильная творческому эксперименту. Но если по законам жанра, любой анекдот обычно рассказывается «на тему», то здесь перед постановщиком стояла иная цель это спектакль – на тему анекдотов. Внешне сюжет напоминает мозаику, но в этом – режиссерский ход, поскольку в пестроте поставленных скетчей выдержана главная сюжетная канва, которая, впрочем, не исключает дополнений и «вставных конструкций».
 
– Приходите в другой раз, – сказал на поклонах Иосиф Райхельгауз. – Будут новые анекдоты.
 
И зал эту реплику воспринял, конечно, как еще одну шутку. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В своем формате

    Для петербургского Театра комедии им. Акимова Павел Сафонов – постановщик приглашенный, и это сразу чувствуется, ведь стилистика большинства спектаклей последних лет создана худруком Татьяной Казаковой.    Есть в премьере Сафонова еще двое приглашенных людей – это Илья Носков, который состоит в труппе театра «На Васильевском» и много снимается, и Наталья Ткаченко, которая вернулась в Комедию (пока не в труппу, а на конкретную постановку) после нескольких лет работы в разных театрах и тех же съемок в кино. ...
  • Московская оперетта готовит постановку по Штраусу

    В четверг и пятницу, 14 и 15 июня, на сцене Московского театра оперетты состоится премьера спектакля «Цыганский барон» по одноименному произведению Иоганна Штрауса. Эту оперетту театр ставит впервые за свою историю, сообщили журналистам в пресс-службе. ...
  • Александр Огарев открывает «Безымянную звезду»

    20 и 22 июня в Театре «Школа драматического искусства» Александр Огарев представит премьеру своего спектакля по известной пьесе «Безымянная звезда» Михайя Себастиана. Спектакль поставлен в одном из самых необычных залов театральной Москвы – трехъярусном «Глобусе», созданном по образцу шекспировского The Globe. ...
  • Театр им. Моссовета готовит очередную премьеру

    «Путешествие с тетушкой», спектакль по мотивам романа Грэма Грина, появится в репертуаре Театра им. Моссовета в новом сезоне. Комедию о жизни эксцентричной английской дамы, которая, не смотря на годы, сохранила страсть к авантюре, ставит режиссер Михаил Левитин-младший – сын Ольги Остроумовой. ...
Читайте также