Выбор родины

На поклоны авторы спектакля «Нуреев» вышли в майках с лозунгом «Свободу режиссеру»

 
Премьеры балета «Нуреев» в Большом театре ждали с понятным волнением – после отмены выпуска в июле, ареста режиссера Кирилла Серебренникова и лавины публикаций с версиями случившегося в СМИ и соцсетях показ в декабре вызвал предсказуемый ажиотаж.
 
Билеты продавались по паспортам и исчезли мгновенно, в зале здоровались вип-персоны – пресс-секретарь президента, глава Первого канала, чиновники высшего ранга и бизнесмены топа «Форбс».

Большой театр сделал заведомый хит. Нуреев – блистательно одаренный танцовщик Кировского балета, неистовый романтик, перемахнувший границу из тоталитарной страны в свободный мир и превратившийся в легенду еще при жизни. Кирилл Серебренников (режиссер, автор либретто и сценограф) изучает его личность, разбирая оставшееся от гения – его вещи, фотографии, воспоминания друзей и учеников. В материальных вещах автор спектакля ищет следы нематериального – личность, одухотворявшую собой то, что сейчас жадно исследует и раскупает публика.

Огромная сцена почти неуловимо меняется – сменяются портреты правителей на стене, костюмы участников, масштабные массовые эпизоды с участием миманса и хора уступают место сольным номерам и дуэтам, действие переносится из Советского Cоюза во Францию, а затем на крошечный архипелаг Галли, купленный Нуреевым в конце жизни, – но сцена ни в какой момент не перестает быть собственно сценой, пространством танца, колоссального представления длиною в жизнь.

Масштабное синтетическое зрелище соединяет в себе не только танец, музыку, пение, пантомиму и драму. В нем важную роль играет документальный текст – от кагэбэшных докладных до мемуаров, от прямой речи Нуреева до писем его друзей и учеников ему, из сегодняшнего дня в прошлое. Аукцион, посмертная распродажа личных вещей и предметов роскоши держит всю конструкцию спектакля – череда эпизодов от ученических штудий у станка до «прыжка к свободе», от танцев на столе перед беснующейся толпой до одинокого соло Пьеро. Аукционист становится неким духом судьбы художника, разнимающим его на составные части перед покупателями, но так не находящим разгадки его дара и личности.

Композитор Илья Демуцкий написал мощной эмоциональности музыку, где музыковеды могут исследовать количество цитат и игру с ними – как сбоит и плавится классический текст, как в него вламывается звучание новой, скрежещущей реальности. Хореограф Юрий Посохов поставил очень изобретательный и целомудренный спектакль. Ни танец трансвеститов, в париках и на каблуках – диковина для советского парня Руди; ни его собственная фотосессия для Аведона, в которой он все более освобождается внутренне и внешне, сбрасывая одежду; ни танец на столе в шубе на голое тело – не становятся шоком для зрителя, так изящно и сдержанно они поставлены.

Жизнь – один большой класс, мир, обнесенный балетным станком, в одни моменты взрывается танцем-праздником, в другие танец – регламентированный язык советского официоза или свободное самовыражение парижан. Дуэт влюбленных Эрика и Руди построен как совместный урок-диалог у станка, затянутый в черное Денис Савин (Эрик) изысканно-классичен, а Вячеслав Лантратов (Нуреев) порывист и нежен. Особой чувственностью пронизан и танец Нуреева и Марго Фонтейн – роль лондонской примы замечательно станцевала Мария Александрова.

Завораживают соло Ученика (Вячеслав Лопатин) или Дивы (Светлана Захарова). Игорь Верник в эти минуты читает письма к Нурееву от Шарля Жюда, Манюэля Легри, Лорана Илера, Натальи Макаровой. Но едва ли не пронзительней всех звучит фраза Аллы Осипенко, оставшейся запертой в СССР: «Мы могли бы больше рассказать миру своим искусством, чем своими словами».

В спектакле советская матрица, воплощенная в песне на слова Маргариты Алигер «Родины себе не выбирают», разламывается поступком того, кто имел смелость выбрать родину. Этот поступок 23-летнего танцовщика и стал ядром, главным узлом его судьбы.
Владислав Лантратов, на премьере танцевавший заглавную роль, конечно, не пытается подражать или изображать великого предшественника. Он прекрасно справляется с тем, чтобы показать молодость, красоту, победительность, магнетизм и успех. Но одиночество, затаенную боль, горечь потерь – в финальном танце Пьеро он скорее показывает механистично. И режиссер сочиняет истинный финал. Сквозь ряды танцующих теней из «Баядерки» на зрителя движется ослабевшая, словно разом состарившаяся фигура во фраке и чалме. Спускается в оркестровую яму, дирижер Антон Гришанин уступает ему место за пультом. Нуреев – гений, живший танцем, сделавший грандиозное шоу из своей жизни, покидает сцену и становится не участником, а автором представления, уподобляясь богу. Все слабее взмахи палочки, все гуще тьма, все величественней музыка. Жизнь коротка, искусство вечно – и Нуреев снова преодолел границу, не только в пространстве, но и во времени.
Спектакль арестованного режиссера о бежавшем от власти художнике в разных смыслах восстанавливает справедливость: историческую – Нуреев посмертно вернулся на русскую сцену, политическую – высокие гости в интервью после премьеры хором признавали спектакль крупным художественным событием и выражали признательность авторам. И человеческую – авторы спектакля на поклоны вышли в майках с портретом Серебренникова и словами «Свободу режиссеру».15-минутная овация стала актом не только восхищения, но и гражданской солидарности. Хочется верить, что справедливость скоро восторжествует и в прямом юридическом смысле, и режиссер выйдет на поклоны лично.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ноябрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - Что Александр Калягин ответил Андрею Кончаловскому; - Как Марк Розовский напел Пушкина; - О чем спорят герои Алексея Гуськова и Геннадия Хазанова в новом спектакле Римаса Туминаса; - За что Михаила Ефремова любят пожилые учительницы; - В чем секрет успеха режиссера Алексея Франдетти; - Что думает Александр Ширвиндт о пенсионной реформе; - Как выглядит жизнь «Ленкома» из-за кулис: экскурсию провел директор театра; - Кто для Елены Санаевой всегда был строгим критиком; - В каком ресторане подают любимое блюдо Олега Табакова; - Почему музеи стали напоминать супермаркет: мнение эксперта; - Где развеять скуку в ноябре: репертуар театров; - О чем говорили директора театров на Форуме театральных менеджеров. ...
  • Театр Джигарханяна покажет премьеру по пьесе Булгакова «Кабала святош»

    Театр под руководством Армена Джигарханяна выпускает новый спектакль «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьерные показы состоятся 26 и 27 октября. «Трагическая судьба пьесы Булгакова, впервые поставленной в 1936 году и снятой с репертуара после семи аншлагов, так созвучна сегодняшнему дню», - отметили в пресс-службе театра. ...
  • ЦАТРА готовит премьеру «Главная роль»

    В Театре Российской армии поставили новый музыкальный спектакль «Главная роль». В основе пьесы Михаила Лифшица – классический конфликт трех поколений: пожилых родителей, взрослых детей и внуков. «Главная мысль заключается в том, что эгоизм материнской любви можно преодолеть только в том случае, если у женщины возникает уверенность, что она любима и нужна своим детям и внукам», – рассказали о постановке в пресс-службе театра. ...
  • До конца октября РАМТ выпустит две премьеры

    В последние дни октября РАМТ готовится представить два новых спектакля: 26 октября на Большой сцене выйдет сказка Антония Погорельского «Черная курица» в постановке Екатерины Половцевой, а 27 октября в Музее-квартире Всеволода Мейерхольда – «Любовь и смерть Зинаиды Райх» по пьесе Валерия Семеновского в режиссуре Александра Пономарева. ...
Читайте также