«Здесь нет барьеров между зрителем и экспонатом»

В Доме-музее Марины Цветаевой открывается выставка к 125-летию поэта

 
О предстоящей юбилейной выставке, которая откроется 30 ноября и продлится до начала марта, «Театралу» рассказала директор Дома-музея Марины Цветаевой Елена ЖУК.
 
 
- Елена, у вас в музее открывается выставка к 125-летию Марины Цветаевой…
- Да, эта юбилейная выставка становится кульминационной точкой в нашей новой главе под названием «обновленный музей».  Выставка называется «Где мой дом?». Это строки чешского гимна, которые Цветаева включила в одно из своих стихотворений. Выбрав такое название, мы заложили множество смыслов, и каждый по-своему ответит на этот вопрос.
Выставка разместится на первом этаже, она будет состоять из пяти частей, где не планируется строгий хронологический порядок, - вся сюжетная линия выстроена на основе «Поэмы воздуха».
Мы попытаемся этой выставкой ответить на вопрос, в чем истоки творчества поэта, в чем заключается психология творчества.  Хочется верить, что мы будем поняты, что это действительно новый, интересный взгляд на Цветаеву, но не с биографической точки зрения. Мы не открываем каких-то сенсационных, неизвестных ранее страниц ее жизни – мы говорим о Цветаевой, в первую очередь, как о поэте.
 
- Как строится выставочное пространство, если не хронологически?
- Вначале идет раздел, обозначенный как «детство», - и это пространство, насыщенное цветом, звуком, предметами. Это первая часть «Поэмы Воздуха», далее лирический герой уходит в пространство улиц, постепенно отказываясь от материальных вещей, от цвета, от звука, от воздуха, поднимаясь все выше и выше, и таким образом, попадая – в пространство космоса, в вечность…
Так же и посетитель на нашей выставке будет потихонечку, раздел за разделом, «отказываться» от одной из этих составляющих, сосредотачиваясь, в конечном счете, на том, что составляло суть и сакральный смысл работы поэта. Это ее «верный письменный стол», ее ручка, чернильница, пресс-папье, и главное, - это ее рукописи.
Одним из ключевых разделов выставки станет зал, где будут представлены семь тетрадей. Это беловые и черновые тетради из Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Мы подготовили то, что до нас никто не делал, - мультимедийный проект, нечто вроде лаборатории поэта, где можно будет проследить творческий процесс - по пяти тетрадям (две беловые и три черновые, включая черновую тетрадь с «Поэмой воздуха», которую мы расшифровали). Каждую из этих тетрадей можно будет «пролистать». Они все отсканированы и расшифрованы. И к практически каждой странице «привязан» некоторый набор образов, который Цветаевой был переработан в текст. Это и сюжеты древнегреческой мифологии, и ветхозаветные сюжеты, и исторические личности (Наполеон), это и литературные персонажи (Гамлет, Онегин, Татьяна). Все эти образы представляли контекст ее детства, воспитания, образования, существования. И все они были воплощены, в конечном счете, в ее произведениях.
Мы поставили очень амбициозную задачу - материальным языком рассказать о такой нематериальной вещи, как психология творчества.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить партнеров нашей выставки, которые очень помогали нам в этом году. Это РГАЛИ, а также Государственный музей истории российской литературы имени Даля. И конечно, наш «старший брат» или «младший брат» самой Цветаевой, как она называла, - Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, без его слепков наша выставка не могла бы состояться, ведь все мы помним строки Цветаевой: «Два лейтмотива моего детства – музыка и музей».
 
- Эта выставка, рассчитана на подготовленного зрителя, хорошо знакомого с творчеством поэта?
- Мы очень надеемся, что эта выставка позволит и широкому кругу посетителей открыть для себя Цветаеву как поэта, как человека, который не просто под влиянием сиюминутного вдохновения на салфетке записывал какие-то легкие строки, а садился за тот самый «верный письменный стол». И в этой «лаборатории творчества» можно будет проследить через черновые тетради, как создавались ее произведения. Когда подбирались и вычеркивались от 20 до 40 синонимов к одному слову. Это колоссальный труд. Тот, ко придет на выставку сможет понять, почувствовать, все те потрясения, которые Цветаева переживала как женщина, как мать, как жена, как гражданин, от которых, может быть, она хотела уйти в эти тетради. Возможно, эти тетради и есть ее дом.
Символично, что этот вопрос мы задаем в месте, почти единственном, который Цветаева называла своим домом до конца дней – Борисоглебский переулок, дом 6. Те, кто впервые придет в обновленный музей как раз в ноябре или в декабре, увидят весь дом от начала до конца, - от экспозиции до юбилейной выставки, - завершенным в своем образе.
 
- Будут ли проводиться экскурсии?
- Да, у нас работают шесть потрясающих экскурсоводов, у каждого из которых, можно сказать, своя Цветаева, своя тональность, свое настроение в повествовании. Кроме того, по юбилейной выставке планируется аудиогид и каталог.
 
- А как в целом музей концептуально изменился после реконструкции?
- Год назад, 16 декабря мы закрылись на ремонт и 18 мая мы уже открылись. За эти полгода, даже меньше, за пять месяцев не просто были покрашены стены и оборудовано выставочное освещение. Благодаря поддержке Департамента культуры города Москвы был колоссальный шаг вперед к тому, чтобы наш музей, по-новому зазвучал и в профессиональном музейном сообществе, и для посетителей. Как для тех, кто у нас регулярно бывает, так и тех, кого нам в этом году только предстояло привлечь и открыть для них имя Марины Цветаевой.
 
- Значит теперь мемориальная квартира именно такая, какой была при Цветаевой?
- Впервые за 25 лет, уточнив исторический контур квартиры, мы ввели в экспозиционное пространство комнату, ранее недоступную для посетителей. Цветаева ее называла, по воспоминаниям Анастасии Цветаевой, «комната-отщепенец».  В этой комнате мы открыли выставку «Роднее, чем в родстве», где рассказываем о гостях этого дома, о тех, кто в разные периоды жил здесь. К сожалению, мы не располагаем ни одной фотографией квартиры тех лет, когда Цветаева здесь жила, но остались подробные воспоминания, в частности, сестры поэта Анастасии Ивановны.
 
- Здесь немало и «театральных» экспонатов…
- Безусловно. В частности, отдельная полка, посвящена театральному кругу знакомств Цветаевой. Это и книга Сергея Волконского «Быт и бытие», и автограф Павла Антакольского, и куклы театрального художника Владимира Соколова и многое другое.
Это и предметы, связанные с театральными деятелями, и с семейным кругом, и с литературным – Мандельштамом, Волошиным, Зайцевым… Мать Волошина Елена Оттобальдовна жила в этой комнате, у нас здесь представлен расшитый ею казакин.
Решение сделать выставку внутри мемориального пространства, позволило нам экспонировать большое количество подлинных предметов, среди которых и автографы поэта.
Можно сказать, что эта выставка – отправная точка, один из символов юбилейного года и обновленного музея. Но это, конечно, далеко не все. На втором уровне квартиры мы открыли еще одну выставку, которая называется «Ледяной костер» - это тоже Цветаевская формула, которой она определила времена революции и гражданской войны.
 
- В эти же годы Цветаева сблизилась с ярким театральным кругом.
- Да, возникла ее дружба с вахтанговцами, были написаны ее знаменитые пьесы. Все это в те самые годы…
 
- Почему в квартире теперь в основном превалирует белый цвет?
- Белый цвет, в котором решена квартира – это попытка сделать мемориальное пространство максимально достоверным, как это ни парадоксально звучит. Мы отказались от того, чтобы превращать экспозицию в такой «квартирный вопрос» - на свой вкус лепить обои, красить стены и так далее. Там, где мы не располагаем свидетельствами, мы все-таки стараемся, что называется, не городить ничего от себя. Более того, когда Цветаева в 1914 году приезжает в этот дом, здесь только-только закончился ремонт и, осматривая квартиру номер три, она влюбляется в архитектуру этой квартиры. Сегодня, после частичной реставрации знаменитого потолочного окна в столовой, с этим белым цветом стен, как никогда, стало видно это уникальное пространство, так восхитившее Марину Цветаеву.
 
- Понятно, что для знающего посетителя пространство и экспозиция музея очень много скажут, а есть вещи, которые заинтересуют и уже «не отпустят» новичка?
- Конечно, мы в своей работе ориентированы и на тех, кто достаточно глубоко знаком с биографией и творчеством Цветаевой, но, безусловно, заинтересованы в том, чтобы к нам приходили те, для кого Цветаева просто в списке имен еще из школьной программы. В этом смысле, обновление музея, на наш взгляд, позволило сделать это пространство отвечающим современным эстетическим моделям восприятия, в том числе, музейного пространства. Человек, который сюда приходит, попадает в гостеприимную среду старинного московского особняка. Над всеми выставками мы работаем с нашим художником Василиной Харламовой (кстати, Василина – театральный художник), а значит, эмоциональное влияние на нашего посетителя усиливается. Мы стараемся вводить в оборот и мультимедийные средства, чтобы разнообразить форму считывания информации не только через предмет и этикетку, но и через аудиоряд, видеоряд, через тачпанель, и даем возможность зрителю самому в чем-то разобраться, что-то исследовать.  
В квартире поэта воссозданы интерьеры по имеющимся воспоминаниям с мемориальными предметами, чудом уцелевшими, но все-таки, в основном, с предметами типологическими. И это позволяет нам не иметь принципиально никаких красных ленточек. Можно прийти в музей, где нет никаких барьеров между тобой и экспонатом, где ты действительно можешь почувстовать себя как в квартире, откуда только-только вышел поэт.
 
- Кроме выставок в музее происходит и насыщенная концертно-театральная жизнь. С какими театрами вы сотрудничаете?
- И с региональными, и с московскими. В частности, у нас был показан спектакль «Федра» Романа Виктюка. В этом году спектакль «Моя мать Марина Цветаева», созданный по воспоминаниям, по дневникам, в абсолютно документальном жанре подготовили прямо у нас в музее молодой режиссер Галина Федорова вместе с артистами, которых она привлекла. Мы очень дружим с Алисой Гребенщиковой. В сентябре у нас был спектакль «Легкое имя Пушкин», который Алиса специально подготовила ко Дню города.
Если еще говорить о жанрах, близких Цветаевой, то это и жанр кино. Она сама говорила: «В моей жизни две фабулы – кино и книги». И вот жанр кино у нас в этом году тоже очень интересно представлен - на стыке кино и поэзии, я говорю о проекте «Кинопоэзия» Анатолия Белого. В марте, в те две недели, когда квартира уже была отремонтирована, но еще стояла совсем пустой и монтаж экспозиции не начался, Анатолий снял у нас один из фильмов в рамках проекта «Кинопоэзия». Фильм называется «Дом» режиссер его Алексей Смирнов, а снялись потрясающие - Татьяна Друбич и Марина Андреева. Это тоже один из тех проектов, дружбой с которыми мы гордимся. Премьера состоялась на «Ночь в музее» в мае.
Так что много яркого, интересного было в рамках этого юбилейного года. И впереди еще кульминация – юбилейная выставка. Приходите!


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.



  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Почему музеи стали напоминать супермаркет

    Мы живем во времена экстремальных величин. Либо все слишком маленькое – буквально «нано», «микро», «мини». Либо, наоборот, все предельно масштабное, мощное, рекордное – скорости, доходы, продажи... Как ни странно, к художественным достижениям это имеет непосредственное отношение. ...
  • В Москве открылась выставка о дружбе Вознесенского и Плисецкой

    В Культурном центре Андрея Вознесенского открылась выставка «Моя Плисецкая. Вознесенский Новый год». Экспозиция посвящена дружбе семей знаменитого поэта и прославленной балерины. «Впервые культовые образы поэта и балерины переосмыслены актуальными художниками на языке современного искусства. ...
  • В Центре современного искусства открывается «Предчувствие космоса»

    В четверг, 29 ноября в московском Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) в составе РОСИЗО откроется выставка «Предчувствие космоса». На выставке, котороая продлится до 17 февраля 2019 года, представят работы Ильи Кабакова, Леонида Тишкова, Эрика Булатова и др. ...
  • Осипу Мандельштаму посвятят две выставки в Еврейском музее

    13 декабря в Еврейском музее и центре толерантности в Москве к 80-й годовщине со дня смерти Осипа Мандельштама откроются сразу две выставки, посвященные жизни и творчеству поэта.   «Сохрани мою речь навсегда» — это масштабная инсталляции по мотивам одноименного фильма режиссера Ромы Либерова, который сам выступает в роли куратора выставки. ...
Читайте также