Прогулки по воде

 
«Большинство артистов театра на воде – профессиональные спортсмены (синхронистки, пловцы, ватерполисты): далеко не каждый актер без спортивного прошлого может справиться с уровнем нагрузки, который задает этот вид искусства», – рассказывает мастер спорта по синхронному плаванию Екатерина ХАПКОВА.
 
В «Театре на воде» под руководством Марии и Владимира Максимовых она выступала в течение шести лет, а теперь преподает аквафитнес. По просьбе «Театрала» тренер дала советы артистам, работающим на водных шоу.
 
Будь лицедеем
Придя в театр, профессиональный спортсмен должен стать еще и актером. Для спортсменок-синхронисток это не столь сложно. Не зря синхронное плавание переименовали в артистическое – художественная составляющая в нем огромна. Можно сказать, мы растем вместе с искусством: хореографией занимаемся на протяжении всей спортивной жизни; готовя художественную программу, первым делом идем в театр – вдохновляться, учиться мимике, пластике и жесту. Артистичности требует сам вид спорта: у тебя на носу зажим, который мешает дышать, а ты улыбаешься, незаметно втягивая воздух, не показывая, как тебе тяжело. У других спортсменов такой подготовки нет. Поэтому я бы рекомендовала им, в первую очередь, учиться актерскому мастерству.  

Развивай музыкальность
У девушек-синхронисток нет проблем с ритмом и музыкальностью, так как любая художественная программа, требующая слаженной работы нескольких человек, изначально разрабатывается с учетом музыки. Тем, кто приходит в театр из другого водного спорта, опять же, тяжелее. Приходится изучать основы – как минимум, слышать сильную долю и выделять музыкальные акценты.

Вдохновляйся!
Пока я занималась синхронным плаванием, мы всей командой ходили в театр, это и учило, и воодушевляло. Балетную энергетику и эстетику мы старались перенести на воду. Наши тренеры находили вдохновение в театральных постановках и перформансах. Костюмы для нас шили в мастерских Большого театра. Поэтому связь с искусством всегда была очень прочной. Классический балет для меня пример большого мастерства. А кроме него – водные шоу цирка «Дю Солей».

Тренируйся
В каком бы жанре ни работал актер – в театре на воде, на традиционной сцене или в кино – водные тренировки будут для него большим подспорьем. Чем лучше ты подготовлен, тем шире круг твоих возможностей – хотя бы потому, что на сложных трюках тебе не понадобится дублер и на некоторые роли тебя возьмут охотнее. Конечно, плотный график не всегда дает возможность вырваться на тренировку. Аквафитнес хорош тем, что экономит время. Занимаясь в зале, силовые и кардиотренировки приходится проводить отдельно. В воде обе задачи решает одна тренировка, так как на фоне приподнятого пульса происходит и активная работа мышц.
Аквафитнес высокоэффективен, если для роли требуется сбросить вес. Температурный фактор воды позволяет тратить больше калорий, поэтому занятие средней интенсивности дает высокие результаты: женщины могут потратить от 700 до 800 калорий, мужчины от 1000 до 1200. Кроме этого, тренировки в воде держат кожу в тонусе.

Держи спину ровно
Еще одна задача, которую успешно решает аквафитнес, – это коррекция осанки. При погружении происходит рефлекторное расслабление мышц. Если на фоне этого расслабления выполнять специальные упражнения, решить проблемы с позвоночником можно гораздо быстрее, чем в зале. Особенно эффективны в этом отношении контрастные тренировки – если есть возможность использовать и теплый, и прохладный бассейн.

Разработай программу тренировок
Учитывая высокую эффективность аквафитнеса, я бы советовала две тренировки в неделю для поддержания формы и три – для достижения результатов. На мой взгляд, четыре занятия – это недельный максимум (организм должен успевать восстанавливаться). Но это если речь идет о типовых нагрузках, если же занятия разноплановые – плавание, аквафитнес, растяжка, пилатес и пр. – тренироваться можно и пять-шесть раз в неделю.

Выбирай грамотного тренера
На западе тренеры часто приходят в аквафитнес из аэробики.  Они эмоциональны, смотреть, как они работают на занятиях, – одно удовольствие, но грамотность их подхода остается под вопросом. На мой взгляд, лучший тренер – тот, кто имеет за плечами профессиональный водный спорт. Такой специалист знает, как отреагирует тело на то или иное движение в воде.

Следи за питанием
Никаких диет – среди профессионалов это слово ругательное. Гастрономические ограничения заставляют организм испытывать стресс, за который он обязательно накажет нас перееданием. Питаться нужно рационально – есть все, но следить за количеством съеденного и учитывать особенности организма: кому-то нужно больше мяса, кому-то фруктов и овощей.

Не откладывай реабилитацию
Если на репетиции артист получает травму, с восстановлением лучше не затягивать. Хотя именно это обычно и происходит – после перелома или вывиха человек просто боится опереться на жесткую поверхность. Между тем, приступать к занятиям нужно сразу после того, как был снят фиксатор. И вода в этом случае – лучший помощник. В воде мы не чувствуем собственного веса, она достаточно плотная, чтобы быть опорой. В результате человек быстрее начинает доверять самому себе. При грамотном подборе упражнений вода избавляет от отеков и снимает ограничения подвижности в суставах, которые часто являются последствием травм.

Расслабляйся
Без исключения все артисты испытывают повышенные психоэмоциональные нагрузки. Это притом, что они и так народ особый, зачастую легкоранимый. Вода снимает физическое и психическое напряжение, уравновешивает и успокаивает.
 
СПРАВКА

Екатерина Хапкова 

Руководитель Европейской ассоциации аквафитнеса России. Автор и ведущая обучающих семинаров по аквафитнесу и реабилитации в воде. Международный тренер Американской ассоциации аквафитнеса и Европейской ассоциации аквафитнеса. С 1991 по 1997 годы работала в «Театре на воде» под руководством Марии и Владимира Максимовых. Мастер спорта по синхронному плаванию.
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Не заблуждайся К сожалению, то, что не соответствует общепринятым правилам, часто воспринимается как ошибочное отступление от «подлинного» искусства. ...
  • Драма без трагедии

    Конкуренция, репетиционный запал, стресс… Конфликты в творческом коллективе – не такая уж редкость. Как выйти из ситуации достойно и не испортить отношений с коллегами, «Театралу» рассказал врач-психотерапевт, актер театра «Современник» Александр Рапопорт. ...
  • «Не приходите в театр с целью заработать»

    Я абсолютно уверен, что секретов нет ни у кого, даже у людей профессиональных. Если кто-то с умным лицом говорит, что имеет собственные секреты, то перед вами шарлатан. В фотографии есть физика, если хотите, химия и частичка души каждого, кто делает это, нажимая на кнопку именно в момент создания, а не во время работы в «редакторе». ...
  • В музыкальный театр с ребенком: с чего начинать

    Мастер-класс ведет художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий ИСААКЯН.   С каких лет ребенка можно водить в театр? Основатель нашего театра Наталия Ильинична Сац считала, что ребенку младше 8 лет музыкальный театр посещать не стоит: для него это слишком серьезное искусство. ...
Читайте также