«Укоренилась меж людьми привычка громко ненавидеть»

 
Когда фейсбук только вошел в нашу жизнь, то казалось, что наконец-то появилась и стала явью та самая прекрасная и долгожданная поляна взаимного восхищения. Ну, что-то вроде «давайте понимать друг друга с полуслова», «давайте говорить друг другу комплименты»!

Казалось, что здесь дружественные души будут делиться остроумными наблюдениями, новыми мыслями, прекрасным настроением. Или будут плакаться в коллективную жилетку («чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова»).  И волны человеческого сочувствия растопят любой камень на душе…
Ага.

В очередной раз хотели, как лучше, а получилось… то, что получилось!
 
Теперь в фейсбук можно заходить только в противогазе, чтобы не отравиться миазмами ненависти всех ко всем. Идти по постам как по минному полю – поставишь не там лайк – ох, не избежать суровой проработки прям на месте или уже на своей странице.
 
Нет, островки доброжелательности остались: так торчат парочка здоровых зубов среди сгнившей челюсти. Скажем, дни рождения – это святое. Шквал нежности и пожеланий самого-самого… Иногда разрешают постить кошек, младенцев, луга и красивые виды. Некоторое количество веселых людей вопреки всему сохраняют оптимизм и веру в окружающий мир.
Однако погоду определяют отнюдь не они.
 

Суровая строка революционного гимна «кипит наш разум возмущенный» точно описывает среднюю температуру по палате. Не уверена, что кипит именно разум. Скорее что-то другое – пахучее-вонючее. Но кипит. Булькает. Переливается через край.

 
Тетки, похожие на своих фотографиях на разбухшую свинью-копилку, возмущаются очередной красоткой, нарушающей их утонченный вкус. Мужики, высохшие как заплесневелые стручки, - глубоко не приемлют качков с их загорелым накаченным торсом.
 
Помните в «Золотом теленке» милейшие старички грелись на солнце, обмениваясь замечаниями вроде: «Бриан - это голова!» И блаженно улыбались. Ныне фейсбучные старички пишут что-то вроде: «Бриан – это ж..па!». И дальше грязно ругаются. На все и всех. Премьеров, президентов, Далай-ламу и Папу Римского, на генералов, политиков, ученых, министров, деятелей всех рангов, да и просто на головы в телевизоре.
 
Люди со словарным запасом Эллочки-людоедочки смело судят о геополитике и градостроении, об экономике и образовании. Судят, рядят, обличают и выносят приговоры. Действительно, ну, почему бы и нет? Благо, кроме небольшого запаса матерных слов для сих сакральных действий ничего и не надо. Садись и пиши: «му-к такой в очередной раз поступил как му-к» Лайки, комменты, чувство глубокой собственной нужности и полезности.
 

В среде психологов популярна шутка, что «проекция – это обмазывание своим дерьмом оппонента». Фейсбук просто забит проекциями. И такими причудливыми. Престарелые подростки увлеченно пишут на заборе неприличные слова. Насколько долго хватает этой сомнительной забавы?


Я вполне понимаю, что всех периодически достает и жизнь, и окружающие, и погода за окном, и температура в квартире (то слишком жарко, то наоборот). 

Праведный гнев поднимается из глубин души. Негодованьем раскаленный слог жжет гортань… Но почему «расплавленный страданьем голос» так визглив?  И все фейсбучные негодования так неотличимы от кухонной перебранки? Почему праведный гнев выливается в русскую народную забаву – метание коровьих лепешек?
 
«Вы все ох-ли? Или просто с глузду съехали» - обращается к человечеству с трибуны своей фейсбучной страницы очередная кликуша (любого пола). И тут задумываешься, что все-таки высказывание гражданской позиции и выбросы желчного пузыря – это вещи принципиально разные. И то, что их так часто и опасно путают, – пугающий симптом.
 
Кровожадные пожелания «сдохнуть» (людям знакомым и незнакомым), какая-то атавистическая радость, что вот враг в гробу, на краю могилы, за решеткой, - все это стало нормой жизни в соцсети. Пойманных реальных каннибалов – рассматривают как диковину, как ископаемое, вдруг вынырнувшее в наших буднях. Но каннибальские посты никого не шокируют, они стали частью ежедневного пейзажа.
 
В нашу жизнь вошли глумления над погибшими. Публичная радость, что вот погибли гады, - перестала быть невозможной, стыдной…  Скорбь не объединяет, но разъединяет людей («по ком скорбим»? ох, не по тем, кому надо!)
 
Кто-то уже заметил, что до фейсбука никто не подозревал, что возвышенные гуманитарии, всю жизнь занимающиеся прекрасным и возвышенным, - вдруг окажутся под микроскопом соцсетей настолько злобными, скверными и низкими созданиями. «Боже, какой язык! А сколько злобы! А казались такими приличными и даже возвышенными женщинами!» - это умудренному режиссеру показали распечатку ежедневных будней закрытого и как бы интеллектуального сообщества, претендующего на позицию менторов и судей всего и вся.
 
«Эти суки меня козой обозвали» - несется по просторам ФБ вопль очередной кликуши с требованием немедленного суда Линча. И прям вздыхаешь: за что обидели коз? Белое, пушистое, исключительно грациозное животное.

Ненависть плещется, разрастается, наливается гноем и желчью. И уже ждешь, что вот-вот ее мутное цунами снесет разросшееся, но хрупкое творение Цукерберга.
 
«Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь»…
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
  • Даниил Крамер: «Нация с пустой душой - это катастрофа»

    Одним из самых ярких номеров на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» стало выступление пианиста, народного артиста России Даниила КРАМЕРА. Воспользовавшись случаем, корреспондент «Театрала» пообщался с музыкантом и узнал, какие проблемы современного общества его особо волнуют. ...
  • «Театр для себя»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стал писатель Денис ДРАГУНСКИЙ. – С давних пор девочки писали сами себе любовные записки и громко возмущались на весь класс: «Кто этот нахал?». ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также