Буйные начинают и выигрывают

 
Как пел Высоцкий:
Мы не сделали скандала.
Нам вождя не доставало.
 Настоящих, буйных, мало.
Вот и нету вожаков.

Увы, настоящих буйных вокруг все больше и больше. В геометрической прогрессии растет количество «священных коров». В геометрической прогрессии растет количество кликуш обоего пола, своих «священных коров» обороняющих от всего и вся. Кликуши кричат, впадают в транс, провоцируют.  У каждой кликуши - свой кумир, свой личный фетиш, личная священная корова. Иногда это вполне живой человек. Чаще – историческое имя. В одной из своих кратких рецензий в начале 1980-х годов Сергей Аверинцев написал об одном из исторических деятелей: «это такая фигура, что за весь исторический отрезок между ним и нами о нем едва ли кто-нибудь думал и говорил совсем непредвзято. Отношение к его имени уж очень «семиотично» ? до сих пор». 

История вокруг «Матильды», точнее история вокруг последнего российского императора, - именно что диагноз обществу, чье отношение к истории, с каждым днем все более «семиотично».


Запуская съемки своей «Матильды», - уверена, - Алексей Учитель даже в самых страшных снах не видел массовые петиции в интернете о запрете, не предугадывал непримиримой вражды депутата Госдумы, не видел в очертаниях кофейной гущи, что придется просить защиты у правоохранительных органов тех кинотеатров, где будет идти история романтической любви последнего русского царя и примы-балерины императорского балета.

Действительно, еще десять-пять-четыре и три года назад «семиотическое отношение» еще как-то держалось в берегах.

Но появились настоящие буйные, и – река из берегов вышла. Борьба за «чистоту облика» последнего императора обрела остроту классовой борьбы.

В периоды социальных потрясений отношения со своей историей и ее героями в обществе резко обостряются.
После революции в России прошла волна сноса памятников «царям-угнетателям» и их сатрапам. После перестройки мы проредили по стране памятники Ленину и прочим деятелям коммунистического режима. На наших глазах в Америке разгорается борьба вокруг героев войны Севера и Юга.  И уже есть первые жертвы.

Теперь и мы будем убивать друг друга из-за исторического спора вокруг юношеского увлечения наследника русского престола красавицей-балериной? А точнее из-за пламенной любви красавицы-депутату Госдумы к последнему императору?

Я готова чтить пылкие чувства, включая чувства Натальи Поклонской. Но – согласитесь, - завтра еще какой-нибудь депутат обидится, скажем, на то как показаны викинги в «Викинге». И что – снова – прокурорские проверки, гневные речи, крестные ходы, горячие головы, готовые громить по любому знаку?

И так скоро ступить будет некуда, чтобы не задеть чью-то обидчивую душу, держащую за пазухой тот самый коктейльчик Молотова. А если ситуация с «Матильдой» не будет разрешена, а виновные в ее раздувании и нагнетании останутся безнаказанными, то и вовсе наступит коллапс. Какой спектакль, какой фильм, какая выставка не может быть подвергнута атаке оскорбленных в своих лучших чувствах кликуш?

Когда-то очень мудрая женщина, вытерпевшая все гонения за веру, какие выпадали в советский период на долю людей веру сохранивших, заметила: «Бог - не беспомощная старушка, не надо махать кулаками от его имени. Он сам себя вполне защитить может».


Но все идет по пословице: «заставь дурака Богу молиться»…
Никто не нанес памяти последнего русского императора столько ущерба, сколько его неистовая поклонница из Госдумы. Сгоревшая машина, сообщение о минированном кинотеатре, запуганные прокатчики, сумасшедший за рулем машины с газовыми баллонами (вот уж Бог спас от жертв) – за все эти действия она несет моральную ответственность. Все они впрямую спровоцированы ее неистовым натиском.
И – тут, действительно, пора ставить вопрос: либо о психиатрической экспертизе, либо о возбуждении дела по статье о подстрекательстве.

Помимо всего остального, - как же надо не уважать память последнего императора, чтобы предполагать, что его будут меньше чтить после выхода фильма о его юношеской любви?

Никакие пляски в храме или ловля покемонов не подрывали благоговейное уважение к церкви как эти стотысячные крестные ходы, цель которых запрет художественного фильма. Как же надо не уважать Бога, чтобы, не страшась его гнева, сеять ненависть в своих согражданах. И привлекать Его имя для преодоления своих мелких сегодняшних фобий.


Как же надо не уважать государство, чтобы призывать не разрешать к показу фильм, прошедший все инстанции.
Боюсь, что и государственным властям, и церкви, и даже нашей Госдуме пора перестать умывать руки, пора вмешаться пока ситуация не стала необратимой – пока не пролилась первая кровь.  В конце концов, тот же Высоцкий заметил, что на «происки и бредни – сети есть у нас и бредни»…  
 
Вот сейчас в нежно любимом музее Бахрушина готовят к изданию дневники Матильды Кшесинской… 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Как беспардонно склоняют на все лады его имя…»

    Получилось, может длинно и даже пафосно, чего я не люблю и боюсь. Но мне хотелось, чтобы кто-то почувствовал то, что чувствую я, когда вижу, слышу, читаю… Как беспардонно склоняют на все лады имя Кости Райкина, оскорбляя его, ставя под сомнение его искренность и личную человеческую, актерскую драму, разворачивающуюся сейчас на наших глазах. ...
Читайте также


Читайте также

  • Культурную политику строить сложно, а ломать легко

    Если честно, то очень не люблю разнообразные конспирологические объяснения происходящих событий. Все эти страшные догадки и толстые намеки на тех, кто дерется под ковром. Про разборки башен. Про происки Кремля и Госдепа. ...
  • Критика в зеркале критики

    Перед нами большеформатное многостраничное незаурядное издание («Евгений Вахтангов в театральной критике». Редактор-составитель В.В. Иванов). Театровед Владислав Иванов и его соратники Мария Львова и Мария Хализева много лет заняты талантливой публикаторской деятельностью. ...
  • «Укоренилась меж людьми привычка громко ненавидеть»

    Когда фейсбук только вошел в нашу жизнь, то казалось, что наконец-то появилась и стала явью та самая прекрасная и долгожданная поляна взаимного восхищения. Ну, что-то вроде «давайте понимать друг друга с полуслова», «давайте говорить друг другу комплименты»! Казалось, что здесь дружественные души будут делиться остроумными наблюдениями, новыми мыслями, прекрасным настроением. ...
  • «Укоренилась меж людьми привычка громко ненавидеть»

    Когда фейсбук только вошел в нашу жизнь, то казалось, что наконец-то появилась и стала явью та самая прекрасная и долгожданная поляна взаимного восхищения. Ну, что-то вроде «давайте понимать друг друга с полуслова», «давайте говорить друг другу комплименты»!  Казалось, что здесь дружественные души будут делиться остроумными наблюдениями, новыми мыслями, прекрасным настроением. ...
Читайте также