Мария Ревякина: «Кто спасёт театр от заказа?»

 
Острых проблем в современном театре много (недавно «Театрал» приводил точку зрения на этот счет Валерия Фокина, Владимира Урина и Кирилла Крока). Но в числе прочих бед есть одна, которая вызывает особое опасение – стремление Минфина вывести театр за рамки бюджетного финансирования. О том, что происходит и почему эта тенденция обеспокоила многих руководителей, «Театралу» рассказала директор Театра наций Мария РЕВЯКИНА.
 
– Сегодня мы наблюдаем большое желание экономического блока Правительства уменьшить нагрузку на бюджет в части финансирования учреждений культуры и искусства, допустив на рынок некоммерческие организации.

Мы пытаемся убедить Минфин, что если уж большевики в 1917 году понимали высокое значение театра и ставили перед ним важнейшие задачи просвещения, то теперь и вовсе слияние театров, перевод его постепенно (а это явное желание Минфина) за рамки бюджетного финансирования выглядит странно.


Иногда звучат призывы объединиться, придумать что-то вроде общей дирекции театров, как было до 1917 года, но, мне кажется, сегодня такая модель вряд ли приживется, поскольку в стране полностью изменилась система социальных институтов. Есть, например, Министерство культуры, которому в соответствии с законодательством делегированы полномочия распределения субсидий. Кроме того, каждый театр является у нас хозяйствующим субъектом и самостоятельно выстраивает свой репертуар, определяет ценовую политику по билетам, самостоятельно работает с распределением по статьям расходов полученной субсидии в соответствии с законодательством.

Между тем, мы часто ездим по стране и видим чудовищные примеры слияния театров в некие конгломераты. Достаточно Тюмень назвать, где под одной крышей объединили ДК, филармонию и театральные коллективы. В итоге те люди, которые изначально согласились участвовать в эксперименте, теперь просто не знают, что делать, поскольку у театра кукол одни задачи, у драматического – другие, у музыкального – третьи.

Причем такой процесс создает добротную почву для конфликтов, ведь все коллективы находятся под одной крышей и становится ясно, что одной труппе дают меньше денег, другой – больше. И подобных примеров масса…


Еще одна проблема, стоящая перед современным театром, – стремление целого ряда людей наделить театр особой идеологической миссией. Я была на общественном совете, где из уст Николая Петровича Бурляева прозвучал вопрос, почему Общественный совет и Министерство культуры не следит за театрами, почему не вводит художественные советы, которые должны контролировать репертуар, почему не назначает и не определяет настоящих главных режиссеров (!)… Поэтому сейчас всем директорам нужно встать на защиту нашего общего театрального дела.

Говорить о проблемах современного театра можно долго. Мои предложения. Первое касается пенсий. Сейчас этот вопрос многие театры решают самостоятельно, изыскивая возможность поддержать пожилых артистов, своих корифеев. Мне кажется, что есть смысл обратиться в СТД – в очень мощный из всех творческих союзов. Возможно, получится разработать пенсионные гранты, создать своего рода театральный пенсионный фонд и через СТД (т.е. централизованно) распределять дополнительные гранты артистам, вышедшим на пенсию.

Второе важное направление. Несколько лет назад возникли гранты Президента. Их получают театры и музыкальные коллективы. Почему бы нам не обратиться в администрацию Президента с предложением (оно должно быть опять же сформулировано на уровне СТД и согласовано с руководителями театров) и предложить сделать систему предоставления грантов достаточно гибкой и прозрачной.

Третье. Закон о культуре. Об этом правовом документе говорят давно. На мой взгляд, он крайне необходим. Насколько я знаю, сейчас начинается очередная его разработка, закон будет обсуждаться и мы, руководители театров, должны в этом активно участвовать.

Четвертое. Мы часто говорим о проблемах. Но самая острая проблема одна – некомпетентность людей, которые управляют культурой. Поэтому, на мой взгляд, здесь важно активнее взаимодействовать с СТД, который формирует профессиональное мнение, работает с комиссиями по различным направлениям театральной деятельности , чтобы полноправно, полноценно участвовать вместе с Минкультом в обсуждении архиважных вопросов, которые касаются театральной жизни.

И наконец, в заключение хочу сказать о крайней опасности принятия Федерального Закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», так называемый социальный заказ.

Мы участвуем в обсуждениях этого законопроекта с Министерством Финансов и убеждены в стремлении его разработчиков любой ценой «протащить» в сферу культуры и искусства социальный заказ, что свидетельствует о нежелании понять специфику творчества, где недопустим любой заказ, даже если он назван социальным. Это означает допуск на рынок «культурных услуг» некоммерческих организаций с передачей на конкурсной основе им бюджетного финансирования, которое в итоге будет  изъято у государственных и муниципальных учреждений культуры. Особенно это страшно для региональных театров.

В сфере культуры не может быть конкурентных отношений в рыночном понимании.

Культура и искусство не входят в социальную сферу, не предоставляют социально- и общественно-значимых услуг. Поэтому сферу культуры и искусства следует целиком и полностью вывести из-под юрисдикции рассматриваемого законопроекта.

Читайте также:
Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

Валерий Фокин: «Это наше хроническое заболевание»




В распоряжении «Театрала» оказалось письмо, которое руководители театров направили заместителю министра финансов Алексею Лаврову. В нем подробно изложена суть проблемы.


  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • Лия Ахеджакова: «Живем в диком абсурде»

    В среду, 21 февраля, Мосгорсуд подтвердил решение Басманного суда о продлении меры пресечения троим фигурантам дела «Седьмой  студии». Одним из участников заседания стала Лия Ахеджакова: адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская заявила ходатайство о допуске Лии Меджидовны в качестве общественного защитника, однако суд Ахеджаковой отказал, сославшись на то, что у нее нет диплома по юриспруденции. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Мы надеялись, что сжалятся хотя бы над Малобродским»

    Несмотря на многочисленные доводы защиты и представленные доказательства, Мосгорсуд не изменил меру пресечения фигурантам дела «Седьмой студии» после рассмотрения апелляции, которое состоялось 21 февраля. Создатель организации Кирилл Серебренников и бывший гендиректор Юрий Итин остаются под домашним арестом, бывший генпродюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
  • «Я не ознакомлен ни с одной строчкой дела – я просто сижу в тюрьме»

    В среду, 21 февраля, Мосгорсуд подтвердил решение Басманного суда о продлении меры пресечения троим фигурантам дела «Седьмой  студии». Наибольший резонанс вызвало выступление бывшего генпродюсера организации Алексея Малобродского, заявившего об ошибках, которые, по его мнению, допустил суд в ходе разбирательства. ...
  • Лия Ахеджакова: «Живем в диком абсурде»

    В среду, 21 февраля, Мосгорсуд подтвердил решение Басманного суда о продлении меры пресечения троим фигурантам дела «Седьмой  студии». Одним из участников заседания стала Лия Ахеджакова: адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская заявила ходатайство о допуске Лии Меджидовны в качестве общественного защитника, однако суд Ахеджаковой отказал, сославшись на то, что у нее нет диплома по юриспруденции. ...
  • Кирилл Серебренников: «Хочу, чтобы вы поняли масштаб несправедливости»

    В среду, 21 февраля, Мосгорсуд подтвердил решение Басманного суда о продлении меры пресечения троим фигурантам дела «Седьмой  студии». До 19 апреля режиссер и худрук студии Кирилл Серебренников и директор организации Юрий Итин останутся под домашним арестом, бывший генпродюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
Читайте также