Мария Ревякина: «Кто спасёт театр от заказа?»

 
Острых проблем в современном театре много (недавно «Театрал» приводил точку зрения на этот счет Валерия Фокина, Владимира Урина и Кирилла Крока). Но в числе прочих бед есть одна, которая вызывает особое опасение – стремление Минфина вывести театр за рамки бюджетного финансирования. О том, что происходит и почему эта тенденция обеспокоила многих руководителей, «Театралу» рассказала директор Театра наций Мария РЕВЯКИНА.
 
– Сегодня мы наблюдаем большое желание экономического блока Правительства уменьшить нагрузку на бюджет в части финансирования учреждений культуры и искусства, допустив на рынок некоммерческие организации.

Мы пытаемся убедить Минфин, что если уж большевики в 1917 году понимали высокое значение театра и ставили перед ним важнейшие задачи просвещения, то теперь и вовсе слияние театров, перевод его постепенно (а это явное желание Минфина) за рамки бюджетного финансирования выглядит странно.


Иногда звучат призывы объединиться, придумать что-то вроде общей дирекции театров, как было до 1917 года, но, мне кажется, сегодня такая модель вряд ли приживется, поскольку в стране полностью изменилась система социальных институтов. Есть, например, Министерство культуры, которому в соответствии с законодательством делегированы полномочия распределения субсидий. Кроме того, каждый театр является у нас хозяйствующим субъектом и самостоятельно выстраивает свой репертуар, определяет ценовую политику по билетам, самостоятельно работает с распределением по статьям расходов полученной субсидии в соответствии с законодательством.

Между тем, мы часто ездим по стране и видим чудовищные примеры слияния театров в некие конгломераты. Достаточно Тюмень назвать, где под одной крышей объединили ДК, филармонию и театральные коллективы. В итоге те люди, которые изначально согласились участвовать в эксперименте, теперь просто не знают, что делать, поскольку у театра кукол одни задачи, у драматического – другие, у музыкального – третьи.

Причем такой процесс создает добротную почву для конфликтов, ведь все коллективы находятся под одной крышей и становится ясно, что одной труппе дают меньше денег, другой – больше. И подобных примеров масса…


Еще одна проблема, стоящая перед современным театром, – стремление целого ряда людей наделить театр особой идеологической миссией. Я была на общественном совете, где из уст Николая Петровича Бурляева прозвучал вопрос, почему Общественный совет и Министерство культуры не следит за театрами, почему не вводит художественные советы, которые должны контролировать репертуар, почему не назначает и не определяет настоящих главных режиссеров (!)… Поэтому сейчас всем директорам нужно встать на защиту нашего общего театрального дела.

Говорить о проблемах современного театра можно долго. Мои предложения. Первое касается пенсий. Сейчас этот вопрос многие театры решают самостоятельно, изыскивая возможность поддержать пожилых артистов, своих корифеев. Мне кажется, что есть смысл обратиться в СТД – в очень мощный из всех творческих союзов. Возможно, получится разработать пенсионные гранты, создать своего рода театральный пенсионный фонд и через СТД (т.е. централизованно) распределять дополнительные гранты артистам, вышедшим на пенсию.

Второе важное направление. Несколько лет назад возникли гранты Президента. Их получают театры и музыкальные коллективы. Почему бы нам не обратиться в администрацию Президента с предложением (оно должно быть опять же сформулировано на уровне СТД и согласовано с руководителями театров) и предложить сделать систему предоставления грантов достаточно гибкой и прозрачной.

Третье. Закон о культуре. Об этом правовом документе говорят давно. На мой взгляд, он крайне необходим. Насколько я знаю, сейчас начинается очередная его разработка, закон будет обсуждаться и мы, руководители театров, должны в этом активно участвовать.

Четвертое. Мы часто говорим о проблемах. Но самая острая проблема одна – некомпетентность людей, которые управляют культурой. Поэтому, на мой взгляд, здесь важно активнее взаимодействовать с СТД, который формирует профессиональное мнение, работает с комиссиями по различным направлениям театральной деятельности , чтобы полноправно, полноценно участвовать вместе с Минкультом в обсуждении архиважных вопросов, которые касаются театральной жизни.

И наконец, в заключение хочу сказать о крайней опасности принятия Федерального Закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», так называемый социальный заказ.

Мы участвуем в обсуждениях этого законопроекта с Министерством Финансов и убеждены в стремлении его разработчиков любой ценой «протащить» в сферу культуры и искусства социальный заказ, что свидетельствует о нежелании понять специфику творчества, где недопустим любой заказ, даже если он назван социальным. Это означает допуск на рынок «культурных услуг» некоммерческих организаций с передачей на конкурсной основе им бюджетного финансирования, которое в итоге будет  изъято у государственных и муниципальных учреждений культуры. Особенно это страшно для региональных театров.

В сфере культуры не может быть конкурентных отношений в рыночном понимании.

Культура и искусство не входят в социальную сферу, не предоставляют социально- и общественно-значимых услуг. Поэтому сферу культуры и искусства следует целиком и полностью вывести из-под юрисдикции рассматриваемого законопроекта.

Читайте также:
Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

Валерий Фокин: «Это наше хроническое заболевание»




В распоряжении «Театрала» оказалось письмо, которое руководители театров направили заместителю министра финансов Алексею Лаврову. В нем подробно изложена суть проблемы.


  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Как беспардонно склоняют на все лады его имя…»

    Получилось, может длинно и даже пафосно, чего я не люблю и боюсь. Но мне хотелось, чтобы кто-то почувствовал то, что чувствую я, когда вижу, слышу, читаю… Как беспардонно склоняют на все лады имя Кости Райкина, оскорбляя его, ставя под сомнение его искренность и личную человеческую, актерскую драму, разворачивающуюся сейчас на наших глазах. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Сатирикон» ответит Минкульту

    Театр «Сатирикон» подготовит правовой комментарий в ответ на заявление министра культуры Владимира Мединского о финансовых недостатках в деятельности театра. Об этом «Театралу» сообщил директор театра Анатолий Полянкин. ...
  • «Союзмультфильм» надеется уладить конфликт с Эдуардом Успенским

    Съемки продолжения мультсериала «Простоквашино» не нарушают авторские права Эдуарда Успенского. Об этом в воскресенье, 19 ноября, сообщили в пресс-службе киностудии. «В ноябре 2016 года, перед началом работы над проектом «Новое Простоквашино» ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» (далее - Киностудия) получило согласие у Э. ...
  • «Как беспардонно склоняют на все лады его имя…»

    Получилось, может длинно и даже пафосно, чего я не люблю и боюсь. Но мне хотелось, чтобы кто-то почувствовал то, что чувствую я, когда вижу, слышу, читаю… Как беспардонно склоняют на все лады имя Кости Райкина, оскорбляя его, ставя под сомнение его искренность и личную человеческую, актерскую драму, разворачивающуюся сейчас на наших глазах. ...
  • Дмитрий Богачев покинул Stage Entertainment

    Продюсер Дмитрий Богачев покидает пост гендиректора Stage Entertainment Russia — дочерней компании крупного голландского холдинга, пришедшего в Россию 13 лет назад.   Дмитрий Альбертович объяснил это решение разногласиями с головным руководством международной компании: «Мои новые творческие идеи и инициативы перестали вписываться в консервативную стратегию их корпоративного управления», – сказал он в заявлении ТАСС. ...
Читайте также