Мария Ревякина: «Кто спасёт театр от заказа?»

 
Острых проблем в современном театре много (недавно «Театрал» приводил точку зрения на этот счет Валерия Фокина, Владимира Урина и Кирилла Крока). Но в числе прочих бед есть одна, которая вызывает особое опасение – стремление Минфина вывести театр за рамки бюджетного финансирования. О том, что происходит и почему эта тенденция обеспокоила многих руководителей, «Театралу» рассказала директор Театра наций Мария РЕВЯКИНА.
 
– Сегодня мы наблюдаем большое желание экономического блока Правительства уменьшить нагрузку на бюджет в части финансирования учреждений культуры и искусства, допустив на рынок некоммерческие организации.

Мы пытаемся убедить Минфин, что если уж большевики в 1917 году понимали высокое значение театра и ставили перед ним важнейшие задачи просвещения, то теперь и вовсе слияние театров, перевод его постепенно (а это явное желание Минфина) за рамки бюджетного финансирования выглядит странно.


Иногда звучат призывы объединиться, придумать что-то вроде общей дирекции театров, как было до 1917 года, но, мне кажется, сегодня такая модель вряд ли приживется, поскольку в стране полностью изменилась система социальных институтов. Есть, например, Министерство культуры, которому в соответствии с законодательством делегированы полномочия распределения субсидий. Кроме того, каждый театр является у нас хозяйствующим субъектом и самостоятельно выстраивает свой репертуар, определяет ценовую политику по билетам, самостоятельно работает с распределением по статьям расходов полученной субсидии в соответствии с законодательством.

Между тем, мы часто ездим по стране и видим чудовищные примеры слияния театров в некие конгломераты. Достаточно Тюмень назвать, где под одной крышей объединили ДК, филармонию и театральные коллективы. В итоге те люди, которые изначально согласились участвовать в эксперименте, теперь просто не знают, что делать, поскольку у театра кукол одни задачи, у драматического – другие, у музыкального – третьи.

Причем такой процесс создает добротную почву для конфликтов, ведь все коллективы находятся под одной крышей и становится ясно, что одной труппе дают меньше денег, другой – больше. И подобных примеров масса…


Еще одна проблема, стоящая перед современным театром, – стремление целого ряда людей наделить театр особой идеологической миссией. Я была на общественном совете, где из уст Николая Петровича Бурляева прозвучал вопрос, почему Общественный совет и Министерство культуры не следит за театрами, почему не вводит художественные советы, которые должны контролировать репертуар, почему не назначает и не определяет настоящих главных режиссеров (!)… Поэтому сейчас всем директорам нужно встать на защиту нашего общего театрального дела.

Говорить о проблемах современного театра можно долго. Мои предложения. Первое касается пенсий. Сейчас этот вопрос многие театры решают самостоятельно, изыскивая возможность поддержать пожилых артистов, своих корифеев. Мне кажется, что есть смысл обратиться в СТД – в очень мощный из всех творческих союзов. Возможно, получится разработать пенсионные гранты, создать своего рода театральный пенсионный фонд и через СТД (т.е. централизованно) распределять дополнительные гранты артистам, вышедшим на пенсию.

Второе важное направление. Несколько лет назад возникли гранты Президента. Их получают театры и музыкальные коллективы. Почему бы нам не обратиться в администрацию Президента с предложением (оно должно быть опять же сформулировано на уровне СТД и согласовано с руководителями театров) и предложить сделать систему предоставления грантов достаточно гибкой и прозрачной.

Третье. Закон о культуре. Об этом правовом документе говорят давно. На мой взгляд, он крайне необходим. Насколько я знаю, сейчас начинается очередная его разработка, закон будет обсуждаться и мы, руководители театров, должны в этом активно участвовать.

Четвертое. Мы часто говорим о проблемах. Но самая острая проблема одна – некомпетентность людей, которые управляют культурой. Поэтому, на мой взгляд, здесь важно активнее взаимодействовать с СТД, который формирует профессиональное мнение, работает с комиссиями по различным направлениям театральной деятельности , чтобы полноправно, полноценно участвовать вместе с Минкультом в обсуждении архиважных вопросов, которые касаются театральной жизни.

И наконец, в заключение хочу сказать о крайней опасности принятия Федерального Закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», так называемый социальный заказ.

Мы участвуем в обсуждениях этого законопроекта с Министерством Финансов и убеждены в стремлении его разработчиков любой ценой «протащить» в сферу культуры и искусства социальный заказ, что свидетельствует о нежелании понять специфику творчества, где недопустим любой заказ, даже если он назван социальным. Это означает допуск на рынок «культурных услуг» некоммерческих организаций с передачей на конкурсной основе им бюджетного финансирования, которое в итоге будет  изъято у государственных и муниципальных учреждений культуры. Особенно это страшно для региональных театров.

В сфере культуры не может быть конкурентных отношений в рыночном понимании.

Культура и искусство не входят в социальную сферу, не предоставляют социально- и общественно-значимых услуг. Поэтому сферу культуры и искусства следует целиком и полностью вывести из-под юрисдикции рассматриваемого законопроекта.

Читайте также:
Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

Валерий Фокин: «Это наше хроническое заболевание»




В распоряжении «Театрала» оказалось письмо, которое руководители театров направили заместителю министра финансов Алексею Лаврову. В нем подробно изложена суть проблемы.


  • Нравится

Самое читаемое

  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
  • Константин Райкин: «И в Москве есть глухая провинция…»

    На протяжении многолетней истории «Сатирикон» переживал разные периоды, но сейчас наступил, наверное, самый сложный. Дело в том, что никто пока не может назвать внятных сроков окончания реконструкции, и коллектив уже не первый год продолжает вести кочевую жизнь, выпуская в таких условиях на порядок меньше спектаклей. ...
  • Станислав Говорухин госпитализирован в крайне тяжелом состоянии

    Режиссер, председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин госпитализирован в Центральную клиническую больницу в крайне тяжелом состоянии. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на собственный источник в медицинских кругах. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Ждем от России новых побед»

    Поклонники футбола в артистической среде – не такое уж редкое явление. Как следить за ходом игры, не отрываясь от творческого процесса, нам рассказал актер Театра им. Вахтангова Михаил Васьков. Напомним, 19 июня после спектакля «Мадемуазель Нитуш» артист вышел на сцену и объявил счет матча Россия-Египет, за чем последовали бурные аплодисменты зала. ...
  • Яна Сексте: «Я сумасшедший болельщик»

    Футбольный матч между Россией и Египтом, состоявшийся во вторник, 19 июня, завершился победой российской сборной со счетом 3:1, что практически со стопроцентной вероятностью гарантировало России выход из группы (впервые в новейшей истории). ...
  • Игра на уничтожение

    Екатерина II, которую никто не считал выдающейся гуманисткой, тем не менее сформулировала универсальное правило правового государства: «лучше помиловать десять виновных, чем повесить одного невинного». Именно этой выстраданной максимой и стоит руководствоваться в деле обмена людей, оказавшихся заложниками межгосударственных конфликтов. ...
  • «Счет сообщали друг другу прямо на сцене»

    В Москве стартовал Чемпионат мира по футболу. В четверг город, наводненный болельщиками, праздновал церемонию открытия, а затем и победу российской сборной со счетом 5:0 в матче с Саудовской Аравией. Футбольный марафон  пройдет по нескольких российским городам: помимо Москвы это Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Калининград, Волгоград, Ростов-на-Дону и Саранск. ...
Читайте также