Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

 
Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. В их числе – директор Театра им. Вахтангова Кирилл КРОК:
 
– За этим столом сидят руководители, в основном, успешных театров. Можно сказать, нам удается приспособиться к очень непростым условиям театрального дела. Но если говорить о всей России, то региональные театры действительно поставлены на грань выживания.

Хорошо, если в регионе есть губернатор, который ходит в театр и как-то пытается помочь. Но такие случаи редки. В большинстве городов театры едва сводят концы с концами. Многие перспективные артисты уезжают в столицу в поисках не только достойной оплаты труда, но и самого главного в актерском деле – самореализации. Огромное количество театров не обеспечены полноценной труппой. Нет главных режиссеров, нет художественных руководителей, не хватает грамотных директоров…

Только что мы вернулись из Петрозаводска, где уже пять лет подряд местным театрам не дается ни копейки на выпуск спектаклей. Просто не дается. Единственное, что их выручает, это гранты Министерства культуры, которые, как вы понимаете, еще надо получить. Причем речь идет не о каких-то маленьких театрах, студиях и мастерских. Такая картина в крупнейшем Музыкальном театре республики Карелия или, например, в Национальном. Поэтому сегодня, конечно, ситуация для российских театров чудовищная.

Посмотрите статистику СТД: сколько сотрудников театра не обеспечены квартирами. Во многих городах нет даже театральных общежитий и служебного жилья. Так что, я бы низко поклонился тем людям, которые вопреки всему создают более-менее достойные условия жизни своим сотрудникам.


Мы прекрасно понимаем, какие существуют проблемы в экономической отрасли, как нелегко выстраивать бюджет во всех российских регионах. Но к этим проблемам без конца добавляются нововведения со стороны Минфина.

Не первый год подряд мои коллеги говорят о том, как усложняют работу 44-й и 223-й федеральные законы (эти правовые акты строго регламентируют систему госзакупок, заставляя даже небольшие приобретения осуществлять через конкурсы. – «Т»). Не надо обольщаться. Мы никогда не дождемся того, что эти законы отменят. Возможно, их создатели теперь уже и сами понимают, насколько эти документы усложняют всем нам работу, порою делая ее абсурдной, но потрачено множество денег на то, чтобы законы обросли инструкциями, подзаконными актами, информационными системами, была куплена очень дорогостоящая техника (один сайт госуслуг чего стоит!). Никто от этих документов не откажется и мечтать об этом нельзя. Мы будем и дальше жить в этом кошмаре.

Я часто думаю: ну ладно, ну, уж кое-как смирились с этим 44-м и 223-м законами, но не надо добавлять новые, которые просто парализуют работу театральной дирекции, мешают сосредоточиться на внутренних проблемах театра. Но нет. Теперь, оказывается, ко всем нашим бедам добавляется Закон о социальном заказе.


А чего стоит один общественный совет при Минкультуре, причем в него входят люди, которые не пользуются авторитетом в культурной и театральной среде, но их, как экспертов, приглашают в Минкульт, и там они беспрерывно с трибуны продвигают свою точку зрения о том, что якобы театрам нужны худсоветы, о том, что ничего плохого в цензуре нет, о том, что государство обязано усилить контроль над творческими людьми и так далее. Это, подчеркиваю, звучит с трибуны Минкульта, и никто не решается сказать этим оголтелым общественникам, а многие из них еще и сутяжники (достаточно вспомнить, какую борьбу эти деятели вели в театре против Любимова!), насколько их бурная инициативная деятельность уводит в сторону от более важных, действительно наболевших проблем.

Сегодня театры фактически взяли на себя  функцию выплаты пенсий тем артистам, которые уже не могут играть, поскольку директора прекрасно понимают, что в Москве прожить на 8-13 тыс. рублей нереально. На эти 13 тыс. можно только оплатить квартиру и купить лекарства. А если у человека нет достойного жилья? Если нет семьи? Если не на кого положиться? Картина усложняется.

Еще одна назревшая проблема – нужна контрактная система, о которой театральное сообщество твердит не первый год подряд. Еще Юрий Петрович Любимов говорил президенту о том, что должны быть контракты. Они, конечно, есть, но в этом деле требуется реформа, учитывающая те же социальные гарантии и пенсии артистам. Реформу почти удалось начать обсуждать, но вдруг снова две депутатки (одна из них теперь в Киеве, другая еще в Госдуме), устроили шабаш, подняли крик и… нет никаких нововведений. Поэтому мы имеем с вами то, что имеем.

В итоге, труппы везде переполнены. По статистике и в столице, и в регионах происходит физическое старение труппы, поскольку артистов, которые отказываются от ролей или в силу каких-то причин не могут играть, невозможно вывести за штат, взяв на их место молодежь. Нет ротации творческих кадров. Множество талантливых студентов театральных вузов не могут попасть в штат ведущих театров. Вот что сделали эти депутатки.


Еще одна тенденция. Руководящие органы требуют от театров повышения доходности. Но статистика говорит нам обратное. По сведениям директора Московской дирекции театрально-зрелищных касс, количество зрителей по сравнению с сентябрем 2016 года сократилось на 10%. Это официальные данные. Иными словами, в силу экономических факторов у людей стало меньше возможности ходить в театр.

Проблем очень много. Нет закона о меценатах. Было хорошее предложение Минкульта предоставить социальные гарантии и ряд преференций тем людям, которые жертвуют на образование и на театр. Но Минфин не позволил внедрять такую идею. И железно на этом стоит. Так что, мы сегодня существуем в жестких рамках. Но наши коллеги в регионах и вовсе находятся на грани выживания.

Читайте также:
Валерий Фокин: «Это наше хроническое заболевание»

  • Нравится

Самое читаемое

  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
  • Константин Райкин: «И в Москве есть глухая провинция…»

    На протяжении многолетней истории «Сатирикон» переживал разные периоды, но сейчас наступил, наверное, самый сложный. Дело в том, что никто пока не может назвать внятных сроков окончания реконструкции, и коллектив уже не первый год продолжает вести кочевую жизнь, выпуская в таких условиях на порядок меньше спектаклей. ...
  • Станислав Говорухин госпитализирован в крайне тяжелом состоянии

    Режиссер, председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин госпитализирован в Центральную клиническую больницу в крайне тяжелом состоянии. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на собственный источник в медицинских кругах. ...
Читайте также


Читайте также

  • Et Cetera опубликовал кадры с репетиции Адольфа Шапиро

    В театре Александра Калягина Et Cetera продолжаются репетиции спектакля «Это так, если вам так кажется» по малоизвестной в России пьесе Луиджи Пирандело, премьера которого ожидается в сентябре. Как сообщал «Театрал», читка пьесы и первые репетиции в театре прошли в начале апреля. ...
  • Лев Додин ответит на вопросы зрителей

    Вечер вопросов и ответов, главным героем которого станет режиссер Лев Додин, готовится в МДТ – Театре Европы в сентябре. Такой формат один из самых строгих театров Северной столицы впервые предлагает своим зрителям. Лев Абрамович возглавляет Малый драматический театр Санкт-Петербурга с 1983 года, а с 2002 года является также его директором. ...
  • Юрий Грымов: «Я никогда не провожу кастинги»

    В среду, 20 июня, театр «Модерн» представит свою версию горьковской пьесы «На дне». С того момента, как Юрий ГРЫМОВ возглавил театр, в «Модерне» значительно поменялся репертуар и, по словам режиссера, пришла новая публика. ...
  • Ольга Прокофьева: «Хочу сыграть великую женщину»

    20 июня одна из ведущих актрис Театра им. Маяковского Ольга ПРОКОФЬЕВА отмечает юбилей.   – Ольга, вас можно по праву назвать одной из самых элегантных актрис, какими средствами вы этого достигаете?   – Вся наша жизнь в голове. ...
Читайте также