Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

 
Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. В их числе – директор Театра им. Вахтангова Кирилл КРОК:
 
– За этим столом сидят руководители, в основном, успешных театров. Можно сказать, нам удается приспособиться к очень непростым условиям театрального дела. Но если говорить о всей России, то региональные театры действительно поставлены на грань выживания.

Хорошо, если в регионе есть губернатор, который ходит в театр и как-то пытается помочь. Но такие случаи редки. В большинстве городов театры едва сводят концы с концами. Многие перспективные артисты уезжают в столицу в поисках не только достойной оплаты труда, но и самого главного в актерском деле – самореализации. Огромное количество театров не обеспечены полноценной труппой. Нет главных режиссеров, нет художественных руководителей, не хватает грамотных директоров…

Только что мы вернулись из Петрозаводска, где уже пять лет подряд местным театрам не дается ни копейки на выпуск спектаклей. Просто не дается. Единственное, что их выручает, это гранты Министерства культуры, которые, как вы понимаете, еще надо получить. Причем речь идет не о каких-то маленьких театрах, студиях и мастерских. Такая картина в крупнейшем Музыкальном театре республики Карелия или, например, в Национальном. Поэтому сегодня, конечно, ситуация для российских театров чудовищная.

Посмотрите статистику СТД: сколько сотрудников театра не обеспечены квартирами. Во многих городах нет даже театральных общежитий и служебного жилья. Так что, я бы низко поклонился тем людям, которые вопреки всему создают более-менее достойные условия жизни своим сотрудникам.


Мы прекрасно понимаем, какие существуют проблемы в экономической отрасли, как нелегко выстраивать бюджет во всех российских регионах. Но к этим проблемам без конца добавляются нововведения со стороны Минфина.

Не первый год подряд мои коллеги говорят о том, как усложняют работу 44-й и 223-й федеральные законы (эти правовые акты строго регламентируют систему госзакупок, заставляя даже небольшие приобретения осуществлять через конкурсы. – «Т»). Не надо обольщаться. Мы никогда не дождемся того, что эти законы отменят. Возможно, их создатели теперь уже и сами понимают, насколько эти документы усложняют всем нам работу, порою делая ее абсурдной, но потрачено множество денег на то, чтобы законы обросли инструкциями, подзаконными актами, информационными системами, была куплена очень дорогостоящая техника (один сайт госуслуг чего стоит!). Никто от этих документов не откажется и мечтать об этом нельзя. Мы будем и дальше жить в этом кошмаре.

Я часто думаю: ну ладно, ну, уж кое-как смирились с этим 44-м и 223-м законами, но не надо добавлять новые, которые просто парализуют работу театральной дирекции, мешают сосредоточиться на внутренних проблемах театра. Но нет. Теперь, оказывается, ко всем нашим бедам добавляется Закон о социальном заказе.


А чего стоит один общественный совет при Минкультуре, причем в него входят люди, которые не пользуются авторитетом в культурной и театральной среде, но их, как экспертов, приглашают в Минкульт, и там они беспрерывно с трибуны продвигают свою точку зрения о том, что якобы театрам нужны худсоветы, о том, что ничего плохого в цензуре нет, о том, что государство обязано усилить контроль над творческими людьми и так далее. Это, подчеркиваю, звучит с трибуны Минкульта, и никто не решается сказать этим оголтелым общественникам, а многие из них еще и сутяжники (достаточно вспомнить, какую борьбу эти деятели вели в театре против Любимова!), насколько их бурная инициативная деятельность уводит в сторону от более важных, действительно наболевших проблем.

Сегодня театры фактически взяли на себя  функцию выплаты пенсий тем артистам, которые уже не могут играть, поскольку директора прекрасно понимают, что в Москве прожить на 8-13 тыс. рублей нереально. На эти 13 тыс. можно только оплатить квартиру и купить лекарства. А если у человека нет достойного жилья? Если нет семьи? Если не на кого положиться? Картина усложняется.

Еще одна назревшая проблема – нужна контрактная система, о которой театральное сообщество твердит не первый год подряд. Еще Юрий Петрович Любимов говорил президенту о том, что должны быть контракты. Они, конечно, есть, но в этом деле требуется реформа, учитывающая те же социальные гарантии и пенсии артистам. Реформу почти удалось начать обсуждать, но вдруг снова две депутатки (одна из них теперь в Киеве, другая еще в Госдуме), устроили шабаш, подняли крик и… нет никаких нововведений. Поэтому мы имеем с вами то, что имеем.

В итоге, труппы везде переполнены. По статистике и в столице, и в регионах происходит физическое старение труппы, поскольку артистов, которые отказываются от ролей или в силу каких-то причин не могут играть, невозможно вывести за штат, взяв на их место молодежь. Нет ротации творческих кадров. Множество талантливых студентов театральных вузов не могут попасть в штат ведущих театров. Вот что сделали эти депутатки.


Еще одна тенденция. Руководящие органы требуют от театров повышения доходности. Но статистика говорит нам обратное. По сведениям директора Московской дирекции театрально-зрелищных касс, количество зрителей по сравнению с сентябрем 2016 года сократилось на 10%. Это официальные данные. Иными словами, в силу экономических факторов у людей стало меньше возможности ходить в театр.

Проблем очень много. Нет закона о меценатах. Было хорошее предложение Минкульта предоставить социальные гарантии и ряд преференций тем людям, которые жертвуют на образование и на театр. Но Минфин не позволил внедрять такую идею. И железно на этом стоит. Так что, мы сегодня существуем в жестких рамках. Но наши коллеги в регионах и вовсе находятся на грани выживания.

Читайте также:
Валерий Фокин: «Это наше хроническое заболевание»

  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Этот закон угробит культуру»

    В ближайшие дни состоятся парламентские слушания законопроекта  о социальном заказе*, против которого уже выступили Союз театральных деятелей и Союз музеев. Суть документа заключается в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет, допустив на рынок «культурных услуг» некоммерческие организации и передав им на конкурсной основе бюджетное финансирование, предназначенное государтсвенным и муниципальным учреждениям культуры. ...
  • Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

    Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. ...
  • Мария Ревякина: «Кто спасёт театр от заказа?»

    Острых проблем в современном театре много (недавно «Театрал» приводил точку зрения на этот счет Валерия Фокина, Владимира Урина и Кирилла Крока). Но в числе прочих бед есть одна, которая вызывает особое опасение – стремление Минфина вывести театр за рамки бюджетного финансирования. ...
  • Александр Калягин: «Больше медлить нельзя. Мы можем потерять отечественную культуру»

    В понедельник, 25 сентября, председатель СТД Александр Калягин, открывая Уральский театральный форум, рассказал о том, что тревожит его сегодня больше всего. Речь идет, разумеется, об инициативе Минфина внедрить в сфере культуры Закон о социальном заказе (подробнее см. ...
Читайте также


Читайте также

  • Владимир Войнович: «Я очень огорчен, что мои предсказания сбываются»

    Во вторник, 26 сентября, писателю Владимиру Войновичу исполняется 85 лет.  В Центральном доме литераторов (ЦДЛ) состоится его юбилейный вечер, в котором примут участие Андрей Макаревич, Михаил Ефремов, Марк Розовский, Вениамин Смехов, Дмитрий Быков, Елена Камбурова, Александр Филиппенко, а также актеры московских театров «Геликон-опера», «У Никитских ворот», «Стаса Намина», «МОСТ», «Кураж». ...
  • Юбилейный вечер Владимира Войновича пройдет в ЦДЛ

    Во вторник, 26 сентября, писателю Владимиру Войновичу  исполняется 85 лет. В этот день в Центральном Доме Литераторов (ЦДЛ) в 19.00 состоится праздование юбилея.  В театрально-концертной программе участвуют труппы московских театров «Геликон-опера», «У Никитских ворот», «Стаса Намина», «Мост», «Кураж», Андрей Макаревич, Михаил Ефремов, Марк Розовский, Вениамин Смехов, Дмитрий Быков, Елена Камбурова, Владимир Вишневский, Стас Намин, Борис Львович, Эдуард Успенский, Татьяна и Сергей Никитины, Вадим Жук, Марк Захаров, Дмитрий Певцов, Александр Городницкий, Нателла Болтянская, Тимур Шаов, Александр Филипенко. ...
  • Эдуард Кочергин отметит 80-летие в БДТ

    Народный художник России Эдуард Кочергин отметит в понедельник, 25 сентября, свое 80-летие сразу в двух амплуа: как художник театра и как писатель. В Большом драматическом театре имени Георгия Товстоногова (БДТ) в Санкт-Петербурге, где он работает уже 45 лет, пройдет торжественное действо «Кочергин 80. ...
  • Худрук Театра «На Литейном» Сергей Морозов: «У нас в планах превратить театр в серьезный культурный центр»

    Петербургский Театр «На Литейном» в последнее время не раз давал инфоповоды прессе: смена художественного руководства – лишь первое звено в этом процессе. Не так давно художественный руководитель Сергей МОРОЗОВ объявил новую программу, суть которой заключается в постановке малоизвестных, редких произведений. ...
Читайте также