Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

 
Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. В их числе – директор Театра им. Вахтангова Кирилл КРОК:
 
– За этим столом сидят руководители, в основном, успешных театров. Можно сказать, нам удается приспособиться к очень непростым условиям театрального дела. Но если говорить о всей России, то региональные театры действительно поставлены на грань выживания.

Хорошо, если в регионе есть губернатор, который ходит в театр и как-то пытается помочь. Но такие случаи редки. В большинстве городов театры едва сводят концы с концами. Многие перспективные артисты уезжают в столицу в поисках не только достойной оплаты труда, но и самого главного в актерском деле – самореализации. Огромное количество театров не обеспечены полноценной труппой. Нет главных режиссеров, нет художественных руководителей, не хватает грамотных директоров…

Только что мы вернулись из Петрозаводска, где уже пять лет подряд местным театрам не дается ни копейки на выпуск спектаклей. Просто не дается. Единственное, что их выручает, это гранты Министерства культуры, которые, как вы понимаете, еще надо получить. Причем речь идет не о каких-то маленьких театрах, студиях и мастерских. Такая картина в крупнейшем Музыкальном театре республики Карелия или, например, в Национальном. Поэтому сегодня, конечно, ситуация для российских театров чудовищная.

Посмотрите статистику СТД: сколько сотрудников театра не обеспечены квартирами. Во многих городах нет даже театральных общежитий и служебного жилья. Так что, я бы низко поклонился тем людям, которые вопреки всему создают более-менее достойные условия жизни своим сотрудникам.


Мы прекрасно понимаем, какие существуют проблемы в экономической отрасли, как нелегко выстраивать бюджет во всех российских регионах. Но к этим проблемам без конца добавляются нововведения со стороны Минфина.

Не первый год подряд мои коллеги говорят о том, как усложняют работу 44-й и 223-й федеральные законы (эти правовые акты строго регламентируют систему госзакупок, заставляя даже небольшие приобретения осуществлять через конкурсы. – «Т»). Не надо обольщаться. Мы никогда не дождемся того, что эти законы отменят. Возможно, их создатели теперь уже и сами понимают, насколько эти документы усложняют всем нам работу, порою делая ее абсурдной, но потрачено множество денег на то, чтобы законы обросли инструкциями, подзаконными актами, информационными системами, была куплена очень дорогостоящая техника (один сайт госуслуг чего стоит!). Никто от этих документов не откажется и мечтать об этом нельзя. Мы будем и дальше жить в этом кошмаре.

Я часто думаю: ну ладно, ну, уж кое-как смирились с этим 44-м и 223-м законами, но не надо добавлять новые, которые просто парализуют работу театральной дирекции, мешают сосредоточиться на внутренних проблемах театра. Но нет. Теперь, оказывается, ко всем нашим бедам добавляется Закон о социальном заказе.


А чего стоит один общественный совет при Минкультуре, причем в него входят люди, которые не пользуются авторитетом в культурной и театральной среде, но их, как экспертов, приглашают в Минкульт, и там они беспрерывно с трибуны продвигают свою точку зрения о том, что якобы театрам нужны худсоветы, о том, что ничего плохого в цензуре нет, о том, что государство обязано усилить контроль над творческими людьми и так далее. Это, подчеркиваю, звучит с трибуны Минкульта, и никто не решается сказать этим оголтелым общественникам, а многие из них еще и сутяжники (достаточно вспомнить, какую борьбу эти деятели вели в театре против Любимова!), насколько их бурная инициативная деятельность уводит в сторону от более важных, действительно наболевших проблем.

Сегодня театры фактически взяли на себя  функцию выплаты пенсий тем артистам, которые уже не могут играть, поскольку директора прекрасно понимают, что в Москве прожить на 8-13 тыс. рублей нереально. На эти 13 тыс. можно только оплатить квартиру и купить лекарства. А если у человека нет достойного жилья? Если нет семьи? Если не на кого положиться? Картина усложняется.

Еще одна назревшая проблема – нужна контрактная система, о которой театральное сообщество твердит не первый год подряд. Еще Юрий Петрович Любимов говорил президенту о том, что должны быть контракты. Они, конечно, есть, но в этом деле требуется реформа, учитывающая те же социальные гарантии и пенсии артистам. Реформу почти удалось начать обсуждать, но вдруг снова две депутатки (одна из них теперь в Киеве, другая еще в Госдуме), устроили шабаш, подняли крик и… нет никаких нововведений. Поэтому мы имеем с вами то, что имеем.

В итоге, труппы везде переполнены. По статистике и в столице, и в регионах происходит физическое старение труппы, поскольку артистов, которые отказываются от ролей или в силу каких-то причин не могут играть, невозможно вывести за штат, взяв на их место молодежь. Нет ротации творческих кадров. Множество талантливых студентов театральных вузов не могут попасть в штат ведущих театров. Вот что сделали эти депутатки.


Еще одна тенденция. Руководящие органы требуют от театров повышения доходности. Но статистика говорит нам обратное. По сведениям директора Московской дирекции театрально-зрелищных касс, количество зрителей по сравнению с сентябрем 2016 года сократилось на 10%. Это официальные данные. Иными словами, в силу экономических факторов у людей стало меньше возможности ходить в театр.

Проблем очень много. Нет закона о меценатах. Было хорошее предложение Минкульта предоставить социальные гарантии и ряд преференций тем людям, которые жертвуют на образование и на театр. Но Минфин не позволил внедрять такую идею. И железно на этом стоит. Так что, мы сегодня существуем в жестких рамках. Но наши коллеги в регионах и вовсе находятся на грани выживания.

Читайте также:
Валерий Фокин: «Это наше хроническое заболевание»

  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • Лия Ахеджакова: «Живем в диком абсурде»

    В среду, 21 февраля, Мосгорсуд подтвердил решение Басманного суда о продлении меры пресечения троим фигурантам дела «Седьмой  студии». Одним из участников заседания стала Лия Ахеджакова: адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская заявила ходатайство о допуске Лии Меджидовны в качестве общественного защитника, однако суд Ахеджаковой отказал, сославшись на то, что у нее нет диплома по юриспруденции. ...
Читайте также


Читайте также

  • Мария Ревякина: «Культура – не услуга, а общественное благо»

    Февраль, март и апрель – жаркие месяцы для любителей театра. По традиции в 24-й раз в столице проходит фестиваль лучших российских спектаклей. В дни старта «Золотой маски» «Театрал» публиковал фрагмент интервью с Марией РЕВЯКИНОЙ о том, чем удивит фестиваль в этом году. ...
  • «На «непремьерных» спектаклях публика более восприимчивая»

    На традиционной встрече сотрудников посольства Швейцарии с представителями СМИ «Театрал» задал несколько вопросов Чрезвычайному и полномочному Послу Швейцарии в России Иву РОССЬЕ, который в свободное от работы время с удовольствием посещает московские театры. ...
  • Римас Туминас: «Мне Германа жалко…»

    Вечером в воскресенье, 18 февраля, в Большом театре завершается серия премьерных показов «Пиковой дамы» в постановке Римаса Туминаса (дирижер-постановщик Туган Сохиев, хореограф Анжелика Холина). Одно из ключевых произведений русской литературы, за последние годы в третий раз появляется в афише главного музыкального театра страны. ...
  • Дарья Юргенс: «Актерская профессия – жестокая»

    В Молодежный театр на Фонтанке многие ходят специально «на Юргенс» – актрису, к которой широкая популярность пришла благодаря ролям Даши-Мерилин в фильме «Брат»-2 и офицера спецназа Маргариты Кошкиной в сериале «Морские дьяволы». ...
Читайте также