Марина Райкина, Екатерина Кретова: итоги сезона

 
По традиции, летом «Театрал» подводит итоги минувшего сезона. Как и всегда, мы попросили экспертов отметить главные события, разочарования и тенденции. Сегодня  итоги от коллег из МК. Мнения других критиков ждите на сайте в ближайшие дни.

Марина Райкина:
Для меня безусловными удачами стали «День опричника» по Владимиру Сорокину в «Ленкоме» (режиссер Марк Захаров), «Царь Эдип» по Софоклу (Римас Туминас) и «Наш класс» по пьесе Слободзяника (Наталья Ковалева)  в Театре им. Вахтангова. В спектакле очень ярко проявилось новое  поколение вахтанговцев, которое показало, что такое настоящий ансамбль.

Как таковых неудач сезона – не назову. А тенденция, которая, похоже,  становится правилом, весьма очевидна. Я имею в виду перевод московских театров на новую систему работы, где четко обозначены для всех без исключения правила новой «дорожной карты»: чем эффективнее работает театр, тем больше получает из бюджета. И наоборот.

Екатерина Кретова:
– Главная удача и успех музыкального театра в этом сезоне – спектакль «Турандот» (на фото ниже) в «Геликон-опере в постановке Владимира Федосеева и Дмитрия Бертмана. Дебют замечательного русского дирижера на российской оперной сцене следует назвать сенсационным: слово «дебют» не шутка, маэстро Федосеев, поставивший множество опер и продирижировавший огромным количеством оперных спектаклей во всем мире, до этого момента не был востребован у себя на родине в качестве дирижера-постановщика. Постановка абсолютно соответствует музыкальному уровню спектакля. Дмитрий Бертман предложил сильное и оригинальное решение, которое, которое (и это очень типично для режиссуры Бертмана) открывает глубокие смыслы, заложенные в партитуре Пуччини, не искажая их и не наделяя оперу произвольными фантазиями.

Огромным событием сезона стало получение Детским музыкальным театром им. Сац Международной оперной премии Opera Awards. Российский театр впервые стал лауреатом этой престижной награды, в чем, разумеется, прямая заслуга худрука театра Георгия Исаакяна, сумевшего за период своего руководства поднять театр на качественно новый уровень.

Заметным стало появление в афише «Московской оперетты» нового мюзикла Романа Игнатьева «Анна Каренина» в постановке Алины Чевик. Можно смело заявить, что театр, который первым в России опробовал формат мирового мюзикла («Метро» в 1999 году), первым создал некий стандарт русского мюзикла ежедневного проката. Он может вызывать восторг, споры или критические замечания, однако следует признать, что пока у него немного конкурентов.

Впрочем, посмотрим, что предъявит нам в скором времени Театр мюзикла под руководством Михаила Швыдкого, который в этом сезоне объявил о своей новой роскошной площадке: театр «Россия» на Пушкинской.

Не хватило хороших и сильных гастролей. Приезд в Москву труппы театра «Ла Скала» оставил впечатление недоумения и неловкости за прославленный театр, к которому привыкли относиться, как к эталону классической оперы.

Что касается тенденции, то, пожалуй, заметно расслоение двух направлений в театре: традиционного, как бы «консервативного» и актуального, как бы «авангардного». Вот это «как бы» – ключевое слово. Потому что сегодня, в эпоху пост-постмодернизма нет ничего консервативного, как и ничего авангардного. Все, что делают современные художники – композиторы, режиссеры, сценографы – является палимпсестом. То есть текстом, написанным поверх текста, созданного ранее. Кто-то предпочитает писать поверх партитур Малера или Курта Вайля, кто-то ставит спектакли, ориентируясь на Станиславского или Покровского, кто-то – создает звуковысотные комбинации в духе Дармштадской школы, кто-то ваяет псевдоавангардные перформансы, подозрительно схожие с пародиями на Мейерхольда – все эти попытки так или иначе тщетны, если их авторы ставят перед собой цель – создать нечто новое. Самое новое и редкое в сегодняшнем музыкальном театре – сочетание внятного гуманистического месседжа с мастерством его воплощения. Поиск такой гармонии, увы, не стал тенденцией сезона. 

Читайте также: 
Павел Руднев: итоги сезона

Ольга Егошина: итоги сезона

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Я наблюдал, как разрушают наш театр»

    В Союзе театральных деятелей состоялось совещание с участием председателя Александра Калягина и министра культуры Московской области Нармин Ширалиевой, на котором обсудили ситуацию в Мытищинском театре «ФЭСТ». ...
  • Директора Большого театра кукол отправили в СИЗО на два месяца

    Дзержинский районный суд Петербурга 19 апреля заключил под стражу директора Большого театра кукол Александра Калинина, обвиняемого в получении взятки. «В качестве меры пресечения избрано содержание под стражей сроком до 17 июня», - сообщили в объединенной пресс-службе судов Петербурга. ...
  • Директор театра кукол проведет ночь в СИЗО

    После проведенного обыска директора Санкт-Петербургского Большого театра кукол Александра Калинина отправили в СИЗО, в связи с подозрением в получении взятки. В отношении директора возбуждено уголовное дело. «Директора отправили в «большой дом», ночь он проведёт в СИЗО,- написала на свой странице в Facebook начальник отдела развития театра Наталья Сергеевская. ...
  • Директора Большого театра кукол подозревают в получении взятки

    Директор Большого театра кукол в Санкт-Петербурге Александр Калинин подозревается в получении взятки в 1,2 млн рублей, в отношении него возбуждено уголовное дело. «Следственными органами СК России по Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело в отношении директора СПб ГБУК «Санкт-Петербургский  Большой театр кукол» по признакам преступления, предусмотренного ч. ...
Читайте также