Марина Райкина, Екатерина Кретова: итоги сезона

 
По традиции, летом «Театрал» подводит итоги минувшего сезона. Как и всегда, мы попросили экспертов отметить главные события, разочарования и тенденции. Сегодня  итоги от коллег из МК. Мнения других критиков ждите на сайте в ближайшие дни.

Марина Райкина:
Для меня безусловными удачами стали «День опричника» по Владимиру Сорокину в «Ленкоме» (режиссер Марк Захаров), «Царь Эдип» по Софоклу (Римас Туминас) и «Наш класс» по пьесе Слободзяника (Наталья Ковалева)  в Театре им. Вахтангова. В спектакле очень ярко проявилось новое  поколение вахтанговцев, которое показало, что такое настоящий ансамбль.

Как таковых неудач сезона – не назову. А тенденция, которая, похоже,  становится правилом, весьма очевидна. Я имею в виду перевод московских театров на новую систему работы, где четко обозначены для всех без исключения правила новой «дорожной карты»: чем эффективнее работает театр, тем больше получает из бюджета. И наоборот.

Екатерина Кретова:
– Главная удача и успех музыкального театра в этом сезоне – спектакль «Турандот» (на фото ниже) в «Геликон-опере в постановке Владимира Федосеева и Дмитрия Бертмана. Дебют замечательного русского дирижера на российской оперной сцене следует назвать сенсационным: слово «дебют» не шутка, маэстро Федосеев, поставивший множество опер и продирижировавший огромным количеством оперных спектаклей во всем мире, до этого момента не был востребован у себя на родине в качестве дирижера-постановщика. Постановка абсолютно соответствует музыкальному уровню спектакля. Дмитрий Бертман предложил сильное и оригинальное решение, которое, которое (и это очень типично для режиссуры Бертмана) открывает глубокие смыслы, заложенные в партитуре Пуччини, не искажая их и не наделяя оперу произвольными фантазиями.

Огромным событием сезона стало получение Детским музыкальным театром им. Сац Международной оперной премии Opera Awards. Российский театр впервые стал лауреатом этой престижной награды, в чем, разумеется, прямая заслуга худрука театра Георгия Исаакяна, сумевшего за период своего руководства поднять театр на качественно новый уровень.

Заметным стало появление в афише «Московской оперетты» нового мюзикла Романа Игнатьева «Анна Каренина» в постановке Алины Чевик. Можно смело заявить, что театр, который первым в России опробовал формат мирового мюзикла («Метро» в 1999 году), первым создал некий стандарт русского мюзикла ежедневного проката. Он может вызывать восторг, споры или критические замечания, однако следует признать, что пока у него немного конкурентов.

Впрочем, посмотрим, что предъявит нам в скором времени Театр мюзикла под руководством Михаила Швыдкого, который в этом сезоне объявил о своей новой роскошной площадке: театр «Россия» на Пушкинской.

Не хватило хороших и сильных гастролей. Приезд в Москву труппы театра «Ла Скала» оставил впечатление недоумения и неловкости за прославленный театр, к которому привыкли относиться, как к эталону классической оперы.

Что касается тенденции, то, пожалуй, заметно расслоение двух направлений в театре: традиционного, как бы «консервативного» и актуального, как бы «авангардного». Вот это «как бы» – ключевое слово. Потому что сегодня, в эпоху пост-постмодернизма нет ничего консервативного, как и ничего авангардного. Все, что делают современные художники – композиторы, режиссеры, сценографы – является палимпсестом. То есть текстом, написанным поверх текста, созданного ранее. Кто-то предпочитает писать поверх партитур Малера или Курта Вайля, кто-то ставит спектакли, ориентируясь на Станиславского или Покровского, кто-то – создает звуковысотные комбинации в духе Дармштадской школы, кто-то ваяет псевдоавангардные перформансы, подозрительно схожие с пародиями на Мейерхольда – все эти попытки так или иначе тщетны, если их авторы ставят перед собой цель – создать нечто новое. Самое новое и редкое в сегодняшнем музыкальном театре – сочетание внятного гуманистического месседжа с мастерством его воплощения. Поиск такой гармонии, увы, не стал тенденцией сезона. 

Читайте также: 
Павел Руднев: итоги сезона

Ольга Егошина: итоги сезона

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
  • Юрий Шерлинг уволен из Театра им. Образцова

    Заместитель директора Театра кукол им. Образцова Юрий Шерлинг был уволен днем в пятницу, 14 июня. Приказ о его увольнении подписал директор театра Владимир Бакулев.   «Я рассмотрел обращение коллектива и, разобравшись по существу высказанных претензий к первому заму, прекратил действие трудового договора с Юрием Борисовичем Шерлингом», – цитирует РИА слова директора театра. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Саратове госпитализирован худрук ТЮЗа

    Худрук саратовского ТЮЗа 76-летний Юрий Ошеров упал в оркестровую яму во время репетиции, об этом сообщила пресс-секретарь регионального Минкультуры Ирина Спешилова. Ошерова госпитализировали в областную больницу, так как там есть высококачественное диагностическое оборудование. ...
  • Заседание суда по делу «Седьмой студии» отложили до августа

    Назначенное на 17 июня заседание по делу «Седьмой студии» перенесено на август. Мещанский районный суд Москвы отложил рассмотрение дела до 16 августа.   Прошлое заседание прошло 15 апреля. На нем судья Ирина Аккуратова назначила комплексную экспертизу. ...
  • «ФЭСТ» просит защиты у президента

    Администрация Мытищ отказалась удовлетворить просьбу театра «ФЭСТ» в изменении устава. В ответ художественный руководитель «ФЭСТа» Игорь Шаповалов записал видеообращение к президенту страны, которое появилось в социальных сетях театра 15 июня. ...
  • Юрий Шерлинг уволен из Театра им. Образцова

    Заместитель директора Театра кукол им. Образцова Юрий Шерлинг был уволен днем в пятницу, 14 июня. Приказ о его увольнении подписал директор театра Владимир Бакулев.   «Я рассмотрел обращение коллектива и, разобравшись по существу высказанных претензий к первому заму, прекратил действие трудового договора с Юрием Борисовичем Шерлингом», – цитирует РИА слова директора театра. ...
Читайте также