«Это горе в каждой семье…»

 
В одном из романов Войновича есть меткая фраза: «Строили коммунизм, а построили ГУЛАГ». Правда, сегодня об ужасах сталинизма многие общественные деятели предпочитают почему-то забыть. Еще недавно установка памятника Сталину казалась фактом абсурдным, почти невозможным. Однако за последние годы в России, по данным «Театрала», установлено 106 памятников, бюстов и мемориальных досок одному из самых страшных палачей русской истории.

Пишутся книги, снимаются фильмы, в которых тиран, загубивший репрессиями миллионы невинных людей, включая детей и женщин, выглядит сердобольным человеком, «эффективным менеджером». «Театрал» спросил у деятелей культуры: почему вдруг возник ренессанс сталинизма и возможно ли его остановить?
 


Вениамин Смехов:
–  Остановить эту тягу к идеализации Сталина может только хорошее образование в школе, чтобы люди сызмальства знали, что черное – это черное, а белое – это белое.

Сталин – это воплощенное зло. Это горе в каждой семье – столько миллионов людей было погублено. Сталин – это человек, который уничтожал Россию и историю великой культуры. Люди, которые его превозносят, просто не хотят, чтобы Россия существовала.


У меня идеализация образа Сталина вызывает отвращение. Это не люди – те, кто позволяют себе выискивать достоинства у главного злодея мира. Либо это абсолютные невежды, либо это глухие, несчастные люди. Но живых, нормальных людей, которые могли бы к злу относиться как к добру, не может быть.  


Валентин Гафт:
– Лет десять назад, когда с новой силой вспыхнули споры о роли Сталина в истории, я написал пьесу «Мне снился сон», в которой вождь просит Иисуса простить его за страну:

Ты говорить со мной пришел, Господь,
Одна у нас с тобою кровь и плоть.
Надеюсь, мы поймем друг друга,
Освободи мне душу от недуга.

Некоторым зрителям показалось, будто я изобразил Сталина хорошим. Нет, я не изображал его хорошим, но мне хотелось, чтобы он раскаялся. Конечно, с его именем люди шли погибать, конечно, в него свято верили, но в то же время нельзя забывать о другой стороне медали – о тюрьмах, о допросах, об узниках ГУЛАГа и депортации народов. Мы знаем, сколько хороших людей погибло, скольким пришлось приспосабливаться – разные были ситуации. Но в то же время Победа в Великой Отечественной войне покрывает очень много разнообразных ужасов, которые происходили при этом вожде. Кому-то досталось больше, кому-то меньше, кого-то беда обошла стороной… Но ужасы были.

Вы спрашиваете: почему вдруг возник ренессанс сталинизма? Просто люди сейчас начинают забывать обо всех ужасах того времени, потому что уже не хотят, устали видеть плохое. Проще погрузиться в красивый добрый миф о том, что тогда, якобы, всем жилось хорошо. Проще не думать ни о каких темных сторонах истории, а смотреть на ее блестящую лицевую, мифологизированную сторону.
 


Евгений Цымбал, кинодокументалист:
– Еще со времен Великой французской революции после революций возникали контрреволюции, и я думаю, что Сталина очень многие рассматривают как некого Бонапарта. Обыватель устает от беспорядка, от шума, от площадей, от митингов и демонстраций, ему хочется порядка. А порядок, как правило, олицетворяет человек, которого называют «сильная рука» или «твердая рука».


То, что сейчас образ Сталина начинают превозносить – это очень своеобразная современная конъюнктура: нынешняя власть просто хочет походить на Сталина. Хочется быть правителями всего мира, чтобы все боялись. Вот это, на мой взгляд, одна из главных причин того, что все так носятся с его образом.


И это скверная, порочная тенденция. Сталин был бандитом, палачом и мерзавцем. Его личная подпись стоит на списках десятков тысяч людей, приговоренных к расстрелу. Какой тут может быть разговор… Или тогда уже надо любить своих палачей, а это будет значить, что у нас рабская психология, и, как говорил Ленин, мы холопы и хамы, потому что мы любим своих господ, своих угнетателей.


Кирилл Разлогов, президент Гильдии киноведов и кинокритиков:
– Откуда взялась эта тенденция, понятно. Она появилась из мифов, легенд и преданий, связанных с ролью Сталина в создании социалистической системы и победе в войне. Это романтическое восприятие. Кроме того, массовое сознание работает по определенным законам. Через 300, 400 или 500 лет те ужасы, которые Сталин принес с собой, боюсь, отойдут на второй план.

Мы же сейчас уже не обращаем особого внимания на преступления, которые творили Дантон и Робеспьер, мы только знаем, что они делали Великую французскую революцию. Мы еще помним про те ужасы, которые творил Ленин со своими подвижниками, но со временем эти личности становятся просто историческими персонажами.


Эпоха Возрождения осталась в памяти истории как великая эпоха подъема и расцвета искусства. Если мы сейчас начнем разбираться в том, что в свое время творил Медичи, то оно окажется не менее страшно, чем то, что совершил Сталин. Как историк культуры я в данном случае могу сделать прогноз, что миф выиграет у реальности. Другое дело, что историки должны заниматься своим делом, изучать реальность и сохранять ее факты в неизменном виде, но бороться против мифов бывает очень трудно, а порой и невозможно.
 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Названа причина смерти Дмитрия Марьянова

    Скоропостижный уход из жизни Дмитрия Марьянова медэкспертиза связывает с оторвавшимся тромбом. Такие сведения появились на лентах информагентств в ночь на понедельник, 16 октября, через несколько часов после гибели актера. ...
  • Актер Дмитрий Марьянов скончался на 48-м году жизни

    Вечером в воскресенье, 15 октября, по дороге в лобненскую больницу, скончался актер Дмитрий Марьянов. По сведениям «Интерфакса», Дмитрий Юрьевич, почувствовал резкое недомогание. Его доставили в больницу города Лобня, однако медикам спасти жизнь артиста не удалось. ...
  • Александр Кибовский: «Время диктует новации в отношениях государства и театров»

    Власти Москвы обсудили с руководителями театров новую систему грантовой поддержки. В прошлом сезоне она работала в экспериментальном режиме, а с 1 января 2018 года окончательно войдет в действие. Проект прокомментировал «Театралу» руководитель Департамента культуры Москвы Александр КИБОВСКИЙ. ...
  • «Нам объявлена война»

    Басманный суд Москвы продлил арест фигурантам дела «Седьмой студии». До 19 января основатель студии, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева останутся под домашним арестом, бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
Читайте также


Читайте также

  • МХАТ Горького приглашает друзей «Театрала» на «Три сестры»

    Акция «Со-твори «Театрал» с нами!» продолжается. Теперь у зрителей есть возможность увидеть «Три сестры» – легендарную постановку Владимира Немировича-Данченко, восстановленную Татьяной Дорониной в 2010 году, в канун юбилея Антона Чехова. ...
  • Нонна Гришаева: «На этот спектакль очень сложно достать билет»

    Акция «Со-твори «Театрал» с нами» продолжается! Многие московские театры уже присоединились к проекту и приглашают тех, кто поддержит выпуск ноябрьского номера журнала, занять лучшие места в партере. На этой неделе в списке вознаграждений для участников акции появилось приглашение на спектакль «Про мою маму и про меня» с Нонной Гришаевой в главной роли. ...
  • Приглашение на спектакль с Верой Васильевой ждет своего театрала!

    Акция «Со-твори «Театрал» с нами!» продолжается. Только в рамках спецпроекта у зрителей есть возможность получить приглашение в ведущие театры Москвы на места для почетных гостей, потратив при этом меньше, чем при покупке билетов в театральной кассе. ...
  • «Причины неизвестны, ущерб велик»

    «В связи со случившимся пожаром и невозможностью принимать гостей в своем зале, театр ищет новые временные площадки для ближайших выступлений», - говорится на официальном сайте Театра Стаса Намина. Напомним, в ночь на 15 октября в Театре Стаса Намина загорелся склад реквизита, который находится в подвале трехэтажного здания театра. ...
Читайте также