«Если «Матильду» я хочу посмотреть, то Поклонскую видеть не могу»

Деятели культуры – об очередных нападках на фильм Учителя

 
37 депутатов Госдумы подписали запрос с просьбой принять меры и не допустить «оскорблений религиозных чувств верующих и осквернения православных святынь сюжетной линией фильма «Матильда». Об этом на своей странице в Facebook сообщает экспрокурор Крыма, а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская.

По ее словам, к запросу прилагается 100 тыс. обращений и подписей граждан, якобы выступающих против картины. Все документы активисты упаковали в 13 коробок. Их Поклонская направит в Генпрокуратуру, МВД и Министерство культуры.
Пока картина не вышла в прокат, о ней мало что известно. Однако напористость, с которой депутат развела свою деятельность, по меньшей мере, провоцирует нетерпимость и рознь. Зачем это делается и как реагировать? Рассуждают эксперты «Театрала».
 


Максим Матвеев:
– В фильме «Матильда» я озвучивал Николая II. И, в отличие от многих, с картиной уже знаком. Это замечательный, серьезный, глубокий фильм. И то, что в истории останутся не попытки Поклонской запретить премьеру, а работа большого режиссера, для меня совершенно очевидно. Я вообще довольно спокойно смотрю на эту ситуацию, поскольку верю в здравый смысл. Он обязательно восторжествует! Может быть, не сейчас, но со временем – точно.

Почему? Мы всё равно развиваемся. И развиваемся по спирали. Если посмотреть сверху – это круг. Вроде может показаться, что мы возвращаемся к абсурду и ужасу, а на самом деле, наше общество накопило определенный бэкграунд. И, если посмотреть в профиль, мы уже на другой ступени.

Так или иначе, история расставит всё по своим местам. Возможно, людям советской закалки сейчас нелегко, но у молодежи ведь есть внятное представление о демократическом обществе. Мы туда движемся своими путями – подчас тернистыми,  наступая на старые грабли.

Сбор подписей против фильма сложно назвать глупостью, потому что сразу получится, будто я выставляю оценку инициаторам сбора. Да бог с ними. Я не хочу высказываться в их адрес. Это их мотивация, их причины...


Но мне кажется, если люди, которые затеяли эту бучу, поймут простую вещь, они успокоятся. Граждане любой страны имеют свою систему образования, свою систему вкусов, которая им помогает выстраивать приоритеты. Предположим, что в «Матильде» снято, например, нечто запредельное, какой-то жуткий трэш, порнуха, ужас и жесть. О’кей. Но значит такое кино не понравится зрителю и вообще не будет востребовано. Я люблю фразу Табакова: «Зритель платит рублем». И за счет столь живого отклика только и можно понять, получилась у вас картина или нет. Не надо решать за других. Искусство всегда самодостаточно, в нем множество своих внутренних фильтров. И если «Матильда» зрителям не понравится, то они сами же первым делом скажут: «Ну что за мерзость вы сняли!» А в случае успеха – напротив: «Ну надо же, какая интересная работа!» Вот и весь критерий. Никакие коробки с подписями для этого не требуются.
 


Оксана Мысина:
– То, что в последнее время позволяют себе в отношении искусства люди, которые пришли к власти, очень меня удручает. Я считаю подобные методы абсолютной дикостью и какими-то первобытными замашками. В таких случаях Чехов говорил: это «хамство с их стороны». В самом деле, зачем разжигать ненависть к фильму, который еще никто не видел? Зачем сталкивать лбами глубоко верующих людей с деятелями культуры? Этот метод уже сам по себе вызывает оторопь.

Принцип любого демократического государства известен с древних времен: власть имущие не должны влиять на то, как работают художники. Конституция гарантирует нам свободу творчества (на этом базируется искусство). Поэтому нападки госпожи Поклонской, по меньшей мере, удивительны.


Алексей Учитель – это безумно талантливый режиссер, уважаемый, можно сказать, легендарный режиссер нашего времени. Мы все ждем этот фильм, невзирая на госпожу Поклонскую и даже на тех, кто ее поддерживает.
 
Гарри Бардин:
– Если «Матильду» я хочу посмотреть, то Поклонскую видеть не могу. Не хочу. Это человек зарвавшийся. Когда бывает так, что ребенок расшалится, иногда ему нужно дать пощечину, чтобы он пришел в себя. Нет человека, который бы Поклонской дал пощечину. И она заигралась в свои игры.

Вопрос в том, чтобы деятели культуры в этой ситуации поняли, что они в одной связке, что завтра придут за ними, поэтому, конечно, им нельзя молчать. Должно быть гражданское общество внутри театрального общества. Надо отстаивать свои права, надо отстаивать право свободы художника. Сейчас они мордуют Алексея Учителя, но нет никаких гарантий того, что следующим не будешь ты.



Вячеслав Шмыров, главный редактор журнала «Кинопроцесс»:
– Я, разумеется, к такому методу отношусь отрицательно. Я думаю, что если сегодня попытаться собрать 100 тысяч подписей против публикации романа «Доктор Живаго», это тоже окажется возможным. Есть какие-то принципы, которые надо всем соблюдать, они касаются всех. А не то, что какой-то один депутат может свои очень внутренние, потаенные, интимные, я бы сказал, комплексы, выражать таким вот публичным образом. Не знаю, кто на эту тему спорит. Какая-то очень навязанная обществу дискуссия. Мне кажется, она может внести раздор только среди православных, а не среди деятелей культуры. Меня как православного вся эта ситуация совершенно не задевает. Почему от моего имени говорят Поклонская и еще 100 тысяч человек, я не очень понимаю.

Я думаю, со стороны Поклонской было бы правильно увидеть фильм, показать его всем, а потом вокруг него устроить дискуссию. Действия Поклонской уже способствуют тому, что фильм увидит масса людей, которым, может быть, в другой ситуации его бы увидеть и не пришлось.


Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритики в 2003-2011 гг.:
- Беда не в Поклонской, Милонове, Чаплине и прочих, а в том, что в России искусство не защищено от произвола. Возмущенные невежды, чиновники или депутаты могут добиться изъятия спектакля из репертуара, отмены концерта, закрытия выставки, запрета кинокартины.

И пример им подает Министерство культуры, присвоившее право запрещать прокат неугодных кому-то фильмов. А ведь это – прямое нарушение Конституции, которая запрещает цензуру.

Чтобы покончить с беспределом, достаточно принять закон, согласно которому произведение искусства не может быть запрещено иначе, чем по решению суда на основании четко прописанных причин – так же, как человек не может быть лишен свободы без судебного решения и соответствующего закона.

Пусть депутатша подаст на «Матильду» в суд – с риском проиграть и оплатить не только судебные издержки, но и моральный ущерб создателям фильма.  Думаю, что шоу будет грандиозным, особенно если к делу подключить экстрасенсов и заслушать свидетелей с того света.
Вообще, ажиотаж вокруг произведений искусства вызван общественной атмосферой, в которой взрастают агрессивные невежды, которые не могут ничего создать, но способны многое уничтожить. Которых хлебом не корми, а дай что-нибудь запретить - и тем самым продемонстрировать свою силу и власть. 


Справка
Фильм «Матильда», напомним, посвящен взаимоотношениям балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая II. Главную роль сыграла польская актриса Михалина Ольшанска, а престолонаследника – Ларс Айдингер из Германии. Премьера запланирована на 6 октября в Мариинском театре Петербурга. В широкий прокат фильм должен выйти в конце октября.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также