Александр Ширвиндт стал «Легендой сцены»

 
В среду, 19 июля Александру Ширвиндту исполнилось 83 года. Свой день рождения художественный руководитель Театра сатиры отмечает по традиции на Валдае – в кругу друзей. Утром «Театрал» позвонил Александру Анатольевичу и помимо поздравлений сообщил новость: дирекция премии «Звезда Театрала»-2017 награждает актера в самой почетной номинации «Легенда сцены» (вручается по совокупности заслуг - за многолетнее служение сцене).
 
Награду артист получит 4 декабря на торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова. В чем легендарность Ширвиндта? На этот вопрос отвечают друзья и коллеги Александра Анатольевича.
 


Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»:
– Главный его талант – гипнотическое воздействие на зрителей. Он может довести до гомерического хохота огромное пространство, заполненное людьми. Я присутствовал на таких «акциях», когда Александр Анатольевич доводил всех до эпилептического состояния, публика хохотала навзрыд, до слез, не могла прийти в себя, и это был феерический поток импровизаций. У него редкостный дар. С первых дней знакомства меня удивлял этот образ веселого, иронического мышления. Например, я оказался однажды дома у Ширвиндта (к тому времени его мама Раиса Самойловна уже ослепла), но Александр Анатольевич ей говорил: «Мама, не горюй, совершенно не на что смотреть».

Я говорил ему не раз, что он, наверное, никакой не актер. И тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу: профессия у него уникальная. Он – Ширвиндт.

 


Эдвард Радзинский, историк, писатель:
– Я, будучи десятиклассником, женился на студентке Щукинского театрального училища. Уже тогда о молодом Ширвиндте в студенческих кругах ходили легенды. И надо же было такому случиться, что Саша, узнав о нашем браке, с удовольствием согласился прийти на свадьбу и… позаботился о подарке. Он, стремясь подчеркнуть юный возраст жениха, подарил мне пионерский галстук.
 
После этого я решил увидеть этого остроумнейшего из людей на сцене и уговорил жену привести меня к ним на дипломный спектакль. Клянусь, это было самое сильное впечатление! Саша и какая-то студентка играли «Даму с камелиями». Она вышла, и вышел Саша. Он был совершенно неправдоподобной красоты, и вы думали, зачем вы живете на свете. Для полноты образа Дама с камелиями решила, что зрители должны догадаться о ее болезни и потому на протяжении всего действия кашляла. Саня вышел, мрачно на нее смотрел (вы представляете этот взгляд?) и после паузы без тени улыбки на лице произнес: «Ну что, всё кашляешь»? Дальше спектакля не было.



Михаил Швыдкой, художественный руководитель Театра мюзикла:
– Никогда не забуду, как Александр Анатольевич играл в спектаклях Эфроса. Он выходил на сцену и тебя накрывало ощущение, что отмирает сердце и что никогда больше я не пойду в театр, поскольку столь невероятно прекрасная минута не повторится.
 
За ним давно закрепилась слава ёрника и шутника. Но в Шуре живет удивительное лирическое чувство, о котором он не любит говорить, хотя иногда в некоторых ролях это открывает. Это щемящее чувство бесконечной любви к театру. А лично для меня нет большей радости на свете, чем прийти к нему, выпить и просто помолчать.



Ольга Яковлева, народная артистка России:
– Это было в Театре на Малой Бронной. Однажды Ширвиндт опоздал на репетицию к Эфросу. Я спросила, что произошло. И оказалось, что он какими-то неимоверными усилиями пытался раздобыть для своего покойного дяди гроб. А поскольку времена были дефицитные и, простояв в жуткой очереди, гроб он получил потертый, обшарпанный. Когда его, наконец, доставили, Шура долго пытался его спрятать, как-то прикрыть. Я говорю: «Зачем?» – «Чтобы мама не увидела и не расстроилась». Он удивительно чуткий человек, искренний, и партнер бесподобный.
 
Михаил Державин, народный артист России:
– Мы познакомились еще в детстве. Театральные дети… Его папа был великолепный скрипач, мама – редактор филармонии. Мой отец Михаил Степанович служил в Театре Вахтангова. И, конечно, нас приводили в одни и те же компании. Помню, как на одном из новогодних праздников Шура стоял у ёлки и сочинял остроумные тосты. Уже тогда не оставалось сомнений, что перед нами – большой артист. И это подтвердилось, конечно, в многочисленных кино- и театральных работах.


Рассказывать о Шуре – не хватит и книги! Но я особенно благодарен ему за то, что и жену он помог мне выбрать. Однажды к нему на торжество я пришел с Роксаной Бабаян, с которой мы едва только познакомились. И Шура, улучив подходящий момент, сказал мне тихо: «Надо брать». По сей день я ему благодарен – он в тот момент развеял мои сомнения. С такой же любовью относится к нему и Роксана.



 Алла Сурикова, кинорежиссер:
– Я снимала его в роли Стифенсона в картине «Чокнутые». Придумала, что этот герой – такой ласковый, нежный, все время ходит с котом. Снимали мы в Австрии, в Вене. Нашли ему белого, пушистого, посадили на руки. Он заметил: «Кот, который пачкает мой костюм, получает в 10 раз больше, чем я, народный артист!» Считал, что это несправедливо, но дело всё в том, что кот был австрийский, то есть иностранец, а артист – наш.
 
Сняли основную сцену. Я попросила его задержаться ещё на один день. Он стал возражать: «Я уже всё сыграл!» Показываю ему сценарий: «Вот видишь, здесь написано: Стифенсон закашлялся». Он удивился: «Ты хочешь, чтобы я целый день кашлял? Я не могу, у меня репетиция в театре!» Тут уж удивилась я: «Австрия, 90-й год, лишний день в Вене!» Но уговорить не смогла. Стремление к работе в театре оказалось сильнее.



Евгений Парамонов, заслуженный артист России:
– Первое, что меня поразило при знакомстве с Александром Анатольевичем, так это то, что весь его внешний вид, холёное барство оказались обманом. Перед нами был ответственный педагог, очень обязательный и действительно работающий. Мы с ним делали дипломный спектакль «Мнимый больной». Он как всегда со своей неизменной трубкой сел напротив нас и протянул: «Ну, давайте, почитайте что-нибудь». Создалось впечатление, что ему это всё в тягость, что, может быть, он вообще не будет с нами работать, и всё делать придётся самим. Он посмотрел пьесу, вздохнул: «Как много страниц… Надо что-то придумать!» Каково же было наше удивление, когда на следующую репетицию он принёс сокращённый вариант пьесы. Дома он придумал для каждой сцены своё решение.
 
Уже потом, работая с Ширвиндтом, я понял, что в голове у него счётная машинка. В дальнейшем мы уже ничего не меняли в тексте. Он показывал вроде бы в полноги. Даже не особо показывал, скорее, намекал, но очень импозантно. Мы хохотали, а он при этом был абсолютно невозмутим.

За всё время работы, я смог его один раз рассмешить. Однажды во время репетиции он мне сказал: «Женька, ну можно как-то поталантливее?» Я обернулся к нему со сцены и совершенно искренне спросил: «Ещё талантливее?» Тут он рассмеялся. Наверное, скорее от моей наглости… У него потрясающая любовь к студентам. Когда мы к нему подходили и начинали издалека: «Александр Анатольевич, можно вас на минуточку, мне крайне неудобно…» Он отвечал, не дожидаясь вопроса: «Сколько?» Ты начинал извиняться: «Мне буквально на 3 дня». А он протягивая деньги и говорил: «Ладно, не ври!»



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.



  • Нравится

Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Артисты врут насчёт любви»

    Вечером в понедельник, 4 декабря, на большой торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова состоится чествование художественного руководителя Театра сатиры Александра ШИРВИНДТА, который в нынешнем году стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены». ...
  • «Звезда Театрала»-2017: победители названы!

    Вечером в понедельник, 4 декабря, в Театре им. Вахтангова состоялась десятая юбилейная церемония вручения премии зрительских симпатий «Звезда Театрала».   В нынешнем году голосование по лонг-листу, а затем и по шорт-листу проходило с 10 июня по 30 ноября. ...
  • «Сатирикон» отверг обвинения

    Российский государственный театр «Сатирикон» опубликовал официальное письмо, в котором отверг все обвинения в финансовых нарушениях.   Поводом для публикации письма послужила дискуссия, разгоревшаяся в СМИ после выступления худрука театра Константина Райкина в эфире телеканала «Дождь». ...
  • Данила Козловский: «Она такая одна»

    К юбилею актрисы, чья жизнь трагически оборвалась в октябре 2012 года, в фойе МХТ им. Чехова открывается выставка «Незабываемая Марина Голуб». В экспозиции будут представлены фотографии из семейного архива и музея МХАТ. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Звезда Театрала»-2018: прием заявок открыт!

    Десятая юбилейная церемония вручения премии «Звезда Театрала» состоялась в прошлый понедельник, 4 декабря, в Театре им. Вахтангова (см. как это было). Лауреаты названы, награды розданы и теперь – самое время дать старт очередному сезону. ...
  • Спектакль-лауреат премии «Звезда Театрала» покинул подмостки

    Театр им. Ермоловой в последний раз сыграл постановку Родиона Овчинникова «Одесса 913», поставленную в 2012 году по произведениям Исаака Бабеля «Закат» и «Одесские рассказы».   Проект, подготовленный при содействии продюсера Леонида Робермана и зарождавшийся как антреприза, в декабре 2012 завоевал премию зрительских симпатий «Звезда Театрала». ...
  • «Русская драма – так любовно называют этот театр киевляне»

    На торжественной церемонии вручения премии «Звезда Театрала», которая состоялась 4 декабря в Театре им. Вахтангова, зрители горячо приветствовали победу Национального театра русской драмы им. Леси Украинки (Киев). ...
  • Виктор Сухоруков: «Кино меня не балует»

    По итогам зрительского голосования премии «Звезда Театрала» лучшим театром был признан Театр им. Моссовета. Директор Валентина Панфилова в этот день находилась в командировке, поэтому награду получал актер театра Виктор Сухоруков. ...
Читайте также