Театр одного гения

 
13 июля Петру Фоменко исполнилось бы 85 лет. В память о выдающемся режиссере напомним читателям очерк актрисы Театра им. Вахтангова Галины Коноваловой (1916-2014), написанный в 2014 году для своей авторской рубрики «Легенда сцены».

– Петр Наумович Фоменко. Всё! Вот я написала это благословенное для меня имя и остановилась. Что сказать?

Это все равно как если б попросили меня написать о Бунине или о Льве Толстом. Такая вот непознаваемая личность. Такой талант, который не поддается пониманию, по крайней мере, для меня. Ни на кого не похож. Ни с кем не сравним. Особенный во всем, во всех своих проявлениях. Конечно, можно рассказать (если удастся) о его гениальных постановках, и все равно картина не будет полной.

Всё это надо видеть!

Застольный период превращается в увлекательную беседу, где Он больше молчит, внимательно слушает и вдруг одной, двумя фразами так раскроет автора, так заразит исполнителя, что кажется – всё, иди и играй, а вот выходит артист, и ничего не получается, потому что «взять» у Фоменко, понять его – это тоже искусство!

Иногда, в особо приподнятом настроении, он сам показывает – играет одинаково гениально за всех: за женщину, за мужчину, за собаку, за кого угодно. Повторить удается очень, очень немногим.



Неординарная Кручинина

Вспоминая его фантастическую работу в нашем театре, когда знаменитого, маститого Петра Наумовича упросили поставить давно известную, но тысячу раз игравшуюся пьесу Островского «Без вины виноватые», мне видится небольшое помещение зрительского буфета на втором этаже (там происходило действо), где с небольшой группой энтузиастов он совершил настоящее чудо.

Кто только в русском театре не играл Кручинину!

И всегда это была пожилая примадонна, страдающая, почти что ноющая на протяжении всего спектакля, ежеминутно заламывающая руки при воспоминании о потерянном сыне…

И как мне жаль, что теперешний зритель уже не может увидеть Юлию Борисову в роли Кручининой – очаровательной, женственной, не скрывающей своего возраста и от этого казавшейся молодой и привлекательной, умеющей так трогательно скрывать свое горе.


Вот вам и Фоменко – впервые показал Кручинину так неординарно и так блестяще.

Или вот другая героиня в этом же неповторимом спектакле – Коринкина в исполнении Людмилы Максаковой. Всегда у Островского в пьесах о театре в противовес положительной героине есть бывшая героиня, которая не может смириться с появлением новой примадонны в труппе и потому занимается бесконечными интригами и каверзами. В «Талантах и поклонниках» это Негина и Смельская, в «Без вины виноватых» – Кручинина и Коринкина.

Это всё хрестоматийно.
Мы же увидели Коринкину совершенно необычную – она виртуозно плетет свои интриги, оставаясь обаятельной женщиной с почти мужским умом, с наивной уверенностью в своей непогрешимости. А если говорить об исполнении, то в некоторых сценах она почти клоунесса…

Вообще «Без вины виноватые» – это неповторимый кусок моей жизни. Не будучи занятой в этом спектакле, я всегда ощущала себя не зрителем, а соучастником действа.

Там все было прекрасно. Петр Наумович каждую роль сделал неповторимой. Когда я на первом прогоне увидела Вячеслава Шалевича, играющего Мурова – того самого Мурова, которого всегда играли как абсолютного резонера, и того самого Шалевича, который всегда в своих ролях вытягивал прежде всего гротесковую сторону образа, – мне вспоминается фраза из стихов Маяковского: «Если бы выставить в музее плачущего большевика, весь день бы в музее торчали ротозеи». И в самом деле, Шалевич был такой трогательный, так неожиданно было его жалко, что такое прочтение роли казалось просто грандиозным и для артиста, и для зрителя.
А Шмага в исполнении Юрия Волынцева?! Даже гениальному Ульянову не удалось впоследствии его переиграть.

Да все, все в этом спектакле были необыкновенны!

И все это совсем не Александр Николаевич Островский, а Петр Наумович Фоменко!


«Меня ждёт Фоменко…»

Наблюдая за ним многие годы, могу заметить, что все, что не касается театра, для Петра Наумовича – вторично. И только репетиция является основным наполнением его жизни.

Можно бесконечно говорить о его потрясающей музыкальности, о его неповторимом чувстве юмора. Но это все слова, слова, слова…

Ведь вот какая интересная вещь, он человек «закрытый», очень немногословный, «весь в себе», а вот поди же – как с ним интересно, как к нему тянутся люди – всех возрастов, всех поколений, разного вероисповедания, «разного пола»…

Я, например, в приватной беседе с кем-нибудь, когда хочу «произвести впечатление», могу небрежно пробросить: «Простите, я не могу сейчас говорить: меня ждет Фоменко». Хотя это полное вранье, никогда он меня не ждет – это я мечтаю, жду встречи и хочу пожелать дорогому, дорогому Петру Наумовичу, чтобы он жил как можно дольше, был по возможности здоров, тогда и нам будет хорошо.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
  • «Я живу сегодняшним днем»

    В понедельник, 15 апреля, отмечает юбилей член общественного совета Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала», народная артистка СССР Алла Пугачева. Пугачева – звезда яркая и недостижимая, но однажды корреспонденту «Театрала» удалось взять у нее интервью, оно было сделано в студии «Радио Алла» в связи с прошлым юбилеем певицы. ...
  • «Генератор энергии»

    15 апреля одной из самых харизматичных и неподражаемых актрис театра и кино Ольге Волковой исполняется 80 лет.   Вадим Дубровицкий, продюсер, режиссёр:  – Она человек парадоксальный, с ней всегда надо держать ухо востро. ...
Читайте также