«МЫ ВЕРНУЛИСЬ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ВОЙНУ»

 
Разговоры о патриотизме и особом пути российской истории вновь звувчат на всех уровнях. Но при этом спектакли о Великой Отечественной войне ставятся нечасто. С чего это связано? «Театрал» задал вопрос экспертам.
 
Марина Брусникина, режиссер:

– Спектаклей действительно немного (почему – сказать трудно), но лично я каждый год что-то ставлю о войне. Для меня эта тема святая, и ощущения, что она совсем ушла с театральных подмостков, у меня нет. Конечно, мы многое не видели, но это не значит, что не ощущаем боль тех времен. К теме войны обращаются и молодые драматурги: Аня Батурина написала «Фронтовичку», а Юлия Поспелова – «Говорит Москва». Это все молодые ребята, и им интересен такой разговор. Я думаю, что любой театр заинтересован в таких постановках. Главное, чтобы материал был художественно убедителен, а это во все времена – редкость.
 
Олег Лоевский, театральный критик:
 
– Спектакли о войне появляются обычно к 9 Мая, это уже закон. Другое дело, что произведения первого призыва – «Рядовые», «Завтра была война», «А зори здесь тихие» и так далее – практически не идут. Сейчас тема войны осмысляется по-другому. В работу часто берут документальные материалы, частные истории. Это очень интересно. Но не так просто. Причем не только в театре, но и в кино. Режиссер Федерико Феллини говорил: если бы у русских не было войны, о чем бы они снимали кино? На протяжении многих лет огромный пласт военной прозы имел сценическое воплощение. Военные темы отсветом падали на советскую реальность. Сегодня мы вернулись в интеллектуальную войну. К тем произведениям, которые связаны с небольшим отстранением. К подлинной войне мы не хотим приближаться, потому что она страшна. А карикатурная нам не интересна.
 
Валерий Печейкин, драматург:

 
– Новые пьесы о Великой Отечественной войне появляются каждый год, но я все же понимаю, почему драматурги в большинстве своем не торопятся писать на эту тему. Дело в том, что у нее очень сильный флер официоза, и автор не понимает, как на этом поле работать. Если всерьез, то как? Тема-то ядерная. А молодые драматурги просто не обладают собственным опытом. Последние большие высказывания на эту тему происходили в прозе. И принадлежат, как правило, фронтовикам. Роман «Прокляты и убиты» Астафьева не так давно еще шел на сцене МХТ им. Чехова. Автор сам был участником тех событий, видел все своими глазами и писал о неоднозначных вещах. А что лично я могу написать на эту тему? Наверное, смогу в нереалистическом ключе порассуждать о войне, как об альтернативной истории наподобие фильма «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. Драматургия сегодня скорее идет этим путем. Но вряд ли наш театр будет готов к постановке такой пьесы. Ее посчитают оскорбительной, а не художественной.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В понедельник Сергея Женовача представят труппе МХТ

    Режиссер, основатель Студии театрального искусства Сергей Женовач, назначенный Министерством культуры художественным руководителем МХТ им. Чехова, приступает к своим обязанностям в понедельник, 23 апреля. В этот день на Основной сцене театра состоится сбор труппы. ...
  • Артистам Большого театра не дали визу в США

    Прима-балерине Большого театра Ольге Смирновой и первому солисту ГАБТа Якопо Тисси не выдали рабочую визу США.   В пресс-службе Большого театра считают, что визы не успели оформить. «Скорее всего, речь идет о техническом сбое. ...
  • Фигуранты дела «Седьмой студии» останутся под арестом

    Срок домашнего ареста худрука «Гоголь-центра» и «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова и директора РАМТа Софьи Апфельбаум продлен до 19 июля. Такое решение в среду, 18 апреля, вынес Басманный суд Москвы. Бывший генеральный директор «Седьмой студии» Юрий Итин останется под домашним арестом до 24 мая, бывший генпродюсер организации Алексей Малобродский – в СИЗО до 19 июня. ...
  • «Папа, я горжусь твоим мужеством»

    В среду, 18 апреля, в Басманном суде решался вопрос о продлении меры пресечения фигурантам уголовного дела «Седьмой студии». «Театрал» публикует речь худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, с которой он обратился к суду (о ходе заседания читайте в репортаже). ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru