«МЫ ВЕРНУЛИСЬ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ВОЙНУ»

 
Разговоры о патриотизме и особом пути российской истории вновь звувчат на всех уровнях. Но при этом спектакли о Великой Отечественной войне ставятся нечасто. С чего это связано? «Театрал» задал вопрос экспертам.
 
Марина Брусникина, режиссер:

– Спектаклей действительно немного (почему – сказать трудно), но лично я каждый год что-то ставлю о войне. Для меня эта тема святая, и ощущения, что она совсем ушла с театральных подмостков, у меня нет. Конечно, мы многое не видели, но это не значит, что не ощущаем боль тех времен. К теме войны обращаются и молодые драматурги: Аня Батурина написала «Фронтовичку», а Юлия Поспелова – «Говорит Москва». Это все молодые ребята, и им интересен такой разговор. Я думаю, что любой театр заинтересован в таких постановках. Главное, чтобы материал был художественно убедителен, а это во все времена – редкость.
 
Олег Лоевский, театральный критик:
 
– Спектакли о войне появляются обычно к 9 Мая, это уже закон. Другое дело, что произведения первого призыва – «Рядовые», «Завтра была война», «А зори здесь тихие» и так далее – практически не идут. Сейчас тема войны осмысляется по-другому. В работу часто берут документальные материалы, частные истории. Это очень интересно. Но не так просто. Причем не только в театре, но и в кино. Режиссер Федерико Феллини говорил: если бы у русских не было войны, о чем бы они снимали кино? На протяжении многих лет огромный пласт военной прозы имел сценическое воплощение. Военные темы отсветом падали на советскую реальность. Сегодня мы вернулись в интеллектуальную войну. К тем произведениям, которые связаны с небольшим отстранением. К подлинной войне мы не хотим приближаться, потому что она страшна. А карикатурная нам не интересна.
 
Валерий Печейкин, драматург:

 
– Новые пьесы о Великой Отечественной войне появляются каждый год, но я все же понимаю, почему драматурги в большинстве своем не торопятся писать на эту тему. Дело в том, что у нее очень сильный флер официоза, и автор не понимает, как на этом поле работать. Если всерьез, то как? Тема-то ядерная. А молодые драматурги просто не обладают собственным опытом. Последние большие высказывания на эту тему происходили в прозе. И принадлежат, как правило, фронтовикам. Роман «Прокляты и убиты» Астафьева не так давно еще шел на сцене МХТ им. Чехова. Автор сам был участником тех событий, видел все своими глазами и писал о неоднозначных вещах. А что лично я могу написать на эту тему? Наверное, смогу в нереалистическом ключе порассуждать о войне, как об альтернативной истории наподобие фильма «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. Драматургия сегодня скорее идет этим путем. Но вряд ли наш театр будет готов к постановке такой пьесы. Ее посчитают оскорбительной, а не художественной.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Яна Сексте: «Я сумасшедший болельщик»

    Футбольный матч между Россией и Египтом, состоявшийся во вторник, 19 июня, завершился победой российской сборной со счетом 3:1, что практически со стопроцентной вероятностью гарантировало России выход из группы (впервые в новейшей истории). ...
  • Игра на уничтожение

    Екатерина II, которую никто не считал выдающейся гуманисткой, тем не менее сформулировала универсальное правило правового государства: «лучше помиловать десять виновных, чем повесить одного невинного». Именно этой выстраданной максимой и стоит руководствоваться в деле обмена людей, оказавшихся заложниками межгосударственных конфликтов. ...
  • «Счет сообщали друг другу прямо на сцене»

    В Москве стартовал Чемпионат мира по футболу. В четверг город, наводненный болельщиками, праздновал церемонию открытия, а затем и победу российской сборной со счетом 5:0 в матче с Саудовской Аравией. Футбольный марафон  пройдет по нескольких российским городам: помимо Москвы это Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Калининград, Волгоград, Ростов-на-Дону и Саранск. ...
  • Минкульт отменил собственный приказ о нормах труда в театре

    Министр культуры Владимир Мединский отменил ранее утвержденные Минкультом типовые нормы по выполнению работ в театрах. Напомним, ранее ведомство опубликовало приказы «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств» и «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников организаций исполнительских искусств с учетом отраслевой специфики». ...
Читайте также