«МЫ ВЕРНУЛИСЬ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ВОЙНУ»

 
Разговоры о патриотизме и особом пути российской истории вновь звувчат на всех уровнях. Но при этом спектакли о Великой Отечественной войне ставятся нечасто. С чего это связано? «Театрал» задал вопрос экспертам.
 
Марина Брусникина, режиссер:

– Спектаклей действительно немного (почему – сказать трудно), но лично я каждый год что-то ставлю о войне. Для меня эта тема святая, и ощущения, что она совсем ушла с театральных подмостков, у меня нет. Конечно, мы многое не видели, но это не значит, что не ощущаем боль тех времен. К теме войны обращаются и молодые драматурги: Аня Батурина написала «Фронтовичку», а Юлия Поспелова – «Говорит Москва». Это все молодые ребята, и им интересен такой разговор. Я думаю, что любой театр заинтересован в таких постановках. Главное, чтобы материал был художественно убедителен, а это во все времена – редкость.
 
Олег Лоевский, театральный критик:
 
– Спектакли о войне появляются обычно к 9 Мая, это уже закон. Другое дело, что произведения первого призыва – «Рядовые», «Завтра была война», «А зори здесь тихие» и так далее – практически не идут. Сейчас тема войны осмысляется по-другому. В работу часто берут документальные материалы, частные истории. Это очень интересно. Но не так просто. Причем не только в театре, но и в кино. Режиссер Федерико Феллини говорил: если бы у русских не было войны, о чем бы они снимали кино? На протяжении многих лет огромный пласт военной прозы имел сценическое воплощение. Военные темы отсветом падали на советскую реальность. Сегодня мы вернулись в интеллектуальную войну. К тем произведениям, которые связаны с небольшим отстранением. К подлинной войне мы не хотим приближаться, потому что она страшна. А карикатурная нам не интересна.
 
Валерий Печейкин, драматург:

 
– Новые пьесы о Великой Отечественной войне появляются каждый год, но я все же понимаю, почему драматурги в большинстве своем не торопятся писать на эту тему. Дело в том, что у нее очень сильный флер официоза, и автор не понимает, как на этом поле работать. Если всерьез, то как? Тема-то ядерная. А молодые драматурги просто не обладают собственным опытом. Последние большие высказывания на эту тему происходили в прозе. И принадлежат, как правило, фронтовикам. Роман «Прокляты и убиты» Астафьева не так давно еще шел на сцене МХТ им. Чехова. Автор сам был участником тех событий, видел все своими глазами и писал о неоднозначных вещах. А что лично я могу написать на эту тему? Наверное, смогу в нереалистическом ключе порассуждать о войне, как об альтернативной истории наподобие фильма «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. Драматургия сегодня скорее идет этим путем. Но вряд ли наш театр будет готов к постановке такой пьесы. Ее посчитают оскорбительной, а не художественной.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Поклонской пригрозили уголовным делом

    Во вторник, 15 августа, адвокат режиссера Алексея Учителя Константин Добрынин направил депутату Госдумы Наталье Поклонской предостережение, в котором указал, что может добиваться лишения ее мандата из-за ситуации, создавшейся вокруг фильма «Матильда». ...
  • Театру «А.Р.Т.О.» грозит выселение

    Московский театр «А.Р.Т.О.» до сих пор не получил от городского Департамента культуры ответа по поводу грозящего выселения. Об этом «Театралу» сообщил основатель и художественный руководитель театра Николай Рощин. ...
  • Власти приостановили строительство дворца Деда Мороза

    Финансирование федеральной целевой программы «Культура России», охватывающей 2012–2018 годы, сокращено на 46 млрд рублей. Об этом сообщает Официальный интернет-портал правовой информации. Распоряжение подписано председателем Правительства Дмитрием Медведевым. ...
  • Апелляции по делу «Седьмой студии» суд рассмотрит позднее

    В пятницу, 11 августа, Мосгорсуд постановил на время снять с рассмотрения апелляционные жалобы защиты по делу «Седьмой студии». К апелляциям вернутся после того, как будут рассмотрены замечания Алексея Малобродского к протоколу судебного заседания, проходившего 17-18 июля, передает корреспондент «Театрала» Ирина Колесникова из зала суда. ...
Читайте также