«Он изменил фонетику века»

В Театре Маяковского прошел вечер памяти Евтушенко

 
В Театре Маяковского состоялся первый из запланированных в Москве юбилейных вечеров Евгения Евтушенко, волей судьбы ставших вечерами памяти поэта.

На сцене Театра имени Маяковского звучали стихи Евгения Александровича, воспоминания о встречах с ним, песни, написанные на его стихи. На огромном во всю сцену экране шли видеокадры – документальные съемки выступлений Евтушенко, фрагменты из интервью и из снятого им художественного фильма «Похороны Сталина», цитаты из произведений, фотографии.

Среди участников: артисты - Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Владимир Андреев, Михаил Ефремов, Филипп Янковский, Дмитрий Харатьян, Дарья Белоусова, писатели - Виктор Ерофеев, Зоя Богуславская, Игорь Волгин, Владимир Вишневский, музыканты – Иосиф Кобзон, Кристина Орбакайте и другие. Актеры Театра на Таганке показали фрагмент из спектакля «Нет лет», поставленного Вениамином Смеховым по стихам Евтушенко. Организацией вечера занималось театральное агентство «Арт-Партнер ХХI» Леонида Робермана.

Вел вечер актер, известный своим проектом «Кинопоэзия», - Анатолий Белый, он начал встречу стихотворением «Два города», написанным в 1964 году.
Я, как поезд,
           что мечется столько уж лет
между городом Да
                 и городом Нет.
Мои нервы натянуты,
                   как провода,
между городом Нет
                      и городом Да!

Первым из гостей на сцену вышел Иосиф Кобзон, который сожалел о том, что регламент вечера и количество его участников не позволят ему исполнить все двадцать песен на стихи Евгения Александровича, которые есть в его репертуаре. Поэтому он выбрал свои самые любимые – «Идут белые снеги», «Вальс устарел», «Сережка ольховая», «Плач по квартире коммунальной».

Писатель Виктор Ерофеев рассказал о том, как он, будучи студентом-первокурсником, познакомился с Евгением Евтушенко. «Я хочу рассказать про один вечер, который хочется вспоминать всю жизнь. И, наверное, когда мы сегодня говорим о Евгении Александровиче, то надо сказать, про ту энергию радости, когда он видел, что что-то новое случается, что-то преображается. Это уникальное явление. Обычно писатели скупы на похвалу, на какие-то добрые слова. А я сейчас расскажу о том вечере, который как раз показывает, что Евтушенко готов поделиться собой не только с огромной аудиторией, но и с друзьями, и со всеми незнакомыми людьми.

Мне было 17 лет, я закончил первый курс филологического факультета МГУ и пришел к нему домой. А дело было так: это был 1966-й год, Евтушенко вместе с Долматовским приехали в Сенегал, где мой отец работал послом Советского Союза. Президент Сенегала Сенгор был очень хорошим поэтом, писал на французском, и он провел фестиваль искусств, на который Евтушенко и приехал. А моя мама, познакомившись с ним, ему рассказала, что ее сын пишет работу о Хлебникове. Он сказал: «Хорошо, пусть приносит». Я ему каким-то образом передал (уже не помню) свою работу «Неологизмы у Хлебникова». И вдруг он сам позвонил, попросил прийти к нему, на улицу Черняховского. Это был май или июнь. Был дождь. Я туда прибыл, а он в это время сидел с кубинцем, изучал испанский язык. Я пришел, сел на стул, и у меня с ботинок натекла на пол грязная вода, и я сидел в ужасе: пришел к кумиру, а сижу - прям в луже! Потом кубинец ушел, мы остались вдвоем, и только он хотел мне что-то сказать, как раздался звонок в дверь. Открывается дверь, и входят Аксенов и Бродский! Можете представить, что со мной делается! Бродский только что вернулся из ссылки. Аксенов тоже мой кумир, он написал тогда «Звездный билет». Великие люди, еще молодые... Бродский рыжий такой, здоровый, красивый парень. Короче говоря, я просто попал в такую малину! А Евтушенко так рукой мне показывает на них, Аксенов, здороваясь, мне представляется: «Вася» И надо сказать, что с тех пор наша дружба уходит в года совместной работы, в конце-концов мы сделали «Метрополь» в 1979 году. Бродский так более сухо и твердо говорит: «Иосиф», - и здоровается со мной. А Евтушенко показывает на меня и говорит абсолютно уверенно: «А это гениальный исследователь Хлебникова». Они, конечно, обалдели: такой пацан, а уже гениальный исследователь,  и они меня берут с собой в этот вечер. Мы гуляли с ними всю ночь, до 7 утра…»



В Год литературы актеру Дмитрию Харатьяну посчастливилось в составе поэтической агитбригады проехать по стране и выступить более чем в 20 городах вместе с Евгением Евтушенко. «Мне очень повезло, потому что я имел счастье выходить на одну сцену с Евгением Александровичем. Первый раз это было в 2008 году, когда мы ездили по России с его рок-оперой «Идут белые снеги»,- рассказал актер Дмитрий Харатьян. Сперва он прочитал шуточное стихотворение, посвященное ему, а затем исполнил две песни, одну из той самой рок-оперы, а вторую, посвященную Окуджаве «Простая песенка Булата». Из своих любимых стихов Дмитрий Харатьян выбрал для чтения следующее:

Достойно, главное достойно
Любые встретить времена,
Когда эпоха то застойна,
То взбаламучена до дна.
 
Достойно, главное, достойно,
Чтоб раздаватели щедрот
Не довели тебя до стойла
И не заткнули сеном рот…

Александр Ширвиндт вспомнил несколько забавных историй, которые произошли с ним и Евгением Евтушенко, когда были соседями по дому. Об этом написал в своей колонке Александр Анатольевич для июньского «Театрала».

Песню на стихи Евтушенко «Бежит река, в тумане тая» ставшую, практически, народной спела Кристина Орбакайте.  Певица рассказала, как была счастлива, узнав, что фильм «Чучело» с ее участием Евгений Александрович включил в свой курс по кино для американских студентов.  

Писательница Зоя Богуславская говорила о сложных взаимоотношениях между поэтами-шестидесятниками и о том, как они, тем не менее, были друг для друга важны. Она прочла стихотворение Андрея Вознесенского, посвященное Евгению Евтушенко «Песня акына». На эти стихи написал песню Высоцкий, это была единственная песня, которую он сочинил не на свои стихи:

Не славы и не коровы,
не шаткой короны земной —
пошли мне, господь, второго, —
чтоб вытянул петь со мной!
 
Прошу не любви ворованной,
не милостей на денёк —
пошли мне, господь, второго, —
чтоб не был так одинок…

Валентин Гафт прочитал в память о Евгении Евтушенко его любимую, последнюю главу поэмы Маяковского «Про это».  В исполнении Владимира Андреева прозвучало стихотворение «Бабий Яр», Филипп Янковский читал стихи «Я разный», «А снег повалится-повалится», а Михаил Ефремов - стихи поэта Андрея Орлова (Орлуши), написанные на смерть Евгения Евтушенко.

Писатель Игорь Волгин прочитал одно из самых известных стихов поэта: «Окно выходит в белые деревья» и вспомнил несколько ярких моментов.

«Я вспоминаю первую встречу, это был 1959 год, когда в Литмузее был вечер Евтушенко, и огромная толпа стояла. Она не вместилась в зал, и попросили открыть окна, и голос Евтушенко летел над Якиманкой, и сразу ощущалось, что это голос времени, голос эпохи. Что, собственно, произошло? Что это за явление – Евтушенко? Он изменил фонетику века, акустику века. Появился абсолютно новый звук, свободный звук.

Я разный –
                     я натруженный и праздный.
Я целе-
              и нецелесообразный.
Я весь несовместимый,
                             неудобный,
застенчивый и наглый,
                                злой и добрый.
Я так люблю,
                 чтоб все перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось
от запада
                  и до востока,
от зависти
                     и до восторга!

Появился новый герой, которого мы не знали. Такого героя не было в советской литературе. Свободный герой. Помните, как там дальше?

Хочу шататься, сколько надо, Лондоном,
со всеми говорить -
                                пускай на ломаном.
Мальчишкой,
                            на автобусе повисшим,
Хочу проехать утренним Парижем!

Я не могу сказать, что тогда было очень много любителей поэзии. Почему же он собирал стадионы? Любителей поэзии примерно одинаково во все времена. Но потому что через Евтушенко, как через божественный орган, шли все упования эпохи, шли все политические интонации эпохи. Он, как из воздуха брал эти формулы, воплощал их в поэтическую речь, и она становилась речью общезначимой. Вот сейчас Владимир Андреев читал «Бабий яр», а я помню первое исполнение «Бабьего яра» в Политехническом музее. Он прочитал эти стихи и была, наверное, получасовая овация. Такая овация могла быть только после выступления Достоевского на Пушкинском празднике в Москве, когда он произнес свою знаменитую пушкинскую речь».
 
Вечера памяти Евгения Евтушенко состоятся в Москва 4 июня - в Московской консерватории и 13 июня - в Кремлевском дворце съездов.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • У Кирилла Серебренникова проходит обыск

    Об этом написала на своей странице в Facebook правозащитница, журналист, исполнительный директор движения «Русь сидящая» Ольга Романова. Других подробностей пока не сообщается. «Театрал» будет следить за развитием событий. ...
  • «Освобожденный Ширвиндт»

    Когда круглогодичного ажиотажа с расширением тротуаров еще не было, а что-то для благоустройства Москвы для наглядности надо было обозначить, перетаскивали Пушкина через улицу Горького туда и обратно. Дорого, бессмысленно, но – деятельность. ...
  • Сергей Женовач: «Иногда невозможно смотреть на то, что сделали большие друзья»

    В понедельник, 15 мая, основателю Студии театрального искусства, Сергею Женовачу исполняется 60 лет. Режиссер, чьи спектакли всегда вызывают особый зрительский интерес, не раз становился гостем «Театрала». По случаю юбилея мы собрали наиболее интересные высказывания – о профессии, театре и судьбе. ...
  • «Родные называли ее Ромочка»

    Я давно хотела написать о маме очерк и обрадовалась, что в «Театрале» есть такая рубрика. Впрочем, о невероятной судьбе моей мамы можно написать и целую книгу…   Руфь Марковна Иоффе – в девичестве, Райкина – в замужестве, Рома – по сцене и литературе (кстати, псевдоним ей придумала Рина Зеленая, прекрасная актриса). ...
Читайте также


Читайте также

  • Скончался Роджер Мур

    Умер британский артист, сыгравший роль Агента 007 в семи фильмах «бондианы».  Мур стал третьим исполнителем роли агента М16 и играл  Джеймся Бонда в период с 1973 по 1985 гг, снявшись в  фильмах  «Живи и дай умереть» (1973), «Человек с золотым пистолетом» (1974),  «Шпион, который меня любил» (1977),  «Лунный гонщик» (1979),  «Только для твоих глаз» (1981),  «Осьминожка» (1983) и «Вид на убийство» (1985). ...
  • «Он изменил фонетику века»

    В Театре Маяковского состоялся первый из запланированных в Москве юбилейных вечеров Евгения Евтушенко, волей судьбы ставших вечерами памяти поэта. На сцене Театра имени Маяковского звучали стихи Евгения Александровича, воспоминания о встречах с ним, песни, написанные на его стихи. ...
  • В Петербурге умер актер Николай Морозов

    Актер Николай Морозов, известный кинозрителям по ролям в сериалах «Улицы разбитых фонаре», «Попытка к бегству» и «Конь белый», скончался в Санкт-Петербурге на 53-м году жизни. Выпускник курса Рубена Агамирзяна в ЛГИТМиКе, Николай Морозов в 1986 году связал свою жизнь с Камерным театром Малыщицкого, став одним из ведущих артистов. ...
  • Умер актер Олег Видов

    В США на 74-м году жизни скончался советский и американский актер, кинорежиссер, заслуженный артист РСФСР Олег Видов. Олег Видов родился 11 июня 1943 года в городе Видное Московской области. В 1960 году снялся в своей первой картине «Друг мой, Колька!» (эпизод), а двумя годами позднее поступил на актерский факультет ВГИКа. ...
Читайте также