«Онегин-би», жертва олигархов

«Онегинъ.Online» в Театре Бориса Эйфмана

 
Премьеру Бориса Эйфмана по «роману в стихах» Александра Пушкина ждали долго и настороженно. Будоражили слухи о превращении «Онегина» в сугубо женскую историю под названием «Татьяна Ларина» и о сведении сюжета «энциклопедии русской жизни» к гомосексуальному конфликту. И то и другое оказалось верно, отчасти.
Балет «Онегинъ. Online» правильнее всего назвать «Энциклопедией творчества Бориса Эйфмана», в которую хореограф включил полное собрание клише и штампов, накопленных им за многие годы сочинительства. Тем, кто знаком со спектаклями Эйфмана, дежавю гарантировано: тут фрагмент из «Карениной», там – из «Красной Жизели», через минуту – из «Русского Гамлета». Ну и хореографическая лексика – как обычно, «с приветом» от всех западных хореографов сразу.

Самое удивительное, что именно в «Онегине» Эйфман впервые попытался приспособить сюжет к «современным» реалиям. Только сильно опоздал. Перенос пушкинской истории во времена путча 1991 года выглядит не только надуманным, но и анахроничным. Братание коммунистов, либералов и демократов в лице Генерала, Онегина и Ленского за бутылкой водки «на кухне», вечеринка у Лариных, обернувшаяся в балете деревенской дискотекой, «мафиози» Гремин – все метафоры безвозвратно устарели.

Не нова даже для российского зрителя и видеопроекция, бодро транслирующая кадры защиты Белого дома и Ельцина на баррикадах. Превращений в балете немало, и все они выглядят бессмысленными гэгами – трюк ради трюка. Они, конечно же, изрядно шокируют публику, но на смелую режиссерскую мысль никак не тянут. Две похотливые самки – Татьяна и Ольга, ожидающие на завалинке кавалеров, заколотый (!) Онегиным Ленский, являющийся ему полуразложившимся трупом, ослепший во время путча Генерал, полюбивший Татьяну «на ощупь», новоявленная «Золушка» Татьяна, которую отмывают, одевают и причесывают для свадьбы со слепым олигархом, и апофеоз – тот же слепец, закалывающий (а как же иначе?) Онегина «на слух».

И тут открывается еще одна проблема, едва ли не самая серьезная для нынешнего Театра балета Бориса Эйфмана – отсутствие Личностей. Все вышесказанное о спектаклях Эйфмана не ново, искушенные зрители всегда знали о вторичности его хореографии, о заимствованиях, о самоповторах. Но раньше недалекая режиссура подкреплялась уникальными танцовщиками-актерами (если не сказать – держалась на них), оправдывавшими все – трюки и акробатику, грубость сценических приемов и неизменный налет пошлости. Можно вспомнить Альберта Галичанина и Игоря Маркова в «Чайковском», Елену Кузьмину и Юрия Ананяна в «Красной Жизели», Нину Змиевец и Юрия Смекалова в «Чайке»…

А сегодняшний «Онегин» обезличен и пуст. Крепко сбитая Мария Абашова в партии Татьяны грезит о плотской любви и наяву, и во сне (точно так же, как в «Карениной»). Малахольный Онегин Олега Габышева путается в собственных сексуальных ориентациях, поэтому неубедителен как в гей-, так и в гетеродуэтах. Суперпластичный Дмитрий Фишер в Ленском так же гнется во все стороны и закладывает ноги за уши, как в недавнем Треплеве. Ольга Натальи Поворознюк – такая же бледная калька с главной героини, как и ее Заречная. Может быть, лишь Генерал Сергея Волобуева как-то выделяется на общем фоне.

«Онегинъ. Online» не приблизил Бориса Эйфмана к современности, напротив – доказал, что когда-то модный и актуальный балетмейстер прочно законсервировался в собственном, наглухо закрытом от внешнего мира пространстве. И модная приставка «Online» молодость не возвращает…


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • В парижском Одеоне открылись «Русские сезоны»

    В Париже состоялась официальная церемония открытия международного культурного проекта «Русские сезоны» во Франции в 2020 году. Организатором проекта выступает Министерство культуры РФ. Международный культурный проект «Русские сезоны» станет главным событием 2020 года в театральной и музыкальной жизни трех стран: Франции, Бельгии и Люксембурга. ...
  • В репертуар «Сферы» вернулся спектакль «Безотцовщина»

    Режиссер Владимир Данай представляет зрителям собственную сценическую редакцию первой пьесы Чехова, определив жанр спектакля как «24 эпизода до, после и вместо любви». Художник спектакля – Дмитрий Разумов.   Обстоятельства, в которые попадают герои пьесы, отдаляет каждого все дальше от любви, от жизни. ...
  • В Омане отменены гастроли Большого театра

    Генеральный директор Большого театра Владимир Урин сообщил, что Оман отменил гастроли ГАБТа в связи с трауром, объявленным в стране после кончины султана. «Гастроли отменены в связи с трауром в стране и будут перенесены. ...
  • Из репертуара ШДИ ушел «Русский Блюз»

    В «Школе драматического искусства» снят с репертуара спектакль Дмитрия Крымова «Русский Блюз. Поход за грибами», созданный в 2015 году.   «Прощай спектакль «Русский Блюз», – написала в своем блоге в Instagram актриса Мария Смольникова. ...
Читайте также