Владимир Мирзоев:

«Герои Гоголя пошли по рукам»

 
Когда эти режиссеры ставят Гоголя – интересно априори: по тому, что из сочетания имен, индивидуальностей, взглядов, мировоззрений непременно родится нечто в высшей степени неожиданное и театральное. Не факт, что, безусловно, успешное. Чаще всего их спектакли не для массовой аудитории, они не смешат и не развлекают. Но пропустить их точно нельзя. Таковы Валерий Фокин, Миндаугас Карбаускис, Римас Туминас. Таков Владимир Мирзоев, поставивший «Ревизора», «Хлестакова», «Башмачкина» и «Женитьбу», у которого свой, абсолютно отдельный взгляд на творчество прославленного классика.
– Что есть в текстах Гоголя такого, что они остаются лучшими для сцены?

– Связь раннего Гоголя с романтизмом вообще и с немецкими романтиками в частности очевидна, но в театре не всегда понимают, что именно «Вечера», «Миргород» и «Петербургские повести» дают ключи к гоголевской драматургии, которая лишь кажется бытовой. Поясню свою мысль. Через фольклор, через народную мифологию Гоголь вошел в резонанс с коллективным бессознательным, с национальными архетипами. Все его персонажи – от Хлестакова до Плюшкина – стали именами нарицательными, а в последние годы появились даже на вывесках ресторанов и кафе. Можно сказать, что это пошлость, что литературные герои «пошли по рукам» – фи! Но ведь это значит, что они превратились в часть российского мифа, без которого современный театр просто не существует. Пьесы и прозу Гоголя ставят потому, что рассчитывают на встречу с национальной Психеей.

– Кто из художников созвучен Гоголю – Мейерхольд? Малевич? Прокофьев?

– Мейерхольд, Прокофьев, Шостакович, Шнитке – конечно. Малевич – вряд ли. Из живописцев скорее уж Кандинский или Шагал… Хочется повторить за Достоевским: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», а сама шинель лежит в братской могиле на Бородинском поле, проросла языческой грибницей и раз в сто лет выходит из-под земли подышать свежим воздухом».

– Если бы вам нужно было рассказать про Гоголя человеку, который ничего о нем не знает, что бы вы рассказали?

– Я бы в двух словах пересказал сюжет повести «Нос». Затем упомянул тот факт, что писатель чуть не полжизни провел в путешествиях, перемещаясь между Россией и Римом… Кстати, в греческом кафе, неподалеку от пьяцца Испания, висит под стеклом автограф Гоголя, где он говорит примерно следующее: «Чтобы писать о России, нужно жить как можно дальше от нее». Еще один верный ученик юбиляра, Владимир Набоков, пожалуй, подписался бы под этими словами… Что еще?.. Вспомнил бы о том, как под занавес этой мало примечательной (то есть небогатой на события) жизни христианский миф, словно огонь, пожрал всю языческую грибницу, весь заколдованный лес гоголевской вселенной, и даже само бренное тело писателя.

– Кто из современных актеров мог бы сыграть самого Гоголя?

– Леонид Мозговой, Эдвард Нортон, Венсан Кассель. Наверное, Максима Суханова могла бы вдохновить эта задача. Если использовать пластический грим… Хотя, наверное, это компромисс.

– Идеальный гоголевский артист (помимо Суханова) – кто?

– Виктор Сухоруков, Татьяна Догилева, Ефим Шифрин, Инна Чурикова, Зоя Кайдановская, Евгений Стычкин, Дмитрий Назаров… На самом деле целая труппа.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также