Владимир Мирзоев:

«Герои Гоголя пошли по рукам»

 
Когда эти режиссеры ставят Гоголя – интересно априори: по тому, что из сочетания имен, индивидуальностей, взглядов, мировоззрений непременно родится нечто в высшей степени неожиданное и театральное. Не факт, что, безусловно, успешное. Чаще всего их спектакли не для массовой аудитории, они не смешат и не развлекают. Но пропустить их точно нельзя. Таковы Валерий Фокин, Миндаугас Карбаускис, Римас Туминас. Таков Владимир Мирзоев, поставивший «Ревизора», «Хлестакова», «Башмачкина» и «Женитьбу», у которого свой, абсолютно отдельный взгляд на творчество прославленного классика.
– Что есть в текстах Гоголя такого, что они остаются лучшими для сцены?

– Связь раннего Гоголя с романтизмом вообще и с немецкими романтиками в частности очевидна, но в театре не всегда понимают, что именно «Вечера», «Миргород» и «Петербургские повести» дают ключи к гоголевской драматургии, которая лишь кажется бытовой. Поясню свою мысль. Через фольклор, через народную мифологию Гоголь вошел в резонанс с коллективным бессознательным, с национальными архетипами. Все его персонажи – от Хлестакова до Плюшкина – стали именами нарицательными, а в последние годы появились даже на вывесках ресторанов и кафе. Можно сказать, что это пошлость, что литературные герои «пошли по рукам» – фи! Но ведь это значит, что они превратились в часть российского мифа, без которого современный театр просто не существует. Пьесы и прозу Гоголя ставят потому, что рассчитывают на встречу с национальной Психеей.

– Кто из художников созвучен Гоголю – Мейерхольд? Малевич? Прокофьев?

– Мейерхольд, Прокофьев, Шостакович, Шнитке – конечно. Малевич – вряд ли. Из живописцев скорее уж Кандинский или Шагал… Хочется повторить за Достоевским: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», а сама шинель лежит в братской могиле на Бородинском поле, проросла языческой грибницей и раз в сто лет выходит из-под земли подышать свежим воздухом».

– Если бы вам нужно было рассказать про Гоголя человеку, который ничего о нем не знает, что бы вы рассказали?

– Я бы в двух словах пересказал сюжет повести «Нос». Затем упомянул тот факт, что писатель чуть не полжизни провел в путешествиях, перемещаясь между Россией и Римом… Кстати, в греческом кафе, неподалеку от пьяцца Испания, висит под стеклом автограф Гоголя, где он говорит примерно следующее: «Чтобы писать о России, нужно жить как можно дальше от нее». Еще один верный ученик юбиляра, Владимир Набоков, пожалуй, подписался бы под этими словами… Что еще?.. Вспомнил бы о том, как под занавес этой мало примечательной (то есть небогатой на события) жизни христианский миф, словно огонь, пожрал всю языческую грибницу, весь заколдованный лес гоголевской вселенной, и даже само бренное тело писателя.

– Кто из современных актеров мог бы сыграть самого Гоголя?

– Леонид Мозговой, Эдвард Нортон, Венсан Кассель. Наверное, Максима Суханова могла бы вдохновить эта задача. Если использовать пластический грим… Хотя, наверное, это компромисс.

– Идеальный гоголевский артист (помимо Суханова) – кто?

– Виктор Сухоруков, Татьяна Догилева, Ефим Шифрин, Инна Чурикова, Зоя Кайдановская, Евгений Стычкин, Дмитрий Назаров… На самом деле целая труппа.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Алла Сурикова: «Моя любовь к театру началась с этой пьесы»

    Кинорежиссер Алла Сурикова поделилась с «Театралом» своими впечатлениями о дипломном спектакле студентов курса Михаила Борисова в Институте им. Щукина – «Лиса и виноград», предрекая ему серьёзное сценическое будущее. ...
  • Старейшей мхатовской актрисе исполнилось 95

    К юбилею Маргариты Анастасьевой, которая 10 января отметила свое 95-летие, Музей МХАТа посвятил выставку «Марго. Королева. Первая из первых». Для Художественного театра Маргарита Викторовна – легенда. Она не только служит на прославленной сцене всю свою жизнь, сыграв десятки острохарактерных ролей, но и является выпускницей первого набора Школы-студии МХАТ. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
Читайте также