Владимир Мирзоев:

«Герои Гоголя пошли по рукам»

 
Когда эти режиссеры ставят Гоголя – интересно априори: по тому, что из сочетания имен, индивидуальностей, взглядов, мировоззрений непременно родится нечто в высшей степени неожиданное и театральное. Не факт, что, безусловно, успешное. Чаще всего их спектакли не для массовой аудитории, они не смешат и не развлекают. Но пропустить их точно нельзя. Таковы Валерий Фокин, Миндаугас Карбаускис, Римас Туминас. Таков Владимир Мирзоев, поставивший «Ревизора», «Хлестакова», «Башмачкина» и «Женитьбу», у которого свой, абсолютно отдельный взгляд на творчество прославленного классика.
– Что есть в текстах Гоголя такого, что они остаются лучшими для сцены?

– Связь раннего Гоголя с романтизмом вообще и с немецкими романтиками в частности очевидна, но в театре не всегда понимают, что именно «Вечера», «Миргород» и «Петербургские повести» дают ключи к гоголевской драматургии, которая лишь кажется бытовой. Поясню свою мысль. Через фольклор, через народную мифологию Гоголь вошел в резонанс с коллективным бессознательным, с национальными архетипами. Все его персонажи – от Хлестакова до Плюшкина – стали именами нарицательными, а в последние годы появились даже на вывесках ресторанов и кафе. Можно сказать, что это пошлость, что литературные герои «пошли по рукам» – фи! Но ведь это значит, что они превратились в часть российского мифа, без которого современный театр просто не существует. Пьесы и прозу Гоголя ставят потому, что рассчитывают на встречу с национальной Психеей.

– Кто из художников созвучен Гоголю – Мейерхольд? Малевич? Прокофьев?

– Мейерхольд, Прокофьев, Шостакович, Шнитке – конечно. Малевич – вряд ли. Из живописцев скорее уж Кандинский или Шагал… Хочется повторить за Достоевским: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», а сама шинель лежит в братской могиле на Бородинском поле, проросла языческой грибницей и раз в сто лет выходит из-под земли подышать свежим воздухом».

– Если бы вам нужно было рассказать про Гоголя человеку, который ничего о нем не знает, что бы вы рассказали?

– Я бы в двух словах пересказал сюжет повести «Нос». Затем упомянул тот факт, что писатель чуть не полжизни провел в путешествиях, перемещаясь между Россией и Римом… Кстати, в греческом кафе, неподалеку от пьяцца Испания, висит под стеклом автограф Гоголя, где он говорит примерно следующее: «Чтобы писать о России, нужно жить как можно дальше от нее». Еще один верный ученик юбиляра, Владимир Набоков, пожалуй, подписался бы под этими словами… Что еще?.. Вспомнил бы о том, как под занавес этой мало примечательной (то есть небогатой на события) жизни христианский миф, словно огонь, пожрал всю языческую грибницу, весь заколдованный лес гоголевской вселенной, и даже само бренное тело писателя.

– Кто из современных актеров мог бы сыграть самого Гоголя?

– Леонид Мозговой, Эдвард Нортон, Венсан Кассель. Наверное, Максима Суханова могла бы вдохновить эта задача. Если использовать пластический грим… Хотя, наверное, это компромисс.

– Идеальный гоголевский артист (помимо Суханова) – кто?

– Виктор Сухоруков, Татьяна Догилева, Ефим Шифрин, Инна Чурикова, Зоя Кайдановская, Евгений Стычкин, Дмитрий Назаров… На самом деле целая труппа.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр как средство легализации частной роскоши

    У Цицерона есть знаменитое высказывание о римском народе, применимое, кажется, к любому народу во все времена: «народ ненавидит частную роскошь, но любит общественное величие».   Театральные зрелища в древнем Риме были частью всенародного праздника – то есть общественного величия. ...
  • Лаура Пицхелаури: «Театр - это территория свободы»

    Сегодня Лаура ПИЦХЕЛАУРИ – одна из самых заметных молодых актрис петербургской сцены. Впрочем, знают её и в Москве: начиная с прошлого сезона, актриса задействована в МХТ им. Чехова – в спектакле «Человек из рыбы». ...
  • Марк Розовский: «Ни одного своего стихотворения не знаю наизусть»

    3 апреля - день рождения лауреата премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» Марка Розовского. «Театрал» поздравляет Марка Григорьевича и желает ему здоровья и энергии для воплощения его многочисленных творческих идей и планов. ...
  • «Повалять дурака»: пять актерских розыгрышей

    По одной из версий День смеха появился после того, как в 15 веке произошёл переход со старого стиля на новый, и отмечать Новый год стали 1 января. Над жителями, которые продолжали праздновать 1 апреля, подсмеивались. Со временем все, конечно, перестроились, но праздник остался. ...
Читайте также