«Як до мене Якiв приходив…»

В Театре имени Маяковского репетируют Гоголя

 
– У меня нет ружья, – говорит Игорь Костолевский.

– Такая интонация не годится, надо играть проще, – просит режиссер.

– Да куда ж еще проще? – удивляется Костолевский. И повторяет, по-детски растягивая: «А у меня не-е-е-ет ружья». Коллеги по сцене улыбаются.

– Соберитесь, давайте этот эпизод еще раз, – командует режиссер. Музыка.




В театре имени Маяковского завершились репетиции спектакля «Как поссорились…» по мотивам повести Гоголя «О том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Режиссер Сергей Арцибашев занял в постановке весь звездный состав. В одном варианте играют Александр Лазарев, Игорь Кашинцев, Светлана Немоляева, Рамзес Джабраилов; в другом – Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Галина Анисимова, Геннадий Чулков и многие другие.

До премьеры остается чуть больше недели. Сергей Арцибашев расхаживает по залу с видом военного начальника.

– Играем первый акт от начала до конца, – командует он. В зале гаснет свет. Режиссер закуривает. К нему на режиссерский столик ставят большую чашку чая. Удар гонга – как на боксерском ринге, и на сцене появляется Иван Иванович Перерепенко (герой Игоря Костолевского).

Красочный украинский пейзаж. Лето. Под ногами разбросаны яблоки, дыни, тыквы, перец и вальяжно бродят гуси. По двору не менее вальяжно после утренней охоты расхаживает Иван Иванович. И только высокий до неба плетень выглядит угрожающе. На нем развешены глиняные горшки, которые, если сорвутся, точно пришибут.

Хрестоматийный сюжет, известный со школьной скамьи, в Театре Маяковского решили подать без каких-либо постмодернистских трактовок. Главное – поэтика Гоголя, украинские песни и малороссийская речь…

Иван Иванович просит у соседа Ивана Никифоровича (артист Михаил Филиппов) ружье:

– Вы барин, вам на охоту не нужно. Отдайте его мне.

– Помилуйте, отдать вам ружье? – возражает герой Филиппова.

Арцибашев вскакивает на сцену:

– Меньше интриг, – просит он. – Это беседа двух друзей. Говорите проще: мол, оставим этот разговор, триста лет ружье висело в чулане и пусть висит с богом. Не напирайте. С утра жара. Иван Иванович пригласил вас на дыню и к слову завел речь о ружье.

Герой Михаила Филиппова продолжает:

– Я вдовец и на охоту не хожу. Даже не помню, когда в последний раз держал ружье.

Арцибашев обращается к Костолевскому:

– Игорь Матвеевич, а вы смотрите на него так: мол, закладывай, закладывай, я все равно заставлю тебя подарить мне ружье.

Арцибашев репетирует, как учила в ГИТИСе Мария Кнебель, знаменитая хранительница системы Станиславского. Он не любит нарушать атмосферу рождающегося спектакля и часто делает замечания не в микрофон, а на ухо одному из артистов. Или может подсказать одно слово, которое отражает главный смысл эпизода.

В одной из сцен герой Игоря Костолевского падает. Репетируют, Костолевский спотыкается и ударяется головой.

– Игорь Матвеевич, принести вам водички? – вмешивается одна из актрис.

– Да что мне водичка, когда меня Иван Никифорович так огорчил!

Репетиции спектакля проходили каждый день по нескольку часов. От усталости Городничий (Геннадий Чулков) оговорился:

– Я не могу понять, если два таких славных мужа поругались… Что же сталось с их творчеством?

В зале хохот. Арцибашев поправляет:

– Не с творчеством, а с товариществом.

В самые драматичные моменты звучат украинские песни, которые голосисто исполняют все занятые в спектакле актрисы.

– Есть одна песня хорошая, – задумчиво произносит Иван Иванович. – Запевай, Гапка.

И Гапка поет: «Як до мене Якiв приходив, Коробочку ракiв приносив…»

Что было дальше – узнаем на премьере.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Чайка» — это молодая пьеса, которая жива всегда»

    29 января, в день рождения А.П. Чехова, в музее МХАТ состоятся бесплатные мероприятия, посвященные 160-летию знаменитого писателя и драматурга: лекция «Загадка «Чайки» и спектакль «Медведь». Легендарную пьесу «Чайка» сегодня ставят и играют по-разному. ...
  • В Губернском театре поставили кабаре

    Губернский театр 13 февраля представит премьеру спектакля «Серебряное зеркало» в новом для себя жанре – поэтическое кабаре. В основе постановки Ольги Матвеевой – женская поэзия начала XX века. «Работая над спектаклем, нам хотелось восстановить забытые страницы истории русской поэзии, – рассказала Ольга Матвеева. ...
  • Александр Морфов выпускает премьеру в ТЮЗе им. Брянцева

    Болгарский режиссер Александр Морфов представит свою версию шекспировской «Ромео и Джульетты». Как сообщает пресс-служба театра, в его интерпретации «эта история для современного поколения – поколения YouTube и социальных сетей». ...
  • Сорокин-трип

    Живой классик Владимир Сорокин не склонен доверять театру (и однажды чуть было не подал в суд на Андрея Могучего, категорически не приняв постановку «Дисморфомании»). Но три театра – «Практика», Театр на Малой Бронной и «Ленком» – почти синхронно взялись за сорокинские тексты, и автор, похоже, остался доволен. ...
Читайте также