Оперный сезон в Париже завершается русскими операми

 
В апреле на сцене Оперы Бастилии шла опера Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», впервые за почти 90 лет поставленная во Франции. Следом за ней, в середине мая, на сцене оперного театра столицы Франции прозвучит опера Петра Чайковского «Евгений Онегин».

Журнал Octave, издаваемый при Парижской опере, рассказал о творчестве двух композиторов, , чьи произведения являются наиболее часто исполняемыми сегодня.
И хотя, по мнению авторов статьи, их творчество во многом похоже, начинали они свой путь в противоборствующих в России XIX века музыкальных «лагерях»: Чайковский – в академическом, а Римский-Корсаков – в национальном.

Чайковский, будучи одним из первых выпускников Санкт-Петербургской Консерватории, представлял западничество в российской музыке, будучи воспитанным на Германской академической музыке и не уделяя должного внимания этническому музыкальному наследию своей страны. Римский-Корсаков был членом «Могучей кучки», музыкального кружка славянофильской направленности, созданного и руководимого Милием Балакиревым – харизматичным, но жестким лидером, который противостоял академизму в обучении музыке и считал, что русская музыка должна развиваться, как было завещано Глинкой, из своих национальных традиций, лишь выборочно вбирая в себя западные образцы (к примеру, творчество Гектора Берлиоза, оказавшего в результате огромное влияние на Римского-Корсакова). Чайковский, утверждавший свою независимость от этнической музыкальной традиции, был, однако, не менее связан с национальной тематикой и фольклором, чем его коллеги из оппозиционного музыкального направления. Он активно черпал вдохновение в народных мелодиях, с легкостью обрабатывая их и объединяя с германскими, французскими и итальянскими мелодиями.  Будучи музыкальным критиком в различных печатных изданиях, Чайковский писал о первых симфонических произведениях Римского-Корсакова (Первая Симфония, симфоническое произведение «Садко», ставшее  в последствие основой одноименной оперы, и «Сербская фантазия»): «Нет ни малейшего сомнения в том, что этот исключительно одаренный человек станет одним из лучших украшений нашего искусства».

Римский-Корсаков, в свою очередь, став в 1871 году профессором  Санкт-Петербургской Консерватории, был вынужден заняться написанием контрапунктов – фуг, канонов и фигурированных хоралов – которые он отправлял Чайковскому на проверку. Сближению противоборствующих лагарей способствовала и написанная Чайковским Вторая Симфония, известная также как «Малороссийская», в которой композитор использовал музыкальные темы из русского и украинского фольклора: песни «Вниз по матушке по Волге», «Пряди, моя пряха», «Журавель».

В 70е годы XIX века в российском искусстве вообще наблюдался повышенный интерес к этническим темам.  В 1873 году русский драматург Александр Островский пишет пьесу «Снегурочка», в основе сюжета которой лежит русская народная сказка. Пьеса была написана для исполнения смешанной труппой: драматической, оперной и балетной. По просьбе драматурга, Чайковский пишет музыку для премьеры пьесы, которая проходила в Большом театре.   Однако музыка к спектаклю не получила большой известности. Римский-Корсаков также обратился к сказке Островского в своем музыкальном творчестве, но только в 1881 году. Как композитор сам писал в своей автобиографической книге «Летопись моей музыкальной жизни», впервые он прочитал пьесу Островского сразу же после публикации, но она ему не понравилась.  «В первый раз «Снегурочка» была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным. 

Словом - чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», - писал композитор в своей автобиографии.  

Нельзя отрицать, что Римский-Корсаков был знаком с музыкой Чайковского к «Снегурочке» и что она не повлияла на его работу над собственной оперой. Опера Римского–Корсакова отражает некоторые мотивы своей «чайковсковской» предшественницы, причем сравнение от цифры к цифре не всегда идет в пользу оперы, а не сценической версии.

Что ж, это так по-человечески, что между двумя композиторами, обоснованно претендующими на звание «номер один» на российском музыкальном олимпе, присутствовало скрытое соперничество. Они сражались на разных полях, но каждый имел свои сильные стороны. Чайковский, протежируемый меценатом Мадам фон Мек, быстро становится, говоря современным языком, «медийной личностью» сначала внутри в России, а затем и в Европе и за ее пределами. В 1880 годах мы видим триумф Чайковского в Праге с его «Орлеанской девой», во Франции его произведения публикуются издателем Феликсом Макаром и исполняются оркестром Эдуарда Колонна, в Германии он общается с Брамсом и Григом. В 1881 композитор пересекает Атлантику, чтобы выступить в Карнеги холле в Нью-Йорке. <…> Международное признание Римского-Корсакова приходит труднее и не сразу. Тогда как 12 лет преподавания в Московской консерватории не дали Чайковскому особых привилегий, да он к ним и не стремился – преподавание его душило, Римский-Корсаков за тот же период времени укрепил свои позиции преподавателя Санкт-Петербургской консерватории, получил должность заместителя директора (которым стал Балакирев) Императорской хоровой капеллы и в итоге стал дирижером Российского симфонического оркестра. Римский-Корсаков пишет музыку периодически, но зато имеет десятки учеников и оказывает на них такое педагогическое воздействие, плоды которого российская музыка видела еще и в ХХ веке.

Еще одно различие, которое нельзя не учесть. Чайковский был консерватором в политике, даже монархистом. Он был близок ко двору царя Александра III, где он получил пенсию и писал музыку для стихотворений великого князя Константина Романова. Римский-Корсаков не был близок к политической жизни страны, однако, очевидно, придерживался противоположных Чайковскому взглядов: в 1905 году он защищал студентов, исключенных из Консерватории за участие в манифестациях.

«Снегурочка» стала не единственной темой, где творчеству двух композиторов пересеклось. Уже после смерти Чайковского, в 1893 году,  Римский-Корсаков обратился к произведению Гоголя «Ночь перед Рождеством» и создал одноименную оперу в жанре были-колядки, основанную на украинском фольклоре. Чайковский также разрабатывал эту тему: в 1874 году Русское музыкальное общества заказало композитору музыку у произведению. Чайковский написал, но был не удовлетворен первой версией и в 1885 году попытался  переработать существующую музыкальную тему в комико-фантастическую оперу «Черевички». Однако создать шедевр Чайковскому не удалось. «При жизни Чайковского я бы не осмелился взяться за это сюжет, -  писал Римский-Корсаков в своей автобиографии «Летопись моей музыкальной жизни». – Это бы причинило ему боль». Короткая, но исчерпывающая в морально-этическом плане фраза.

Оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и до сих пор не известная на Западе «Ночь перед Рождеством» являются свидетельством того, что он смог создать в музыке свой космос, основанный на сверхъестественном, на культе времен года и славянской языческой мифологии. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • Ушел из жизни автор первой советской рок-оперы

    Либреттист, инсценировщик, переводчик Юрий Димитрин скончался в Санкт-Петербурге на 85-м году жизни. Об этом на своей странице в Facebook сообщил соавтор Юрия Георгиевича композитор Александр Журбин. В 1975 году Димитрин и Журбин написали первую для СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «У Никитских ворот» отправляется в гастрольный тур по… Москве

    Начиная с 17 января театр под руководством Марка Розовского целый ряд спектаклей текущего репертуара будет играть на других площадках столицы. Таким образом, в пятницу, 17 января, например, «Песни нашей коммуналки» исполнят в Доме ученых, но в тот же вечер на Старой сцене театра состоится спектакль «Ганди молчал по субботам». ...
  • БДТ приедет на гастроли в Москву

    Сразу два спектакля БДТ им. Товстоногова представят в российской столице в конце января. На сцене Театра наций состоится московская премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли, а в Театре им. ...
  • Программа «Большие гастроли» завершила шестой сезон

    В понедельник, 23 декабря, на сцене Зимнего театра в Сочи были подведены итоги программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли». В 2019 году были достигнуты наивысшие показатели за все время существования проекта – в программе приняли участие 267 театров, было показано более 2 тыс. ...
  • Московский кинофестиваль снова пройдет в апреле

    Руководство Московского международного кинофестиваля (ММКФ) объявило даты проведения 42-го по счету киносмотра.   «42-й Московский международный кинофестиваль пройдет в 2020 году с 22 по 29 апреля», - цитирует ТАСС сообщение дирекции фестиваля. ...
Читайте также