Без паники!

Как в условиях кризиса сохранить российский театр?

 
«Театрал» продолжает исследовать финансовое положение дел в театрах в эпоху непрекращающегося кризиса. Надо отдать должное руководителям: практически все настроены оптимистически. Директора призывают избегать панических настроений и утверждают, что не так страшен кризис, как его малюют журналисты.
Александр КАЛЯГИН председатель Союза театральных деятелей РФ, художественный руководитель театра «Et Cetera»

Как в условиях кризиса сохранить российский театр?

Сегодня это, пожалуй, главный вопрос, который волнует нас всех.

Конечно, пока нет явных признаков наступления на культуру, но информация о том, что сокращается финансирование некоторых российских театров на 2009 год, уже поступает. Например, управление культуры города Каменска-Уральского своему муниципальному театру сократило финансирование – в свой юбилейный сезон театр получит 97,2% от суммы финансирования 2008 года. Управление культуры г. Рубцовска утвердило в своем бюджете финансирование двух своих театров даже в большем объеме, но пока это только на бумаге. В первоуральском театре драмы «Вариант» сокращены на 80% статьи, обеспечивающие уставную деятельность театра. Кроме того, в театре ждут и сокращений. Театрам Хакасии выделены деньги только на зарплату и покрытие налогов, в Бурятии постановочные расходы снижены на 50%. Зарплата актеров в Алтайском крае – 4–5 тысяч рублей, в Республике Алтай технические работники получают и того меньше – 3200–3400 рублей. Какие тут могут быть комментарии?

Это только часть всей информации, но и она не внушает оптимизма. И самое ужасное, что это только первые симптомы надвигающейся катастрофы. Пока сокращается финансирование, а завтра что – начнут сокращать театры?

Закрыть легко. Открыть потом – невозможно. Больше всего меня волнует судьба театров малых городов, которые, по сути, являются единственными культурными центрами в городе, создают его культурную среду, определяют совсем иное мироощущение его жителей. Разве можно представить, скажем, Златоуст без театра «Омнибус» с его уникальной просветительской деятельностью, или города Серов, Нижневартовск, Озерск, Верхний Уфалей, Северск, Прокопьевск, Лесосибирск, Железногорск, Усть-Илимск, и т.д. без своих театров. Мы не можем допустить, чтобы был закрыт хоть один театр даже в условиях самого жестокого кризиса, а может быть, в кризисные времена этого делать особенно нельзя. Именно театр может стать поддержкой людям, оказавшимся в тяжелой ситуации.

Совместно с Министерством культуры мы сформировали рабочую группу по разработке Концепции развития театрального дела до 2020 года. И я предложил предусмотреть в ней специальный «антикризисный раздел», скажем, на первые три года. В эти три года главное – сохранить существующую сеть театров и устойчивое их финансирование, включая расходы на новые постановки. Важно также сохранить основные театральные программы – фестивали, конкурсы, мастер-классы, театральное образование – все, чем живет современный театр. И чем будет жить театр завтрашний.



Марк ГУРВИЧ директор Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой, председатель Совета директоров театров Департамента культуры города Москвы

Для паники сегодня оснований особых нет.

По крайней мере, ситуация в театрах, подчиненных Департаменту по культуре Москвы, от критической далека. Поскольку город старается обеспечивать театры ровно в том объеме, в каком обещал, когда мы в прошлом году сдавали сметы. Этим расчетам департамент и старается соответствовать. Есть некие сложности с деньгами на второй-третий кварталы. Даже средства на новые постановки театры уже начинают получать, хоть и с опозданием. Но приведу пример – если посмотреть репертуар московских театров и подсчитать, скажем, мартовские премьеры, то их будет четырнадцать. Это неплохо, на мой взгляд. Поэтому говорить о том, что театры задавлены, не приходится. Я могу вам сказать, что ничего трагического не происходит ни с зарплатой, ни с коммунальными платежами. А заминка с перечислением средств на новые постановки бывает каждый год, и не только в кризис. 2009-й не отличается от прошлого. Мы сейчас, например, работаем над двумя новыми постановками. Алексей Левинский ставит на Малой сцене «Свадьбу Кречинского», а Александр Огарев делает спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «Весенняя гроза».

Сложности есть скорее у зрителя, который потихоньку перестает ходить в театр. Мы обсуждали эту проблему с коллегами и выяснили, что некоторое падение зрительского спроса сегодня во всех театрах. И здесь, в Ермоловском, тоже – где-то процентов десять. У нас есть билеты по 1400 рублей – это «Пушкин» Сережи Безрукова. Нижняя планка – это билеты для социально незащищенных слоев, для пенсионеров – 50 рублей, и они раскупаются всегда.

Так что сегодня в театрах в финансовом смысле нет ни трагедии, ни драмы, есть самая обыкновенная повседневная жизнь. У меня ощущение, что конец этого сезона никаких особых потрясений нам не преподнесет.



Андрей ВОРОБЬЕВ директор театра «Мастерская Петра Фоменко»

От директора вообще мало что зависит: когда в театре нет хороших спектаклей и актеров, когда режиссеру нечего сказать обществу, то директору и продать нечего. Каким бы я гениальным директором ни был, не на меня зрители покупают билеты. А вот если есть хороший спектакль, то не обязательно быть семи пядей во лбу, чтобы его продать.

Кстати, первый и очевидный показатель кризисной ситуации – это количество зрителей, а с этим у нас все в порядке. Пока все обстоит более-менее благополучно. Хотя, составляющая бюджетного финансирования по сравнению с другими театрами невелика – всего 47%, причем это уже увеличенная сумма в связи с переездом в новое здание, поскольку обслуживание систем, содержание театра общей площадью в 10500 кв. м обходится не дешево. Сравнительно небольшая цифра бюджетных средств объясняется одним: мы стараемся зарабатывать, порой играем по 40 спектаклей в месяц, много гастролируем, изыскиваем благотворительную поддержку у наших друзей - меценатов. Так что сегодняшние разговоры о кризисе – это не катастрофа.

Катастрофа – это 94-й федеральный закон, согласно которому по отчетности и ведению хозяйства культурные учреждения уравняли со всеми остальными. Если государство предлагает мне купить компьютеры у фирмы, выигравшей конкурс – ради Бога, но когда речь идет о творческом процессе, о создании спектакля – о каком конкурсе тут может быть речь? Сегодня нас поставили в ситуацию, когда мы потеряли десятилетиями наработанные художественно-производственные связи. Если все в один голос кричат о том, что к театру этот закон неприменим, то государство должно к этому прислушаться. Во Франции, например, похожий закон был введен: разве мы много видим хороших французских спектаклей или хотя бы крепких репертуарных театров? Хороший, своевременный закон, направленный на борьбу с коррупцией и расширение конкурентных возможностей участников экономической деятельности нельзя накладывать шаблоном на все сферы, особенно творческие направления. Влияние 94-го ФЗ на отечественную культуру и искусство отчасти напоминает борьбу с сорняками с использованием ядохимикатов. Казалось бы, цель достигнута: сорняки погибли, но и возделываемые культуры также не растут. Там, где слишком хорошо считают деньги, искусством и не пахнет. В этом смысле вспоминается старая история про цыгана, который учил лошадь не есть, и почти научил, но лошадь почему-то умерла…


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также