Владимир Мирзоев: «Идеология не дает человеку видеть мир вокруг»

Режиссер рассказал о новой постановке на сцене РАМТа

 
Новый спектакль «Олеанна» по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Мэмета в постановке Владимира МИРЗОЕВА вышел на Малой сцене РАМТа. Олеанна – волшебная страна-утопия, символ несбыточной мечты.
 
– Пьесу я знаю давно, – сказал Владимир Мирзоев в эфире телеканала «Культура». – Переводчик и драматург Сергей Таск прислал мне ее в конце 90-х, он ее перевел почти сразу, как она появилась. В пьесе отчетливо читалось, до чего может довести общество безмерная и бездумная политкорректность. Она мне и тогда показалась важной и интересной, но смыслы пьесы по-настоящему завибрировали именно сейчас – и в Америке, и в России.  
 
Режиссер добавил, что в работе над постановкой ему помог опыт работы в Мичиганском университете:
 
– Это было в начале 90-х. Тогда история, связанная с политкорректностью, была в Америке очень острой. Например, когда я делал пьесу Пинтера «День рождения», на театральном факультете мне настоятельно рекомендовали взять на роли двух чернокожих студентов. Я сказал, что с удовольствием возьму, если они хорошие актеры, если они на эти роли годятся. У меня нет никакого предубеждения. Но во время кастинга обнаружились лучшие варианты – ребята, которые были гораздо интересней. Тем не менее, мне трижды настойчиво предлагали занять чернокожих артистов. Я уперся, потому что считал, что эта какая-то обратная дискриминация. Мне кажется, сейчас в Америке все это несколько поутихло и сбалансировалось, но в тот момент было очень остро.
 
По словам Мирзоева, пьеса гораздо шире по смыслам, нежели можно предположить исходя из сюжета о проблемах политкорректности в американском университете. В ней есть и другие конфликты:  
 
– Мэмет оказался прозорливцем. Сегодня в обществе происходит поляризация, которую очень огрубленно можно назвать «интеллектуалы против люмпенов», беднейшие слои населения против истеблишмента. Это поляризация на антропологическом уровне, пропасть, которую огромное количество людей вдруг ощутило как опасную и пугающую. Каждый из полюсов по-своему пытается ее преодолеть.
 

Олеанна – это страна-утопия. Наши герои, наверное, хотели быть жить в такой стране, где все хорошо, где нет этого антропологического конфликта, где люди просто любят друг друга и понимают. Наша страна посвятила почти целый век строительству такой утопии, пытаясь прийти в коммунизм. Это та же Олеанна. Но оказалось, что история эта кровавая, что не все так просто, что без конкуренции, без того, что помогает эволюции, обществу жить очень трудно.  

 

Героиня спектакля студентка Кэрол стала жертвой своей неразвитости. Потому что человек, который в силу разных причин еще не успел созреть, очень легко подключается к идеологии. Что с ней и произошло. Она подключилась к групповому мифу и заговорила не своими словами, а языком идеологии. А мир идеологии – замкнутый, как любой мифологически пузырь. Он не дает человеку видеть мир вокруг себя. В тот момент, когда она подключилась к мифу, она закрыла для себя все интеллектуальные возможности, вот в чем штука.


Желание профессора научить ее – искреннее и очень сильное, он хороший педагог. В итоге это не получается по разным причинам – нужно смотреть спектакль, чтобы понять, что именно не произошло. Но думаю, человеку под силу помочь другому. Вообще, понять другого человека – это наша жизненная задача. Понять того, кто не говорит с нами на одном языке. Эта пьеса действительно очень вибрирует сегодня, сейчас она важна для публики по-настоящему.

В спектакле «Олеанна» заняты два артиста. Роль студентки Кэрол играет Мария Рыщенкова, роль профессора Джона – Евгений Редько. Ближайшие спектакли – 3  и 17 мая. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр приглашает на «Бал-маскарад»

    В пятницу, 20 апреля, Большой театр представит зрителям оперу Джузеппе Верди «Бал-маскарад» в постановке итальянского режиссера Давиде Ливерморе. Премьерные показы будут идти на исторической сцене театра до 26 апреля. ...
  • Премьеры середины весны

    Сезон движется к завершению, однако театры не сбавили темп и приготовили множество новых спектаклей. Напоминаем, что наиболее яркие, интересные премьеры каждый зритель может номинировать на «Звезду Театрала»-2018. Заявки принимаются до конца мая на странице премии. ...
  • Юрский выпускает интеллектуальный триллер

    Во вторник, 17 апреля, на сцене Театра им. Моссовета состоится пресс-показ постановки Сергея Юрского «Reception» по пьесе Игоря Вацетиса. Премьера спектакля, в котором Сергей Юрский выступит в качестве режиссера и исполнителя главной роли, назначена на среду, 18 апреля, сообщает пресс-служба. ...
  • В Театре сатиры появятся «Горгоны»

    Бенефисный спектакль Алёны Яковлевой и Марины Ильиной под занавес сезона (27 мая) пополнит репертуар Театра сатиры: комедию об актрисах-соперницах ставит на Малой сцене («Чердак сатиры») актриса Наталия Фекленко.   «Пьесы американского драматурга Дона Нигро более сорока лет не сходят с подмостков, – поясняет пресс-служба театра. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru