Владимир Мирзоев: «Идеология не дает человеку видеть мир вокруг»

Режиссер рассказал о новой постановке на сцене РАМТа

 
Новый спектакль «Олеанна» по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Мэмета в постановке Владимира МИРЗОЕВА вышел на Малой сцене РАМТа. Олеанна – волшебная страна-утопия, символ несбыточной мечты.
 
– Пьесу я знаю давно, – сказал Владимир Мирзоев в эфире телеканала «Культура». – Переводчик и драматург Сергей Таск прислал мне ее в конце 90-х, он ее перевел почти сразу, как она появилась. В пьесе отчетливо читалось, до чего может довести общество безмерная и бездумная политкорректность. Она мне и тогда показалась важной и интересной, но смыслы пьесы по-настоящему завибрировали именно сейчас – и в Америке, и в России.  
 
Режиссер добавил, что в работе над постановкой ему помог опыт работы в Мичиганском университете:
 
– Это было в начале 90-х. Тогда история, связанная с политкорректностью, была в Америке очень острой. Например, когда я делал пьесу Пинтера «День рождения», на театральном факультете мне настоятельно рекомендовали взять на роли двух чернокожих студентов. Я сказал, что с удовольствием возьму, если они хорошие актеры, если они на эти роли годятся. У меня нет никакого предубеждения. Но во время кастинга обнаружились лучшие варианты – ребята, которые были гораздо интересней. Тем не менее, мне трижды настойчиво предлагали занять чернокожих артистов. Я уперся, потому что считал, что эта какая-то обратная дискриминация. Мне кажется, сейчас в Америке все это несколько поутихло и сбалансировалось, но в тот момент было очень остро.
 
По словам Мирзоева, пьеса гораздо шире по смыслам, нежели можно предположить исходя из сюжета о проблемах политкорректности в американском университете. В ней есть и другие конфликты:  
 
– Мэмет оказался прозорливцем. Сегодня в обществе происходит поляризация, которую очень огрубленно можно назвать «интеллектуалы против люмпенов», беднейшие слои населения против истеблишмента. Это поляризация на антропологическом уровне, пропасть, которую огромное количество людей вдруг ощутило как опасную и пугающую. Каждый из полюсов по-своему пытается ее преодолеть.
 

Олеанна – это страна-утопия. Наши герои, наверное, хотели быть жить в такой стране, где все хорошо, где нет этого антропологического конфликта, где люди просто любят друг друга и понимают. Наша страна посвятила почти целый век строительству такой утопии, пытаясь прийти в коммунизм. Это та же Олеанна. Но оказалось, что история эта кровавая, что не все так просто, что без конкуренции, без того, что помогает эволюции, обществу жить очень трудно.  

 

Героиня спектакля студентка Кэрол стала жертвой своей неразвитости. Потому что человек, который в силу разных причин еще не успел созреть, очень легко подключается к идеологии. Что с ней и произошло. Она подключилась к групповому мифу и заговорила не своими словами, а языком идеологии. А мир идеологии – замкнутый, как любой мифологически пузырь. Он не дает человеку видеть мир вокруг себя. В тот момент, когда она подключилась к мифу, она закрыла для себя все интеллектуальные возможности, вот в чем штука.


Желание профессора научить ее – искреннее и очень сильное, он хороший педагог. В итоге это не получается по разным причинам – нужно смотреть спектакль, чтобы понять, что именно не произошло. Но думаю, человеку под силу помочь другому. Вообще, понять другого человека – это наша жизненная задача. Понять того, кто не говорит с нами на одном языке. Эта пьеса действительно очень вибрирует сегодня, сейчас она важна для публики по-настоящему.

В спектакле «Олеанна» заняты два артиста. Роль студентки Кэрол играет Мария Рыщенкова, роль профессора Джона – Евгений Редько. Ближайшие спектакли – 3  и 17 мая. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Современник» объявил внеочередной показ спектакля

    По многочисленным просьбам зрителей артисты «Современника» сыграют дополнительный спектакль «Шагает солнце по бульварам» - музыкальное ревю, посвященное шестидесятникам. Показ состоится 23 февраля во Дворце культуры «На Яузе». ...
  • Михаил Ефремов: «Впервые играю 73-летнего старика»

    Московский театр «Современник» готовится представить зрителям новую постановку Сергея Газарова «Не становись чужим» по пьесе английского драматурга, лауреата Нобелевской премии Гарольда Пинтера «Возвращение домой». ...
  • В Театре им. Вахтангова репетируют спектакль по Островскому

    Театр им. Вахтангова выпускает первую премьеру 2018 года – постановку Александра Коручекова «Горячее сердце» по одноименной пьесе Александра Островского. Предпремьерные показы пройдут 18 и 19 января, официальная премьера назначена на конец месяца. ...
  • Актеры Александринки читают Гашека

    Интернет-проект #читаемШвейка, приуроченный к премьере Валерия Фокина «Швейк. Возвращение», стартовал в социальных сетях Александринского театра. В предпремьерные дни актеры театра прочтут фрагменты знаменитого романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». ...
Читайте также