Владимир Мирзоев: «Идеология не дает человеку видеть мир вокруг»

Режиссер рассказал о новой постановке на сцене РАМТа

 
Новый спектакль «Олеанна» по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Мэмета в постановке Владимира МИРЗОЕВА вышел на Малой сцене РАМТа. Олеанна – волшебная страна-утопия, символ несбыточной мечты.
 
– Пьесу я знаю давно, – сказал Владимир Мирзоев в эфире телеканала «Культура». – Переводчик и драматург Сергей Таск прислал мне ее в конце 90-х, он ее перевел почти сразу, как она появилась. В пьесе отчетливо читалось, до чего может довести общество безмерная и бездумная политкорректность. Она мне и тогда показалась важной и интересной, но смыслы пьесы по-настоящему завибрировали именно сейчас – и в Америке, и в России.  
 
Режиссер добавил, что в работе над постановкой ему помог опыт работы в Мичиганском университете:
 
– Это было в начале 90-х. Тогда история, связанная с политкорректностью, была в Америке очень острой. Например, когда я делал пьесу Пинтера «День рождения», на театральном факультете мне настоятельно рекомендовали взять на роли двух чернокожих студентов. Я сказал, что с удовольствием возьму, если они хорошие актеры, если они на эти роли годятся. У меня нет никакого предубеждения. Но во время кастинга обнаружились лучшие варианты – ребята, которые были гораздо интересней. Тем не менее, мне трижды настойчиво предлагали занять чернокожих артистов. Я уперся, потому что считал, что эта какая-то обратная дискриминация. Мне кажется, сейчас в Америке все это несколько поутихло и сбалансировалось, но в тот момент было очень остро.
 
По словам Мирзоева, пьеса гораздо шире по смыслам, нежели можно предположить исходя из сюжета о проблемах политкорректности в американском университете. В ней есть и другие конфликты:  
 
– Мэмет оказался прозорливцем. Сегодня в обществе происходит поляризация, которую очень огрубленно можно назвать «интеллектуалы против люмпенов», беднейшие слои населения против истеблишмента. Это поляризация на антропологическом уровне, пропасть, которую огромное количество людей вдруг ощутило как опасную и пугающую. Каждый из полюсов по-своему пытается ее преодолеть.
 

Олеанна – это страна-утопия. Наши герои, наверное, хотели быть жить в такой стране, где все хорошо, где нет этого антропологического конфликта, где люди просто любят друг друга и понимают. Наша страна посвятила почти целый век строительству такой утопии, пытаясь прийти в коммунизм. Это та же Олеанна. Но оказалось, что история эта кровавая, что не все так просто, что без конкуренции, без того, что помогает эволюции, обществу жить очень трудно.  

 

Героиня спектакля студентка Кэрол стала жертвой своей неразвитости. Потому что человек, который в силу разных причин еще не успел созреть, очень легко подключается к идеологии. Что с ней и произошло. Она подключилась к групповому мифу и заговорила не своими словами, а языком идеологии. А мир идеологии – замкнутый, как любой мифологически пузырь. Он не дает человеку видеть мир вокруг себя. В тот момент, когда она подключилась к мифу, она закрыла для себя все интеллектуальные возможности, вот в чем штука.


Желание профессора научить ее – искреннее и очень сильное, он хороший педагог. В итоге это не получается по разным причинам – нужно смотреть спектакль, чтобы понять, что именно не произошло. Но думаю, человеку под силу помочь другому. Вообще, понять другого человека – это наша жизненная задача. Понять того, кто не говорит с нами на одном языке. Эта пьеса действительно очень вибрирует сегодня, сейчас она важна для публики по-настоящему.

В спектакле «Олеанна» заняты два артиста. Роль студентки Кэрол играет Мария Рыщенкова, роль профессора Джона – Евгений Редько. Ближайшие спектакли – 3  и 17 мая. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Губернском театре расскажут о приключениях Фандорина

    Премьера спектакля Татьяны Вдовиченко «Приключения Фандорина» по роману Бориса Акунина «Левиафан» состоится 23 и 24 сентября на сцене Московского Губернского театра, сообщили «Театралу» в пресс-службе МГТ. ...
  • Театр Маяковского объявил первые планы на сезон

    Сезон 2017-2018 для Театра Маяковского станет особенным. Он будет отмечен сразу двумя юбилеями: 95 лет самому Театру Маяковского и 100 лет со дня рождения выдающегося режиссера, педагога Андрея Гончарова, долгие годы руководившего Маяковкой. ...
  • «Театр.doc» готовит спектакль о другой власти

    «Мы хотим представить будущее, где страной стали управлять те, кто сегодня показал себя человеком, для которого самое главное – другой человек, а не власть и деньги», – так говорит о своем новом спектакле команда «Театра. ...
  • В Театре им. Вахтангова готовят «Любовь у трона» в постановке Андрея Максимова

    В числе премьер, которыми осенью нынешнего года откроется сезон Симоновской сцены Театра им. Вахтангова, запланирована «Любовь у трона» по пьесе Андрея Максимова. Он же выступит и режиссером спектакля.   – Андрей Маркович, как родился замысел постановки? И почему «Любовь у трона»? – Начну с того, что мне лично близка эстетика Туминаса, а произведение имеет подзаголовок «Сон императрицы без антракта». ...
Читайте также