Владимир Мирзоев: «Идеология не дает человеку видеть мир вокруг»

Режиссер рассказал о новой постановке на сцене РАМТа

 
Новый спектакль «Олеанна» по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Мэмета в постановке Владимира МИРЗОЕВА вышел на Малой сцене РАМТа. Олеанна – волшебная страна-утопия, символ несбыточной мечты.
 
– Пьесу я знаю давно, – сказал Владимир Мирзоев в эфире телеканала «Культура». – Переводчик и драматург Сергей Таск прислал мне ее в конце 90-х, он ее перевел почти сразу, как она появилась. В пьесе отчетливо читалось, до чего может довести общество безмерная и бездумная политкорректность. Она мне и тогда показалась важной и интересной, но смыслы пьесы по-настоящему завибрировали именно сейчас – и в Америке, и в России.  
 
Режиссер добавил, что в работе над постановкой ему помог опыт работы в Мичиганском университете:
 
– Это было в начале 90-х. Тогда история, связанная с политкорректностью, была в Америке очень острой. Например, когда я делал пьесу Пинтера «День рождения», на театральном факультете мне настоятельно рекомендовали взять на роли двух чернокожих студентов. Я сказал, что с удовольствием возьму, если они хорошие актеры, если они на эти роли годятся. У меня нет никакого предубеждения. Но во время кастинга обнаружились лучшие варианты – ребята, которые были гораздо интересней. Тем не менее, мне трижды настойчиво предлагали занять чернокожих артистов. Я уперся, потому что считал, что эта какая-то обратная дискриминация. Мне кажется, сейчас в Америке все это несколько поутихло и сбалансировалось, но в тот момент было очень остро.
 
По словам Мирзоева, пьеса гораздо шире по смыслам, нежели можно предположить исходя из сюжета о проблемах политкорректности в американском университете. В ней есть и другие конфликты:  
 
– Мэмет оказался прозорливцем. Сегодня в обществе происходит поляризация, которую очень огрубленно можно назвать «интеллектуалы против люмпенов», беднейшие слои населения против истеблишмента. Это поляризация на антропологическом уровне, пропасть, которую огромное количество людей вдруг ощутило как опасную и пугающую. Каждый из полюсов по-своему пытается ее преодолеть.
 

Олеанна – это страна-утопия. Наши герои, наверное, хотели быть жить в такой стране, где все хорошо, где нет этого антропологического конфликта, где люди просто любят друг друга и понимают. Наша страна посвятила почти целый век строительству такой утопии, пытаясь прийти в коммунизм. Это та же Олеанна. Но оказалось, что история эта кровавая, что не все так просто, что без конкуренции, без того, что помогает эволюции, обществу жить очень трудно.  

 

Героиня спектакля студентка Кэрол стала жертвой своей неразвитости. Потому что человек, который в силу разных причин еще не успел созреть, очень легко подключается к идеологии. Что с ней и произошло. Она подключилась к групповому мифу и заговорила не своими словами, а языком идеологии. А мир идеологии – замкнутый, как любой мифологически пузырь. Он не дает человеку видеть мир вокруг себя. В тот момент, когда она подключилась к мифу, она закрыла для себя все интеллектуальные возможности, вот в чем штука.


Желание профессора научить ее – искреннее и очень сильное, он хороший педагог. В итоге это не получается по разным причинам – нужно смотреть спектакль, чтобы понять, что именно не произошло. Но думаю, человеку под силу помочь другому. Вообще, понять другого человека – это наша жизненная задача. Понять того, кто не говорит с нами на одном языке. Эта пьеса действительно очень вибрирует сегодня, сейчас она важна для публики по-настоящему.

В спектакле «Олеанна» заняты два артиста. Роль студентки Кэрол играет Мария Рыщенкова, роль профессора Джона – Евгений Редько. Ближайшие спектакли – 3  и 17 мая. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Названа причина смерти Дмитрия Марьянова

    Скоропостижный уход из жизни Дмитрия Марьянова медэкспертиза связывает с оторвавшимся тромбом. Такие сведения появились на лентах информагентств в ночь на понедельник, 16 октября, через несколько часов после гибели актера. ...
  • «Нам объявлена война»

    Басманный суд Москвы продлил арест фигурантам дела «Седьмой студии». До 19 января основатель студии, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева останутся под домашним арестом, бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
  • Актер Дмитрий Марьянов скончался на 48-м году жизни

    Вечером в воскресенье, 15 октября, по дороге в лобненскую больницу, скончался актер Дмитрий Марьянов. По сведениям «Интерфакса», Дмитрий Юрьевич, почувствовал резкое недомогание. Его доставили в больницу города Лобня, однако медикам спасти жизнь артиста не удалось. ...
  • Римас Туминас: «Поставлю что-нибудь хулиганское»

    Художественный руководитель Театра им. Вахтангова на днях вернулся из Германии, куда ездил на лечение, и уже приступил к следующим работам. – В ноябре Симоновскую сцену открываем, – сказал он «Театралу». – Поэтому мысли сейчас только об этом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Современные драматурги готовы поразмышлять на эту тему»

    Спектакль «Восемь» по пьесе современного драматурга Владимира Зуева представляет к 100-летию Октябрьской революции Московский губернский театр. Над постановкой работала режиссер Анна Горушкина, премьера состоится 20 октября. ...
  • Вениамин Смехов поставил спектакль о революции

    Актер театра и кино Вениамин Смехов поставил спектакль по документальной пьесе «Прошу слова! Год 1917». Постановка приурочена к 100-летию Октябрьской революции и будет показана в Санкт-Петербурге на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича лишь дважды – 11 и 12 ноября. ...
  • Театр «МОСТ» начинает сезон с «Молитвы»

    «Поминальная молитва» Григория Горина станет первой премьерой нового сезона в театре «МОСТ». Спектакль выпускает Георгий Долмазян. По словам режиссера, для него это знаковая постановка, поскольку посвятить свою жизнь театру он решил именно благодаря тому, что побывал в 1993 году на знаменитом спектакле Марка Захарова в «Ленкоме». ...
  • Александр Морфов приступил к репетициям «Декамерона»

    Спектакль по произведению Бокаччо «Декамерон» пополнит репертуар театра Et Cetera уже в декабре. На днях режиссер Александр Морфов (на фото – слева) приступил к репетициям, а во вторник, 17 октября, он вместе со сценографом Александром Горенштейном представил руководству театра макет будущего спектакля. ...
Читайте также