Римас Туминас поставил две «роковые» оперы

Так суждено судьбой

 
В театре им. Станиславского и Немировича-Данченко премьера: в один вечер дают две знаковые для музыкальной культуры ХХ века оперы – «Царь Эдип» Стравинского и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока. Первые показы состоялись в середине марта, а в предстоящие выходные эти оперы вновь будут представлены публике.  Этим текстом «Театрал» открывает новую рубрику – зрительские отзывы на премьеры сезона.

Объединение этих двух произведений основано и на общей теме, и на контрасте. Как говорит режиссер спектакля Римас Туминас, эти произведения объединяет «распад семьи, родословности, гибель, рок». С точки зрения музыкальных стилей контраст очевиден: неоклассическая опера Стравинского, премьера которой состоялась в 1927 году, и опера Бартока, относящаяся к раннему периоду его творчества (премьерное исполнение состоялось в 1918), в которой явно прослеживаются черты экспрессионизма.  Но объединяют музыку этих опер поиски композиторами новых форм выразительности.

Вечер открывает опера-оратория «Царь Эдип». Римас Туминас и художник Адомас Яцовскис, недавно поставившие трагедию «Царь Эдип» Софокла в Театре Вахтангова, решили не повторяться и найти для оперы абсолютно новое решение. В декорациях господствует аскетизм: на сцене разбитая голова статуи, вокруг которой и происходит действие.

Стравинский и автор либретто Жан Кокто, работая над оперой, сократили классический текст трагедии Софокла в шесть раз. Как отмечал Стравинский, главным для него являлась не сюжетная линия пьесы, но извлечение «ее драматической сути» и «музыкальная драматизация». Действительно, оставив только основные эпизоды трагедии, Стравинский сосредоточился на создании музыкальных форм, передающих основную идею мифа. «Царь Эдип» Туминаса - это вечный рассказ о человеке, беспомощном перед лицом рока и оказавшемся игрушкой в руках судьбы. Он вынужден признавать ошибки и за них расплачиваться. Финал оперы о том же: нельзя избежать того, что тебе предначертано свыше, но нужно уметь это принять.
Создатели стремились сделать оперу «площадной», поэтому хор (хормейстер Станислав Лыков) здесь играет отнюдь не второстепенную роль. Начинается опера появлением фигур в черном, просящих Эдипа избавить город от чумы. Их движения сдержаны и повторяют линию музыки (хореограф Анжелика Холина). Эдип (Валерий Микицкий) – убедителен и погружен в образ своего героя. Исполнительница роли Иоакасты Наталья Зимина старательно  воплощает задуманное композитором и режиссером. Обратил на себя внимание и бас Максим Осокин (прорицатель Тиресий). В постановке также принимают участие Роман Улыбин (Креонт), на счету которого огромное количество басовых партий в театре Станиславского, и тенор Чингис Аюшеев. В опере присутствует спикер, введенный Стравинским, который с позиции отстраненного комментатора говорит о событиях, происходящих на сцене. На эту роль Римас Туминас пригласил артиста вахтанговского театра Виталийса Семновса.

Во втором отделении исполняется опера «Синяя борода». В декорациях снова минимализм, мрачная стена с семью дверями, массивные черный стол и кресло. В этой обстановке будет разворачиваться действие оперы, в которой только два действующих лица. Исполнитель роли Синей Бороды Денис Макаров и в музыкальном, и в актерском плане оказался на высоте. Его герой – в высшей степени одинокий человек. Юдит Ларисы Андреевой – девушка, любящая и желающая добиться правды любой ценой.

Барток был вдохновлен на создание своей оперы пьесой Белы Балажа. В этом музыкальном произведении тесно переплелись экспрессионистское начало и фольклорные мотивы. Вот почему опера немного проиграла от исполнения на русском языке. «Замок герцога Синяя Борода» интересен в плане расстановки акцентов: их можно сделать на Синей бороде, на Юдит, на самом замке, на бывших женах герцога или и на всем одновременно (как и поступили создатели этого спектакля). Замок оказывается камертоном общего настроения пьесы, становится фактором, сужающим эмоциональную свободу героев. Опера не изобилует событиями, рефреном проходит сцена открывания дверей, композиционное строение которой одинаково. Однако внутреннее напряжение нарастает в течение всего действия благодаря тонкому психологизму.

Стоит отметить работу художника по свету Дамира Исмагилова, профессионала своего дела, особенно в финальных эпизодах обеих опер, когда на сцене главный герой остается в одиночестве. Костюмы Марии Даниловой соответствуют духу опер и также минималистичны.
Оркестр под управлением главного дирижера театра Феликса Коробова весьма удачно справляется со сложной музыкой Стравинского и Бартока.

Итак, две очень разные и в то же время чем-то похожие оперы идут в один вечер. В обеих присутствует стремление к познанию: в первой герой пытается познать себя, во второй героиня пытается узнать любимого ею человека. Роковое устремление к катастрофе проходит через оба эти произведения. Предопределенность и неизбежность судеб отражаются в каждой ноте. Приоткрыть одну дверь и остановиться – нельзя. Если ты решил найти истину, то обратного пути уже нет. А выбор, как поступить, создатели спектакля оставляют зрителю.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре на Юго-Западе представили ZOOFELLINI

    В Театре на Юго-Западе состоялся пресс-показ спектакля «ZOOFELLINI/Интернет и ТВ времен Римской империи» Петра Гладилина – спектакля  сложного к восприятию, но в то же время, не отпускающего и через несколько дней после просмотра. ...
  • Евгений Каменькович представил премьеру «Капитана Фракасса»

    На сцене Мастерской Петра Фоменко сыграли премьеру «Капитан Фракасс» по одноименному роману Теофиля Готье. Маски из папье-маше, заученные реплики, шуточные побои и плевки на потеху публике – обычные будни труппы комедиантов XVII столетия. ...
  • Жители Москвы смогут оценить качество услуг, предоставляемых учреждениями культуры

    Москвичи смогут оставить свой отзыв и ответить на вопросы о работе учреждения, которое они посетили. Анкета, подготовленная Департаментом культуры города, состоит из 14 вопросов. Чтобы информацию, полученную через  анкету, приняли на рассмотрение как независимую экспертизу, необходимо ответить минимум на 8 вопросов. ...
  • Римас Туминас поставил две «роковые» оперы

    В театре им. Станиславского и Немировича-Данченко премьера: в один вечер дают две знаковые для музыкальной культуры ХХ века оперы – «Царь Эдип» Стравинского и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока. Первые показы состоялись в середине марта, а в предстоящие выходные эти оперы вновь будут представлены публике. ...
Читайте также