Время, назад!

«Золотая маска» раздала награды в 23-й раз

 
Завершился самый масштабный за всю его историю фестиваль «Золотая маска»: 223 показа спектаклей, проект «Маска в кино», дискуссии Института театра и другие уже традиционные внеконкурсные программы – «Маска+», «Детский уикенд», «Russian Case» и так далее. Фестиваль уже давно стал важной культурной институцией и перерос саму премию, лежащую в его основе.

Впечатляющий срез театральной жизни страны со всеми её течениями, взлетами и падениями, прорывами и проблемами сегодня важнее, чем пресловутая «раздача слонов», которых все равно не хватает на всех достойных: на 285 общих и частных номинантов приходится всего 41 «Маска», включая премии «За честь и достоинство».
 
Но страсти по поводу главной театральной награды все равно кипят и будут кипеть, и не только из-за тщеславия и амбиций театрального люда. Как ни крути, а итоговое решение – это не только сумма мнений очень непохожих по вкусам и пристрастиям членов жюри, но и фиксация настроений и тенденций в театральном сообществе.
 
Пожалуй, наиболее единодушно было встречено решение жюри по театру кукол: заслуженную «Маску» за лучший спектакль и актерские работы получило «Колино сочинение» Яны Туминой – нежная и поэтичная зарисовка по книге Сергея Голышева «Мой сын – даун». Другой социальный проект, спектакль Московского театра кукол «Сказка с закрытыми глазами. Ежик в тумане» для слабовидящих зрителей, получил награду за режиссуру Натальи Пахомовой. А приз за работу художника достался Виктору Антонову, придумавшему трогательный старенький запорожец для петрозаводского «Железа» Бориса Константинова.    
 

Что касается драмы, в этом году в конкурсе было особенно много спектаклей из провинции. Но то ли гастроли в Москве, на чужой площадке, то ли стресс и груз ответственности так повлияли на номинантов, но на жюри они не произвели такого впечатления, как на экспертный совет. Ни Омск, ни Воронеж, ни Пермь, ни Ярославль не пополнили копилку своих наград. Две «Маски», за работу художника по костюмам и мужскую роль второго плана, уехали в малые города – Новокуйбышевск и Шарыпово. Остальное разделили между собой столицы.

 
Немного курьезным выглядело награждение Николая Рощина как художника в спектакле Александринского театра «Ворон». «Я все-таки считаю себя режиссером», – смущенно произнес он, выйдя на сцену. Но его внушительная сценография и сложная машинерия в постановке сказки Гоцци, действительно, затмили все остальное и получили по заслугам.
 
Премия за лучшую мужскую роль досталась Даниле Козловскому за Гамлета в мизантропическом, остром спектакле Льва Додина, расколовшем театральную общественность на ярых противников и восторженных поклонников. А приз за режиссуру снова получил Андрей Могучий: в прошлом году он был награжден за «Пьяных» – спектакль абсолютно актерский, ансамблевый, а в этот раз – за концептуальную «Грозу», где текст Островского был освобожден от быта и стал почти ораторией, положенной на музыку Александра Маноцкова, которого, как и художника Веру Мартынов, можно считать полноправными соавторами режиссера.   
 
Триумфатором вечера стал «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса: он получил приз как лучший спектакль большой формы, премию за лучшую женскую роль Евгении Симоновой, мощно и бесстрашно сыгравшей Софью Толстую, и вручавшуюся впервые «Маску» за работу драматурга. Литовец Марюс Ивашкявичюс со своей эпической сагой о семье русского гения тут обошел лаконичную пьесу Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор!» о войне на Украине и вербатим Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской об исчезающем народе телеутов. Такая безоговорочная победа «Маяковки» при всех достоинствах самого спектакля выглядит реваншем за предыдущие годы, когда театр не попадал даже в номинанты. 
 
Самым неожиданным решением жюри стало награждение спектакля «Магадан/Кабаре» театра «Около дома Станиславского» как лучшего в малой форме. Фаворитами в этой номинации считались «Три сестры» новосибирского «Красного факела» в постановке Тимофея Кулябина – новаторское по языку и сильнейшее по эмоциональному воздействию высказывание, где чеховская драма была сыграна на жестовом языке слабослышащих. Юрий Погребничко уже много лет строит свою отдельную, герметичную театральную вселенную, отмеченную «Маской» и раньше. А спектакль Кулябина стал прорывом и для этого режиссера, и для современного театра в целом, о чем свидетельствует хотя бы успех на венском фестивале Wiener Festwochen.
 
В результате «Трем сестрам» достался спецприз жюри за актерский ансамбль, как и другой смелой трактовке той же пьесы: в авангардном спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса», где героини Чехова отправлены в далекое фантастическое будущее, жюри выделило трио главных исполнителей – Игоря Волкова, Виталия Коваленко и Елену Вожакину. Конечно, нужно радоваться, что эти спектакли вообще отмечены, но почему в чисто режиссерских работах награждены только актеры – остается загадкой. Ведь своей специальной премией жюри может распоряжаться как угодно, может отдать её спектаклю целиком или отдельному номинанту. Но оно предпочло не упоминать режиссеров.   
 
Здесь стоит добавить, что главные ньюсмейкеры последних сезонов, Кирилл Серебренников и Константин Богомолов, вообще не попали в конкурс – один взял самоотвод после скандала с новым составом экспертного совета, сформированного под давлением Минкульта, другой оказался у этого совета персоной non grata. А наиболее радикальный в своих опытах Дмитрий Волкострелов снова остался без «Маски», хоть и был выдвинут в номинации «эксперимент» с квантовым «Полем» Павла Пряжко. В общем, совершенно случайно, по стечению обстоятельств, и разумеется, без всякого злого умысла, за рамками премии были оставлены те, кто сегодня двигает театр вперед, ищет те самые новые формы, рискует и расширяет границы зрительского восприятия.
 
Если взглянуть на список лауреатов – без сомнения, достойных – кажется, что мы вернулись лет на десять назад.  Если еще недавно критика говорила о прорыве современного искусства и новой режиссуры, которую «Маска» наконец заметила и оценила, то сейчас добротный русский психологический театр взял реванш, заткнув за пояс «так называемые эксперименты», что вполне соответствует изменившимся настроениям в обществе, курсу партии на возврат к традиционным ценностям, культурным скрепам и устоям.
 
А сама церемония вручения, которую вели Анна Чиповская и Сергей Епишев, была очень стильной и лаконичной – спасибо постановщикам Ксении Перетрухиной и Нине Чусовой
 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • Лия Ахеджакова: «Живем в диком абсурде»

    В среду, 21 февраля, Мосгорсуд подтвердил решение Басманного суда о продлении меры пресечения троим фигурантам дела «Седьмой  студии». Одним из участников заседания стала Лия Ахеджакова: адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская заявила ходатайство о допуске Лии Меджидовны в качестве общественного защитника, однако суд Ахеджаковой отказал, сославшись на то, что у нее нет диплома по юриспруденции. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ящик Пандоры

    Студенткой первого курса я приехала домой на летние каникулы. И прекрасным вечером мы с подругой как-то долго бродили по городу и поздно возвращались домой. Вечер был светлый, уже на подходе к своей улице нас окружила группка подростков двенадцати-тринадцати лет, человек семь-десять. ...
  • Возвращение идола

    Иосиф Виссарионович Сталин вернулся в актуальное общественное поле. Осужденный ХХ съездом. Заново заклейменный как кровавый тиран и палач в 1990-е, когда открывшиеся архивы помогли осмыслить масштаб развязанных им репрессий против собственного народа и собственной страны. ...
  • Дон Кихот восходящего солнца

    2 февраля в Москве на Троекуровском мы прощаемся с Борисом Резником. Журналистом. Писателем. Театралом. Бойцом и романтиком. С нашим другом. Говорить не хочется... Слова не пишутся... Душа не примиряется... И ведь уже не один день прошел с той минуты, как его не стало, а поверить в это нет ни сил, ни желания. ...
  • Ольга Егошина: «С кровью вырванное дело»

    В субботу, 23 декабря – ровно 7 месяцев с того момента, как Следственный комитет провел обыски в «Гоголь-центре», в квартире Кирилла Серебренникова, Юрия Итина, Софьи Апфельбаум и еще целого ряда лиц. На следующий «Театрал» опубликовал (помимо хроники событий) колонку о «черном вторнике» нашего театра. ...
Читайте также