Время, назад!

«Золотая маска» раздала награды в 23-й раз

 
Завершился самый масштабный за всю его историю фестиваль «Золотая маска»: 223 показа спектаклей, проект «Маска в кино», дискуссии Института театра и другие уже традиционные внеконкурсные программы – «Маска+», «Детский уикенд», «Russian Case» и так далее. Фестиваль уже давно стал важной культурной институцией и перерос саму премию, лежащую в его основе.

Впечатляющий срез театральной жизни страны со всеми её течениями, взлетами и падениями, прорывами и проблемами сегодня важнее, чем пресловутая «раздача слонов», которых все равно не хватает на всех достойных: на 285 общих и частных номинантов приходится всего 41 «Маска», включая премии «За честь и достоинство».
 
Но страсти по поводу главной театральной награды все равно кипят и будут кипеть, и не только из-за тщеславия и амбиций театрального люда. Как ни крути, а итоговое решение – это не только сумма мнений очень непохожих по вкусам и пристрастиям членов жюри, но и фиксация настроений и тенденций в театральном сообществе.
 
Пожалуй, наиболее единодушно было встречено решение жюри по театру кукол: заслуженную «Маску» за лучший спектакль и актерские работы получило «Колино сочинение» Яны Туминой – нежная и поэтичная зарисовка по книге Сергея Голышева «Мой сын – даун». Другой социальный проект, спектакль Московского театра кукол «Сказка с закрытыми глазами. Ежик в тумане» для слабовидящих зрителей, получил награду за режиссуру Натальи Пахомовой. А приз за работу художника достался Виктору Антонову, придумавшему трогательный старенький запорожец для петрозаводского «Железа» Бориса Константинова.    
 

Что касается драмы, в этом году в конкурсе было особенно много спектаклей из провинции. Но то ли гастроли в Москве, на чужой площадке, то ли стресс и груз ответственности так повлияли на номинантов, но на жюри они не произвели такого впечатления, как на экспертный совет. Ни Омск, ни Воронеж, ни Пермь, ни Ярославль не пополнили копилку своих наград. Две «Маски», за работу художника по костюмам и мужскую роль второго плана, уехали в малые города – Новокуйбышевск и Шарыпово. Остальное разделили между собой столицы.

 
Немного курьезным выглядело награждение Николая Рощина как художника в спектакле Александринского театра «Ворон». «Я все-таки считаю себя режиссером», – смущенно произнес он, выйдя на сцену. Но его внушительная сценография и сложная машинерия в постановке сказки Гоцци, действительно, затмили все остальное и получили по заслугам.
 
Премия за лучшую мужскую роль досталась Даниле Козловскому за Гамлета в мизантропическом, остром спектакле Льва Додина, расколовшем театральную общественность на ярых противников и восторженных поклонников. А приз за режиссуру снова получил Андрей Могучий: в прошлом году он был награжден за «Пьяных» – спектакль абсолютно актерский, ансамблевый, а в этот раз – за концептуальную «Грозу», где текст Островского был освобожден от быта и стал почти ораторией, положенной на музыку Александра Маноцкова, которого, как и художника Веру Мартынов, можно считать полноправными соавторами режиссера.   
 
Триумфатором вечера стал «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса: он получил приз как лучший спектакль большой формы, премию за лучшую женскую роль Евгении Симоновой, мощно и бесстрашно сыгравшей Софью Толстую, и вручавшуюся впервые «Маску» за работу драматурга. Литовец Марюс Ивашкявичюс со своей эпической сагой о семье русского гения тут обошел лаконичную пьесу Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор!» о войне на Украине и вербатим Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской об исчезающем народе телеутов. Такая безоговорочная победа «Маяковки» при всех достоинствах самого спектакля выглядит реваншем за предыдущие годы, когда театр не попадал даже в номинанты. 
 
Самым неожиданным решением жюри стало награждение спектакля «Магадан/Кабаре» театра «Около дома Станиславского» как лучшего в малой форме. Фаворитами в этой номинации считались «Три сестры» новосибирского «Красного факела» в постановке Тимофея Кулябина – новаторское по языку и сильнейшее по эмоциональному воздействию высказывание, где чеховская драма была сыграна на жестовом языке слабослышащих. Юрий Погребничко уже много лет строит свою отдельную, герметичную театральную вселенную, отмеченную «Маской» и раньше. А спектакль Кулябина стал прорывом и для этого режиссера, и для современного театра в целом, о чем свидетельствует хотя бы успех на венском фестивале Wiener Festwochen.
 
В результате «Трем сестрам» достался спецприз жюри за актерский ансамбль, как и другой смелой трактовке той же пьесы: в авангардном спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса», где героини Чехова отправлены в далекое фантастическое будущее, жюри выделило трио главных исполнителей – Игоря Волкова, Виталия Коваленко и Елену Вожакину. Конечно, нужно радоваться, что эти спектакли вообще отмечены, но почему в чисто режиссерских работах награждены только актеры – остается загадкой. Ведь своей специальной премией жюри может распоряжаться как угодно, может отдать её спектаклю целиком или отдельному номинанту. Но оно предпочло не упоминать режиссеров.   
 
Здесь стоит добавить, что главные ньюсмейкеры последних сезонов, Кирилл Серебренников и Константин Богомолов, вообще не попали в конкурс – один взял самоотвод после скандала с новым составом экспертного совета, сформированного под давлением Минкульта, другой оказался у этого совета персоной non grata. А наиболее радикальный в своих опытах Дмитрий Волкострелов снова остался без «Маски», хоть и был выдвинут в номинации «эксперимент» с квантовым «Полем» Павла Пряжко. В общем, совершенно случайно, по стечению обстоятельств, и разумеется, без всякого злого умысла, за рамками премии были оставлены те, кто сегодня двигает театр вперед, ищет те самые новые формы, рискует и расширяет границы зрительского восприятия.
 
Если взглянуть на список лауреатов – без сомнения, достойных – кажется, что мы вернулись лет на десять назад.  Если еще недавно критика говорила о прорыве современного искусства и новой режиссуры, которую «Маска» наконец заметила и оценила, то сейчас добротный русский психологический театр взял реванш, заткнув за пояс «так называемые эксперименты», что вполне соответствует изменившимся настроениям в обществе, курсу партии на возврат к традиционным ценностям, культурным скрепам и устоям.
 
А сама церемония вручения, которую вели Анна Чиповская и Сергей Епишев, была очень стильной и лаконичной – спасибо постановщикам Ксении Перетрухиной и Нине Чусовой
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
  • Даниил Крамер: «Нация с пустой душой - это катастрофа»

    Одним из самых ярких номеров на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» стало выступление пианиста, народного артиста России Даниила КРАМЕРА. Воспользовавшись случаем, корреспондент «Театрала» пообщался с музыкантом и узнал, какие проблемы современного общества его особо волнуют. ...
  • «Театр для себя»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стал писатель Денис ДРАГУНСКИЙ. – С давних пор девочки писали сами себе любовные записки и громко возмущались на весь класс: «Кто этот нахал?». ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также