Время, назад!

«Золотая маска» раздала награды в 23-й раз

 
Завершился самый масштабный за всю его историю фестиваль «Золотая маска»: 223 показа спектаклей, проект «Маска в кино», дискуссии Института театра и другие уже традиционные внеконкурсные программы – «Маска+», «Детский уикенд», «Russian Case» и так далее. Фестиваль уже давно стал важной культурной институцией и перерос саму премию, лежащую в его основе.

Впечатляющий срез театральной жизни страны со всеми её течениями, взлетами и падениями, прорывами и проблемами сегодня важнее, чем пресловутая «раздача слонов», которых все равно не хватает на всех достойных: на 285 общих и частных номинантов приходится всего 41 «Маска», включая премии «За честь и достоинство».
 
Но страсти по поводу главной театральной награды все равно кипят и будут кипеть, и не только из-за тщеславия и амбиций театрального люда. Как ни крути, а итоговое решение – это не только сумма мнений очень непохожих по вкусам и пристрастиям членов жюри, но и фиксация настроений и тенденций в театральном сообществе.
 
Пожалуй, наиболее единодушно было встречено решение жюри по театру кукол: заслуженную «Маску» за лучший спектакль и актерские работы получило «Колино сочинение» Яны Туминой – нежная и поэтичная зарисовка по книге Сергея Голышева «Мой сын – даун». Другой социальный проект, спектакль Московского театра кукол «Сказка с закрытыми глазами. Ежик в тумане» для слабовидящих зрителей, получил награду за режиссуру Натальи Пахомовой. А приз за работу художника достался Виктору Антонову, придумавшему трогательный старенький запорожец для петрозаводского «Железа» Бориса Константинова.    
 

Что касается драмы, в этом году в конкурсе было особенно много спектаклей из провинции. Но то ли гастроли в Москве, на чужой площадке, то ли стресс и груз ответственности так повлияли на номинантов, но на жюри они не произвели такого впечатления, как на экспертный совет. Ни Омск, ни Воронеж, ни Пермь, ни Ярославль не пополнили копилку своих наград. Две «Маски», за работу художника по костюмам и мужскую роль второго плана, уехали в малые города – Новокуйбышевск и Шарыпово. Остальное разделили между собой столицы.

 
Немного курьезным выглядело награждение Николая Рощина как художника в спектакле Александринского театра «Ворон». «Я все-таки считаю себя режиссером», – смущенно произнес он, выйдя на сцену. Но его внушительная сценография и сложная машинерия в постановке сказки Гоцци, действительно, затмили все остальное и получили по заслугам.
 
Премия за лучшую мужскую роль досталась Даниле Козловскому за Гамлета в мизантропическом, остром спектакле Льва Додина, расколовшем театральную общественность на ярых противников и восторженных поклонников. А приз за режиссуру снова получил Андрей Могучий: в прошлом году он был награжден за «Пьяных» – спектакль абсолютно актерский, ансамблевый, а в этот раз – за концептуальную «Грозу», где текст Островского был освобожден от быта и стал почти ораторией, положенной на музыку Александра Маноцкова, которого, как и художника Веру Мартынов, можно считать полноправными соавторами режиссера.   
 
Триумфатором вечера стал «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса: он получил приз как лучший спектакль большой формы, премию за лучшую женскую роль Евгении Симоновой, мощно и бесстрашно сыгравшей Софью Толстую, и вручавшуюся впервые «Маску» за работу драматурга. Литовец Марюс Ивашкявичюс со своей эпической сагой о семье русского гения тут обошел лаконичную пьесу Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор!» о войне на Украине и вербатим Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской об исчезающем народе телеутов. Такая безоговорочная победа «Маяковки» при всех достоинствах самого спектакля выглядит реваншем за предыдущие годы, когда театр не попадал даже в номинанты. 
 
Самым неожиданным решением жюри стало награждение спектакля «Магадан/Кабаре» театра «Около дома Станиславского» как лучшего в малой форме. Фаворитами в этой номинации считались «Три сестры» новосибирского «Красного факела» в постановке Тимофея Кулябина – новаторское по языку и сильнейшее по эмоциональному воздействию высказывание, где чеховская драма была сыграна на жестовом языке слабослышащих. Юрий Погребничко уже много лет строит свою отдельную, герметичную театральную вселенную, отмеченную «Маской» и раньше. А спектакль Кулябина стал прорывом и для этого режиссера, и для современного театра в целом, о чем свидетельствует хотя бы успех на венском фестивале Wiener Festwochen.
 
В результате «Трем сестрам» достался спецприз жюри за актерский ансамбль, как и другой смелой трактовке той же пьесы: в авангардном спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса», где героини Чехова отправлены в далекое фантастическое будущее, жюри выделило трио главных исполнителей – Игоря Волкова, Виталия Коваленко и Елену Вожакину. Конечно, нужно радоваться, что эти спектакли вообще отмечены, но почему в чисто режиссерских работах награждены только актеры – остается загадкой. Ведь своей специальной премией жюри может распоряжаться как угодно, может отдать её спектаклю целиком или отдельному номинанту. Но оно предпочло не упоминать режиссеров.   
 
Здесь стоит добавить, что главные ньюсмейкеры последних сезонов, Кирилл Серебренников и Константин Богомолов, вообще не попали в конкурс – один взял самоотвод после скандала с новым составом экспертного совета, сформированного под давлением Минкульта, другой оказался у этого совета персоной non grata. А наиболее радикальный в своих опытах Дмитрий Волкострелов снова остался без «Маски», хоть и был выдвинут в номинации «эксперимент» с квантовым «Полем» Павла Пряжко. В общем, совершенно случайно, по стечению обстоятельств, и разумеется, без всякого злого умысла, за рамками премии были оставлены те, кто сегодня двигает театр вперед, ищет те самые новые формы, рискует и расширяет границы зрительского восприятия.
 
Если взглянуть на список лауреатов – без сомнения, достойных – кажется, что мы вернулись лет на десять назад.  Если еще недавно критика говорила о прорыве современного искусства и новой режиссуры, которую «Маска» наконец заметила и оценила, то сейчас добротный русский психологический театр взял реванш, заткнув за пояс «так называемые эксперименты», что вполне соответствует изменившимся настроениям в обществе, курсу партии на возврат к традиционным ценностям, культурным скрепам и устоям.
 
А сама церемония вручения, которую вели Анна Чиповская и Сергей Епишев, была очень стильной и лаконичной – спасибо постановщикам Ксении Перетрухиной и Нине Чусовой
 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Названа причина смерти Дмитрия Марьянова

    Скоропостижный уход из жизни Дмитрия Марьянова медэкспертиза связывает с оторвавшимся тромбом. Такие сведения появились на лентах информагентств в ночь на понедельник, 16 октября, через несколько часов после гибели актера. ...
  • Актер Дмитрий Марьянов скончался на 48-м году жизни

    Вечером в воскресенье, 15 октября, по дороге в лобненскую больницу, скончался актер Дмитрий Марьянов. По сведениям «Интерфакса», Дмитрий Юрьевич, почувствовал резкое недомогание. Его доставили в больницу города Лобня, однако медикам спасти жизнь артиста не удалось. ...
  • Александр Кибовский: «Время диктует новации в отношениях государства и театров»

    Власти Москвы обсудили с руководителями театров новую систему грантовой поддержки. В прошлом сезоне она работала в экспериментальном режиме, а с 1 января 2018 года окончательно войдет в действие. Проект прокомментировал «Театралу» руководитель Департамента культуры Москвы Александр КИБОВСКИЙ. ...
  • «Нам объявлена война»

    Басманный суд Москвы продлил арест фигурантам дела «Седьмой студии». До 19 января основатель студии, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева останутся под домашним арестом, бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Укоренилась меж людьми привычка громко ненавидеть»

    Когда фейсбук только вошел в нашу жизнь, то казалось, что наконец-то появилась и стала явью та самая прекрасная и долгожданная поляна взаимного восхищения. Ну, что-то вроде «давайте понимать друг друга с полуслова», «давайте говорить друг другу комплименты»! Казалось, что здесь дружественные души будут делиться остроумными наблюдениями, новыми мыслями, прекрасным настроением. ...
  • «Укоренилась меж людьми привычка громко ненавидеть»

    Когда фейсбук только вошел в нашу жизнь, то казалось, что наконец-то появилась и стала явью та самая прекрасная и долгожданная поляна взаимного восхищения. Ну, что-то вроде «давайте понимать друг друга с полуслова», «давайте говорить друг другу комплименты»!  Казалось, что здесь дружественные души будут делиться остроумными наблюдениями, новыми мыслями, прекрасным настроением. ...
  • Рамзан и трепетная лань

    Мыльный сериал о странной даме, влюбленной в покойника, пополнилась новым сюжетом – даму поддержал сам Кадыров. Он прямо так и написал в сети, что приветствует позицию депутата Поклонской, потому что эта «хрупкая девушка защищает интересы тех, кому не все равно на историю своей страны». ...
  • Буйные начинают и выигрывают

    Как пел Высоцкий: Мы не сделали скандала. Нам вождя не доставало.  Настоящих, буйных, мало. Вот и нету вожаков. Увы, настоящих буйных вокруг все больше и больше. В геометрической прогрессии растет количество «священных коров». ...
Читайте также