Потому что рядом «Глобус»!

Три премьеры в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус»

 
Новосибирский театр «Глобус» расположен в здании, абрис которого напоминает силуэт бригантины под парусом. Остряки прозвали парус глобусовской крыши «акульим плавником», однако здание от этого не стало менее приметным в городской среде. Гости города, особенно иностранцы, обязательно фотографируют «Глобус» с разных точек. Недавно в сквере возле «Глобуса» было построено уникальное для Новосибирска сооружение – шарик из стекла, в котором разместились кофейня и ресторан. Шарик прозвали «парусом». На вопрос «почему парус?» местные жители отвечают: «Потому что рядом «Глобус!»
Автономный театр

Начало нынешнего театрального сезона в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» ошеломляет. Три премьеры подряд с интервалом в месяц: «Королева красоты» Мартина Макдонаха в постановке Анны Зиновьевой, «Циники» Анатолия Мариенгофа в постановке Алексея Песегова и «Чума на оба ваши дома» Григория Горина в постановке Владимира Гурфинкеля. Работа в таком напряженном режиме стала возможной не в последнюю очередь в результате перехода «Глобуса» к новой системе хозяйствования. Из государственного учреждения театр был преобразован в автономное учреждение. Это первый театр, бесстрашно ушедший в автономное плавание не только в Новосибирске, но и во всей стране. Не случайно директор театра Татьяна Николаевна Людмилина создала и возглавила Ассоциацию руководителей драматических театров Сибири: театр «Глобус» фактически стал ресурсным центром, дающим консультации по всем проблемам современного театрального менеджмента. Другая отличная новость для театра – назначение Алексея Михайловича Крикливого на должность главного режиссера. В портфеле нового главного несколько интереснейших названий, которые он будет ставить сам. Уже в марте зрители увидят премьеру спектакля «Старосветская любовь» (по Гоголю) в постановке А. Крикливого.

«Чума на оба ваши дома»: как пахнет железо

Спектакль «Чума на оба ваши дома» производит сильнейшее визуальное впечатление благодаря шахматной четкости массовых сцен, роскоши костюмов, скорости перемещений массовки, сдержанному благородству хореографии. Это бескомпромиссный ночной разговор о любви и смерти, с наполнением пульса кровью шекспировских страстей. Режиссеру удалось полностью освоить большую сцену «Глобуса» со всей ее зияющей глубиной. Встречное вращение двух каменных эстакад на поворотных кругах и целеустремленное, четкое перемещение массовки наискосок и вглубь сцены под вращающимися прямоугольными арками: ощущение нависающей, давящей неотвратимости и неумолимых перемалывающих жерновов. Бесчеловечность пространства сформирована как размерами (огромные двери), так и материалом: камень, железо. Для чего нужна металлическая «полоса отчуждения» на авансцене? Чтобы грохотать по ней каблуками, чтобы не заступать за нее, чтобы не только видеть, но и слышать границу. Объяснять словами такие вещи нелегко, поскольку в них есть целесообразность прекрасного, высокая значительность красоты как вещи в себе. В воздухе спектакля пахнет железом, роскошь костюмов завораживает тусклым блеском, медным, серебряным, золотым. Грохочут каблуки по железу, грохочут барабаны, спектакль измерен масштабом и озвучен акустикой площадного театра. Зловещую атмосферу не могут развеять ни уколы остроумия, ни всплески веселья с застольем и танцами. Единственная сила, противостоящая ненависти – любовь: нечаянная, обреченная, незапланированная, как криминальная беременность невесты. Могильная плита над Ромео и Джульеттой вполне подходит для заклания новых жертв.

Спектакль дает возможность любоваться великолепной труппой, где есть настоящие звезды, но и вся она целиком производит впечатление живого блистательного актерского коллектива. Не много найдется театров, где есть возможность воплощать сложный пластический рисунок в массовых сценах. Минимализм хореографии Татьяны Безменовой требует слаженности, как на параде (на войне как на войне), и актеры, все до единого, этим требованиям соответствуют. Спектакль заслуженно стал самым кассовым спектаклем из идущих на большой сцене.

«Королева красоты»: тепло и страшно

Спектакль Анны Зиновьевой по пьесе Мартина Макдонаха «Королева красоты» тоже стал любимцем публики. Несмотря на «тяжелую тему» – домашнюю войну вздорной старухи-матери и ее дочери, сорокалетней «старой девы», в спектакле много смешного, а свет надежды брезжит как бы «в обход» сюжета, по вертикали. Макдонах, со свойственной ему бесшабашной откровенностью, выписывает диалоги Мэг и Морин, от которых и смешно, и мурашки бегут по коже. Спектакль обустроен с какой-то детской тоской по уюту, теплу и защищенности. Все у нас «понарошку»: вместо жидкостей – пшенная крупа, вместо покрасневшей кожи на обожженной руке – ажурный вязаный нарукавник. В сцене, когда Морин пытает мать, поливая ее руку раскаленным маслом, мы не сжимаемся от физиологического страха, ведь это просто актриса бросает в свою партнершу пригоршни желтой крупы. Крупы сколько угодно, и как ей не быть, ведь во дворе куры, и вся бытовая жизнь вертится вокруг них. Но при всей гуманной условности решений режиссера, втягиваясь в эту игру «в поддавки», мы все же боимся настоящим страхом и плачем настоящими слезами. Боимся своей жестокости и несвободы и плачем над своей любовью, такой хрупкой, такой невозможной. Макдонах всех обвиняет и всех оправдывает. В отличие от простодушной российской чернухи макдонаховский мир спасается «черным юмором». И режиссура Анны Зиновьевой достойна парадоксов драматурга: его герои теплые, настоящие, живые; есть в них детский эгоизм, детская жадность, детский страх одиночества, а вот цинизма нет совсем.

«Циники»: нездешняя богемность

Над цинизмом, книжным и настоящим, размышляет Алексей Песегов в спектакле «Циники» по одноименному роману Анатолия Мариенгофа. Этот спектакль вызвал самые противоречивые отзывы, вероятно, потому, что роман Мариенгофа для целого поколения стал, что называется, произведением культовым. Несомненно одно: сделана попытка рассказать историю женщины, которой нечем защититься от красного террора. Нечем, кроме своего тела, что она и делает. Вся физиология, звучащая в словах «клизма», «вошь», «запор», «вазелин», рассыпается от прикосновения к ее беззащитности и женственности. Ольга (Анна Михайленко) ходит по красным рельсам, как по лезвию ножа. Ей все же удается не перейти ту грань, где заданная режиссером «историческая манерность» перешла бы в дурное кривлянье. Потерянность героев ощущается физически – они в буквальном смысле теряются в огромном пустом пространстве сцены, перерезанном рельсами. Как ни странно, атмосферу эпохи передают вовсе не революционно настроенные уличные музыканты в красных косынках, а великолепная Тамара Кочержинская (заслуженная артистка России) в роли Музы Поэта. Увядающая красота, нездешняя богемность и остатки подлинной роскоши в облике этой женщины оставляют долгое послевкусие. Она обломок того мира, который погиб безвозвратно и тоска по которому не проходит. Есть надежда, что молодые люди, еще не читавшие Мариенгофа, обратятся к роману, посмотрев спектакль в «Глобусе», а ведь просветительскую функцию театра никто не отменял.

Столь мощное начало сезона многое обещает, и у «Глобуса» действительно грандиозные планы: постановки лучших режиссеров страны, знаменитый «Рождественский фестиваль», классические и современные мюзиклы. Остается поздравить многочисленных поклонников театра с тем, что их ждет впереди, и пожелать команде «Глобуса» идти вперед на всех парусах.


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Канадский театр-цирк «7 пальцев» покажет в Москве новое шоу

    Всемирно известный канадский театр-цирк «7 пальцев» приедет с гастролями в Москву. 18 января в столичном Театре мюзикла труппа представит свою премьерную постановку «Пассажиры».  «Спектакль «Пассажиры» - это размышление о человеке, о важности и красоте отношений между людьми. ...
  • «Только искусство может примирить людей»

    Вечером в четверг, 29 ноября, Театр Вахтангова завершил в Милане гастроли в рамках фестиваля «Русские сезоны». В нынешнем году проект охватывает более 70 итальянских городов, в нем участвуют многие прославленные российские коллективы, в их числе Большой и Мариинский театры, Александринский театр, БСО им. ...
  • В Москве открывается юбилейный NET

    Фестиваль «Новый европейский театр», основанный 20 лет назад театральными критиками Мариной Давыдовой и Романом Должанским, открывает юбилейный смотр ретроспективой лучших спектаклей, показанных за всю историю фестиваля. ...
  • «Легко играть, когда зал тебя чувствует»

    В среду, 28 ноября, Театр Вахтангова сыграл в Милане первый спектакль в рамках проекта «Русские сезоны». Фестиваль, начавшийся в Японии в прошлом году и призванный представить русскую культуру в разных странах мира, на сей раз проходит в 74 итальянских городах. ...
Читайте также