Державный мюзикл

«Екатерина Великая» в Екатеринбурге

 
За державу теперь не обидно. По крайней мере, в музыкальном театре. Свердловский театр музыкальной комедии к своему 75-летнему юбилею выстрелил историческим блокбастером «Екатерина Великая». Юбилейный экспонат впечатляет мощью и отливает золотом Российской империи. Передовая лаборатория легкого жанра (так называют театр еще с советских времен) на сей раз произвела салют из тяжелых пушек «времен Очакова и покоренья Крыма».

Очередная мировая премьера поймала время: грезы современной России о былом величии. Авторы золотого сна: музыка Сергея Дрезнина, пьеса Михаила Рощина и Александра Анно, стихи Александра Анно и Михаила Салтыкова. Постановочная команда (режиссер – Нина Чусова, дирижер – Борис Нодельман, сценографы – Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов, художник по костюмам – Павел Каплевич, хореограф Татьяна Баганова) эффектно переливает сон в реальное зрелище. Это парад самых разных амбиций и аттракционов.

Когда-то одна знатная француженка (кажется, это была племянница Наполеона III) после развода с отпрыском династии Демидовых сказала приятельнице, что ощущение подлинного богатства можно получить только замужем за русским. Видимо, такое же чувство должен передать спектакль о замужестве и восхождении на престол огромной империи немецкой принцессы Софии Августы Фридерики фон Анхальт-Цербст-Дорнбург, будущей императрицы Екатерины II. Ее правление было золотым веком державы, и постановка всеми силами и средствами поддерживает венценосный статус. Здесь есть все для презентации сорока персонажей (работает вся труппа): бесчисленные и богатые костюмы и парики, импозантная карета и гигантская кровать. Размах впечатляет – под стать образу империи. Главное – помпезная многоэтажная конструкция (Зимний дворец – символ державы – лейтмотив спектакля). Она прочно встала на сцене оплотом власти этой зимней страны, которая так пленила юную принцессу своей снежной поэзией (пейзаж делают видеопроекции). Пятнадцатилетней Фридерике хорошо здесь. Ее захватывает бесконечность простора и снега. Она истово играет в эту новую игру, но, став императрицей, чтобы выстроить здание власти, поймет ее тяжкое бремя. Замысел предполагает дать 50-летний срез русской истории – важнейшую для страны эпоху, которую творила выдающаяся женщина. Отсюда – главный ход драматургии: символический диалог порывистой, мечтающей о будущем девушки и величественной хозяйки империи, уставшей в конце жизни от непомерного груза содеянного. Этот диалог ведут Мария Виненкова и Нина Шамбер. Виненкова приносит на сцену энергетику юности, неотразимость мгновенных решений. Она проживает каждый эпизод заново. Собственно, спектакль начинает жить с ее появления: принцесса вместе с матерью приезжает в снежную страну и, выйдя из кареты, любуется ею. Лирический пик – ночная сцена с братьями Орловыми (Григорий – Владимир Алексеев, Алехан/Алексей – обаятельный Евгений Толстов), когда несчастная жена Петра III обретает, наконец, романтическое приключение и женское счастье. Песня Григория (основа – русский романс) и особенно колыбельная крестьянки павшим воинам (захватывающая экспрессия Ольги Клейн) – настоящие удачи композитора. Вообще, первое действие выгодно отличается от второго развитием содержательной истории: восхождение на трон и метаморфоза юности. Это интригует, в то время как второй акт (здесь тяжесть ложится на плечи Шамбер) демонстрирует набор комбинаций-клипов – пробег по известным фактам отечественной летописи: смена фаворитов, восстание Пугачева, знаменитое путешествие на юг России с потемкинскими деревьями и пр. Шамбер достойно выдерживает этот пестроватый калейдоскоп пьесы и невероятный замес музыки (оперная классика и романс под гитару, фольклор и церковные песнопения, джаз и рэп, протяжная хоровая песня и эстрада). Царственной актрисе помогает монументальный образ дворца: он словно уравновешивает густо нафаршированный пирог «Екатерины Великой». От этого пирога каждый может отрезать кусок по вкусу – такого наши музыкально-театральные кулинары еще не пекли. После Петра I (ему посвящена опера Андрея Петрова) на сцену взошла вторая великая фигура российской истории. Оба построили империю, ставшую сегодня ностальгическим прошлым и образом культуры. В отличие от Петра, опера не замахнулась на Екатерину. Зато это сделал русский исторический мюзикл, рожденный в Екатеринбурге.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • «Утонете – домой не приходите!»

    С 7 по 12 ноября в Москве на сценах МХТ им. Чехова, театра «МОСТ» и «Школы современной пьесы» проходил фестиваль-конкурс студенческих и любительских театров. Одним из его участников и победителем стала театральная студия «Быть» при Тюменском индустриальном университете. ...
  • «Не берем деньги за билеты»

    С 7 по 12 ноября в Москве проходил фестиваль-конкурс студенческих и любительских театров. Одним из его участников стал любительский театр «Атмосфера» из города Щелково, который представил в МХТ «Город N и его обитатели» постановку по мотивам рассказов Антона Чехова. ...
  • В Берлине выступит коллектив из Коми

    16-17 ноября в Германии выступит Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми им. Виктора Морозова «Утренняя заря». Концерты пройдут в рамках фестиваля российских национальных коллективов Special Folk Edition и международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
  • Александр Олешко выступит на родине Михаила Ульянова

    На сцене Северного драматического театра им. Ульянова (г. Тара) 16 и 17 ноября выступит Александр Олешко. Артист представит музыкальную программу «Давайте негромко…». Премьера «Давайте негромко…» состоялась 12 октября 2016 года в Арт-кафе Театра им. ...
Читайте также