Марш несогласного

«Сон Гафта, пересказанный Виктюком» на сцене «Современника»

 
Призрак бродит по России, призрак сталинизма. Шинель Генералиссимуса на заре XXI века вновь радушно распахнула свои объятья, в которые с благодарными рыданиями рухнула практически вся страна. Сидевшие и охранявшие, потомки зеков и вертухаев – все уместились на «широкой груди осетина», умильно перебирая в памяти счастливые дни юности человечества. Дни, когда у всех все было поровну, когда все жили дружно, когда во дворах играли дети, а на заводах трудились родители, когда по радио – хор, в кино – свет, в груди – молот, в красном углу – усатая икона, а вся страна – монолит.
Валентин Гафт решил ответить на вопрос века и закрыть тему: так кто же он, Иосиф Сталин, – Дьявол или Бог? Ответ на этот главный вопрос в истории России автор (Гафт) и режиссер (Виктюк) пытаются найти в несостоявшихся встречах Вождя с героями эпохи, как минувшей, так и нынешней. Жуков, Ахматова, Шостакович, Бухарин, Радзинский, Жванецкий, Зюганов – «кто свистит, кто мяучит, кто хнычет», припадая к сияющим голенищам, как к святым мощам. В финале, добравшись до самого верха …лагерной вышки, – Сталин добирается и до самого Христа, пытая его своим мучительным вопросом, на который он получает почти кощунственный ответ: Ты – это и я. Эта встреча превращает его то ли в дряхлого старика, то ли в сморщенного больного ребенка – тот звериный вой, что рвется из груди актера, долго еще будет звучать в ушах шокированных этой исповедью зрителей.

Исповедь – вот, пожалуй, главное слово, определяющее жанр и смысл этой странной работы. Исповедь, за которую можно простить все – и несовершенства текста, и невнятность, и приблизительность характеров окружающих Сталина героев (всех играет Александр Филиппенко, не жалеющий карикатурных красок и грубоватых эстрадных интонаций), и даже опасную, а порой и взрывоопасную мысль о неоднозначности и страдательности «кремлевского горца». Сталин Гафта – действительно глубоко и невыносимо страдающая фигура, смертельно раненный зверь, истекающий кровью, с вывернутыми наружу кишками. Соединить в одном спектакле такой душевный натурализм с игривой сатирой на злобу дня довольно сложно, а полтора часа бить зрителя дубиной по башке – опасно. Роман Виктюк сделал невозможное: не имея ни сюжета, ни драматургической интриги, располагая лишь рваным нестройным рифмованным текстом, он сделал ставку на чистоту и простодушие авторского замысла, обратил публичное пространство в пространство глубоко личное, существующее вне законов и правил. От Валентина Гафта потребовалось лишь одно – полное обнажение души, абсолютная бесстрашная искренность.

Гафт, человек неуспокоенный и мятущийся, актер стихийного темперамента и язвительного ума, интеллектуал и пересмешник, с годами – все больший мизантроп и скептик, человек убийственной иронии и безжалостной прямоты, лишний раз подтвердил свою личностную и профессиональную честность: ему есть, что сказать, и он несет ответ за каждое сказанное слово.

Пушкинское «народ безмолствует» он произносит так, как будто это Пушкин у него украл цитату. А собственное «наденьте все-таки штаны, а то все прелести видны» преподносит как афоризм уровня Грибоедова.

Стихи его столь же неоднозначны, сколь и его обличительные стрелы – брошенные то в Эдуарда Радзинского, то в Михаила Жванецкого. Да и Зюганов – мелковата фигурка для такого широкого замаха. Нелепо всерьез полагать, что нынешние коммунисты способны повлиять на общественное сознание. Уж Гафт-то знает всю правду. Знает, чья рука качает сегодня нашу колыбель. И кому он швыряет на авансцену огромный сияющий сталинский сапог.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр объявил прослушивание для мальчиков

    Конкурсный набор мальчиков 6-12 лет для участия в спектакле «Пиковая дама» состоится 9 ноября в Большом театре. Об этом сообщается на официальном сайте ГАБТа.  Требования к конкурсантам: наличие хорошего музыкального слуха и голоса. ...
  • В Театре на Литейном ждут миссис Сэвидж

    Бенефис народной артистки России Татьяны Ткач отметят в Санкт-Петербургском Театре на Литейном 18 октября. В этот день здесь состоится премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж».  «Наш спектакль – добрая сказка для взрослых, – говорит режиссер Александр Кузин. ...
  • «Любой переживший травму сможет узнать себя»

    В Центре им. Мейерхольда вышла премьера «За белым кроликом». Наполненная аллюзиями на сказку «Алиса в Стране Чудес» история рассказывает о реальной трагедии убийства в Подмосковье двух девушек. Многосюжетная пьеса Марии Огневой (шорт-лист фестиваля «Любимовка»-2018) разворачивается в трех пространственных и временных измерениях, где две девушки ночью садятся в попутку к незнакомцу (а в другом представлении – прыгают в Нору за Белым Кроликом), где их матери расследуют преступление, а близкая подруга, главная героиня истории, никак не может пережить травму, изменившую ее мироощущение и жизнь. ...
  • В театре «Мастерская» поставили «Сирано де Бержерак»

     Режиссер Александр Баргман представил в Санкт-Петербургском театре «Мастерская» спектакль «Сирано де Бержерак» по поэме Ростана. Сирано – один из литературных символов высокой любви. Благородный поэт закручивает безумную романтическую интригу и оказывается ее жертвой. ...
Читайте также