Марш несогласного

«Сон Гафта, пересказанный Виктюком» на сцене «Современника»

 
Призрак бродит по России, призрак сталинизма. Шинель Генералиссимуса на заре XXI века вновь радушно распахнула свои объятья, в которые с благодарными рыданиями рухнула практически вся страна. Сидевшие и охранявшие, потомки зеков и вертухаев – все уместились на «широкой груди осетина», умильно перебирая в памяти счастливые дни юности человечества. Дни, когда у всех все было поровну, когда все жили дружно, когда во дворах играли дети, а на заводах трудились родители, когда по радио – хор, в кино – свет, в груди – молот, в красном углу – усатая икона, а вся страна – монолит.
Валентин Гафт решил ответить на вопрос века и закрыть тему: так кто же он, Иосиф Сталин, – Дьявол или Бог? Ответ на этот главный вопрос в истории России автор (Гафт) и режиссер (Виктюк) пытаются найти в несостоявшихся встречах Вождя с героями эпохи, как минувшей, так и нынешней. Жуков, Ахматова, Шостакович, Бухарин, Радзинский, Жванецкий, Зюганов – «кто свистит, кто мяучит, кто хнычет», припадая к сияющим голенищам, как к святым мощам. В финале, добравшись до самого верха …лагерной вышки, – Сталин добирается и до самого Христа, пытая его своим мучительным вопросом, на который он получает почти кощунственный ответ: Ты – это и я. Эта встреча превращает его то ли в дряхлого старика, то ли в сморщенного больного ребенка – тот звериный вой, что рвется из груди актера, долго еще будет звучать в ушах шокированных этой исповедью зрителей.

Исповедь – вот, пожалуй, главное слово, определяющее жанр и смысл этой странной работы. Исповедь, за которую можно простить все – и несовершенства текста, и невнятность, и приблизительность характеров окружающих Сталина героев (всех играет Александр Филиппенко, не жалеющий карикатурных красок и грубоватых эстрадных интонаций), и даже опасную, а порой и взрывоопасную мысль о неоднозначности и страдательности «кремлевского горца». Сталин Гафта – действительно глубоко и невыносимо страдающая фигура, смертельно раненный зверь, истекающий кровью, с вывернутыми наружу кишками. Соединить в одном спектакле такой душевный натурализм с игривой сатирой на злобу дня довольно сложно, а полтора часа бить зрителя дубиной по башке – опасно. Роман Виктюк сделал невозможное: не имея ни сюжета, ни драматургической интриги, располагая лишь рваным нестройным рифмованным текстом, он сделал ставку на чистоту и простодушие авторского замысла, обратил публичное пространство в пространство глубоко личное, существующее вне законов и правил. От Валентина Гафта потребовалось лишь одно – полное обнажение души, абсолютная бесстрашная искренность.

Гафт, человек неуспокоенный и мятущийся, актер стихийного темперамента и язвительного ума, интеллектуал и пересмешник, с годами – все больший мизантроп и скептик, человек убийственной иронии и безжалостной прямоты, лишний раз подтвердил свою личностную и профессиональную честность: ему есть, что сказать, и он несет ответ за каждое сказанное слово.

Пушкинское «народ безмолствует» он произносит так, как будто это Пушкин у него украл цитату. А собственное «наденьте все-таки штаны, а то все прелести видны» преподносит как афоризм уровня Грибоедова.

Стихи его столь же неоднозначны, сколь и его обличительные стрелы – брошенные то в Эдуарда Радзинского, то в Михаила Жванецкого. Да и Зюганов – мелковата фигурка для такого широкого замаха. Нелепо всерьез полагать, что нынешние коммунисты способны повлиять на общественное сознание. Уж Гафт-то знает всю правду. Знает, чья рука качает сегодня нашу колыбель. И кому он швыряет на авансцену огромный сияющий сталинский сапог.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • Тараканий бег времени

    Михаил Булгаков писал о кастрюле крови, которую из него выпили в Художественном театре. Речь шла о «Кабале святош», которую театр снял с репертуара в 1936 году сразу после премьеры, испугавшись разгромной статьи в «Правде». ...
  • В Театре Табакова выйдет «Моя прекрасная леди»

    Премьера музыкально-драматического спектакля «Моя прекрасная леди» в постановке Аллы Сигаловой состоится 8 июня в Театре Олега Табакова. Спектакль станет версией классического мюзикла Алана Джей Лернера и Фредерика Лоу по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». ...
  • Мариинский театр впервые представит «Девушку с Запада»

    Кадр из спектакля Премьера оперы Джакомо Пуччини «Девушка с Запада» состоится 24 мая сцене Мариинского-2 в рамках XXVII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
  • В «Мастерской Фоменко» поставили «Чайку»

    Кирилл Пирогов поставил на Новой сцене «Мастерской П. Фоменко» чеховскую «Чайку». Премьера спектакля состоится 28 мая. «Тонкие кружева взаимоотношений, виртуозное владение диалогом недоговоренности, тоска по совершенству и музыкально настроенный актерский ансамбль - все, благодаря чему Антон Чехов был назван реформатором театра и драматургии, необычайно близко создателям спектакля, - рассказали в театре. ...
Читайте также