Чехов и чемоданы

Театр МОСТ и его обитатели

 
На входе в театр МОСТ зрителей встречает декоративный кот, подаренный актрисой Натальей Гвоздиковой. Вещей, создающих домашний уют, здесь множество. И не случайно. Театральное пространство на Большой Садовой (примечательно соседство с Патриаршими прудами) стало для труппы настоящим домом, ведь создавалось собственными силами практически с нуля. 

«Когда мы только перебрались в это здание, стены были обшиты жуткими коричневыми панелями партийного вида. Пришлось очищать все до кирпича», – рассказывает заместитель директора по творческой деятельности Марианна Лемешко. Кирпичную кладку актеры выкрасили в белый цвет: внутренний облик театра хотелось сделать светлым. Театральный зал также был воссоздан собственноручно. Быть может, поэтому к сцене здесь относятся с особенным трепетом.

Зрительный зал способен менять конфигурацию в зависимости от режиссерской задачи. При необходимости сцена может переехать к противоположной стене. В этом случае вход для зрителей станет выходом на сцену. Кресла можно расположить вдоль стен (что происходит на спектакле «Иллюзион») или вообще отступить от привычной рассадки. Так, новогодний спектакль «Кабаре “Сны на Патриарших”»  зрители смотрят сидя за накрытыми столиками. Такая планировка несколько сокращает вместимость, зато позволяет смоделировать кабаретный интерьер. Зал рассчитан на 72 места, но как правило здесь устанавливают приставные стулья, поэтому число кресел доходит до 84. Сценическое пространство настолько невелико, что актеры работают буквально в полутора метрах от глаз зрителя. 
 

Мы очень любим этот зал. Он настолько светлый, что спрятаться в нем невозможно. Если соврешь – зрители почувствуют это моментально.  



Сценической площадкой служит и театральное кафе. Здесь проходят обсуждения спектаклей в формате public-talk, постановки детского образовательного проекта «Волшебный МОСТик» и другие клубные события.

Иногда для похожих целей используется репетиционный класс. В «Ночь искусств» здесь проводят кинопоказы, мастер-классы по хореографии и актёрскому мастерству. А в обычное время идут репетиции – и детских учебных студий, и взрослого театра.

Пошивочный цех – царство художника по костюмам Елены Мостовщиковой. Актерские наряды театра МОСТ созданы ее руками. Иногда Елена Александровна использует уже готовые изделия. «Эту блузу мне привезла приятельница из Тибета», – демонстрирует художник костюм цветочницы для спектакля «Снежная Королева». Премьера запланирована на следующий год, однако подготовка костюмов начинается уже сейчас.

 В обувном шкафу при пошивочном цехе хранится ретро-обувь, имеющая историческую ценность. Некоторые экземпляры попали в театр с чердаков и дач, другие – с блошиных рынков. «Я люблю ездить на рынок с нашим художественным руководителем Евгением Иосифовичем, –  рассказывает Елена Александровна. – Он блестяще умеет играть старого скрягу. Поэтому успешно торгуется».

Костюмы для постановок текущего репертуара хранятся в большой костюмерной. Каждому спектаклю соответствует кофр определенного цвета. Красный – спектаклю «Есть ли жизнь на Марсе?», синий – спектаклю «Дорогой Бог!» и так далее. Если кофр-чужак случайно забредет не в свой отсек, он сразу же будет обнаружен. На каждом кофре – название спектакля, имя персонажа и список всего, что должно лежать внутри. Такая система позволяет быстро найти любую вещь.

Отдельного ангара для хранения декораций у театра нет – они постоянно находятся в здании. Зайдя за кулисы, можно обнаружить лодку – декорацию к спектаклю «Счастливый неудачник», или чемоданы – реквизит к спектаклю «Чехов», номинированному зрителями в 2016 году на премию «Звезда Театрала». Вообще, чемоданы встречаются повсюду – и в гримерных, и в хранилище, прилегающем к репетиционному залу. Незадолго до начала «Чехова» чемоданы гигантской тучей выгружаются в белом фойе и расставляются в строго определенном порядке. В театре даже есть примета: видишь чемоданы в фойе – это к спектаклю «Чехов». Впрочем, некоторые чемоданы нарушают общепринятый ход вещей и становятся не реквизитом, а средством для его хранения.

Если предмет требует починки, он отправляется в мастерскую, которую возглавляет Михаил Сасковец. Он возвращает прежний вид и надломившему спицу зонтику, и гитаре, которая, перелетая из рук в руки, случайно отклонилась от заданной траектории.

Коллектив театра МОСТ относительно небольшой, а потому – многофункциональный. Артисты самостоятельно отвечают за определенный набор реквизита. В театр они приходят за 2,5 часа до начала и за это время успевают забрать костюмы, переодеться, наложить грим и проконтролировать свой реквизит. Впрочем, это далеко не единственная их задача. В период обучения в студии при театре будущие актеры служат администраторами – встречают зрителей перед спектаклем, отвечают на вопросы по телефону и продают билеты.

Предметы мебели и интерьера не отстают от хозяев. Большую часть времени они добросовестно выполняют свою основную функцию, а по вечерам перевоплощаются в театральные декорации. Например, деревья, украшающие кафе, участвуют сразу в трех спектаклях: «Как важно быть серьезным», «Непобедимая Армада» и «Тимур и его команда». Рояль из белого фойе играет в спектаклях «Конфеты» и «Каприз Паганини», а лестница-стремянка, находящаяся у входа в зрительный зал, выбирается на сцену в «Счастливом неудачнике». В постановках задействованы и зеркала, висящие в фойе, и даже окно, отделяющее театральное кафе от офисных помещений.

В театральном кафе не найти традиционного алкоголя – коньяка и шампанского. Трезвая атмосфера в труппе и в зале – принципиальная позиция художественного руководителя.

В бесплатной учебной студии театра основы актерского мастерства могут изучить студенты непрофильных вузов – инженеры, биологи, педагоги. Много лет МОСТ существует в традиции «школа-студия-театр»: лучшие выпускники студии принимаются в труппу и продолжают актёрское образование. Кроме того, дважды в год набирается детская учебная студия, в которой ребята от 6 до 14 лет занимаются вокалом, хореографией и актерским мастерством.
 


Читайте также: 

ВСЁ ПО СТАНИСЛАВСКОМУ 

ЕВГЕНИЯ ДОБРОВОЛЬСКАЯ: «СИДИМ, СЛУШАЕМ...»

ПОЧЕМУ КОСТЮМЕРУ ТЕАТРА САТИРЫ ЧАСТО БЫВАЕТ НЕ ДО СМЕХА

«ТЕАТРАЛ» ЗАГЛЯНУЛ ЗА КУЛИСЫ «ЛЕНКОМА»


  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Мы всё время репетируем»

    Режиссер Сёмен Спивак говорит, что жизнь спектакля – это как жизнь человека: одному отмерено долголетие, другой умирает, едва только став на ноги. Но главное, что в день премьеры определить его жизнеспособность невозможно. ...
  • Сопротивление металла

    – Сегодняшним зрителям кажется, будто костюмные спектакли отдают нафталином. Но меня всегда интересовало, как сохранить театральность и сделать при этом свежее высказывание, – говорит художественный руководитель Театра им. ...
  • Театр им. Вахтангова подготовил для Минкульта необычный отчет

    Специально для коллегии Министерства культуры, которая состоялась 16 апреля и была посвящена итогам 2017 года, дирекция Театра им. Вахтангова подготовила видеоотчет, который вечером того же дня набрал множество просмотров на разных ресурсах. ...
  • Товстоноговский машинист

    У Георгия Товстоногова была одна фраза, которую боялись исключительно все: «Что-то я вас не понял», – произносил он, если по твоей вине в работе театра была допущена серьезная оплошность. Это означало, что на работу можешь больше не выходить. ...
Читайте также