Утраченный рай БДТ

Легендарный театр Георгия Товстоногова отмечает юбилей

 
Каждая клеточка этой сцены стала родной для Сергея Юрского и Владислава Стржельчика, Евгения Лебедева и Павла Луспекаева, здесь мечтал работать Кирилл Лавров и позже блистательно сыграл свои лучшие роли. Здесь родилась театральная звезда Татьяны Дорониной. Счастливая судьба ждала на этих подмостках Зинаиду Шарко, Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили, Ефима Копеляна, Светлану Крючкову и многих других. История БДТ – это история создания подлинных шедевров, созданных режиссерским гением Георгия Товстоногова и его звездной труппой, которую он собирал и воспитывал долгие годы.
«Он удрал от меня через другой ход»

В последние полвека БДТ прочно ассоциируется с фамилией Товстоногова. И если до появления в труппе Товстоногова (1956 год) творческие успехи театра складывались от случая к случаю, то с его приходом театр стал одним из лучших в Европе. Начинающие артисты приезжали сюда из разных концов страны – просились в труппу. Однажды в коридоре появился парень по имени Кирилл. На нем была солдатская гимнастерка, в руках он держал потертый чемодан:

– После демобилизации, едва сойдя с поезда, я побежал показываться Товстоногову, – вспоминал полвека спустя актер Кирилл Лавров. – В армии я играл в самодеятельности и считал себя хорошим артистом. Но как только Георгию Александровичу доложили, что его дожидается какой-то солдатик, он удрал от меня через другой ход. Я расстроился и решил не терять времени зря. В те дни в Ленинграде гастролировал Киевский театр драмы имени Леси Украинки, где работал мой отец. Я попробовался там, и меня взяли во вспомогательный состав. Несколько лет участвовал в массовках и был счастлив оттого, что выхожу на сцену. С тех пор не могу цинично относиться к своей профессии…

Кстати, актерского образования Кирилл Лавров не имел. Из-за войны он не успел даже окончить школу и всю жизнь прожил без аттестата. В 1989 году, когда Товстоногова не стало, в театре прошло тайное заседание, и труппа выбрала Кирилла Юрьевича художественным руководителем. Против проголосовал только один человек – собственно Кирилл Лавров. При повторном голосовании к нему присоединилась жена.

– Никогда в жизни не думал, что буду руководить этим театром, который всегда вызывал у меня священный трепет, – говорил артист. – Здесь были великая труппа и великий режиссер, который был на десять голов образованнее и талантливее нас всех.

Артисты называли его Гогой

Кириллу Лаврову удалось невероятное: после Товстоногова долгие 16 лет он смог не просто руководить театром, но и удержать всю труппу, что в театральной среде – редкость. Никто не сбежал от его руководства…

В октябре 2000 года он вышел на сцену в роли Маттиаса Клаузена в спектакле «Перед заходом солнца» (режиссер Григорий Козлов). «Мы играем спектакль не о том, как убивает ненависть. Мы играем о том, как убивает любовь», – говорил Кирилл Юрьевич, и лучше об этом спектакле не скажешь. За последние годы несколько раз Кирилл Юрьевич пытался подать в отставку с поста художественного руководителя БДТ. Оказалось – невозможно. Быть свободным от этого театра нельзя. Об этом говорит и Олег Басилашвили:

– Меня много раз приглашали в Москву, не буду уточнять, в какие театры, но всякий раз я отказывался по одной причине. Потому что уйти из коллектива, который создал Георгий Александрович, – это преступление против самого себя. Ибо с ним я чувствовал, что помаленьку развиваюсь как артист. И не только как артист, но и как гражданин. Потому что артист настоящий не может быть негражданином. Его должно волновать все, что происходит в мире и в стране. Этому учил Товстоногов.

…За кулисами между собой артисты называли его Гогой. Он был главным опорным столбом театра – человеком, чье творчество задавало планку не только труппе, но и другим театрам. Он ценил талант и умел разглядеть его в других. Часто в БДТ приходили начинающие артисты, а вскоре они становились звездами театральной сцены. Так, в 1950-е годы Товстоногов увидел мощный талант в Зинаиде Шарко и Сергее Юрском. А после выхода на экраны фильма «Солдаты», где роль Фарбера сыграл начинающий артист Смоктуновский, Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ, и лучшей ролью Смоктуновского в этот период стал князь Мышкин в спектакле «Идиот».

«Я разве похожа на школьницу?»

– Каждому приходящему артисту Георгий Александрович давал роль, – вспоминает Светлана Крючкова. – Если он с ролью не справлялся, то его либо не брали в штат, либо в дальнейшем он ходил по заднику сцены, а дальше он мог уже сколько угодно пить водку и жаловаться, что его, «гениального, никто не ценит». Ему был дан шанс. Георгий Александрович всем давал шанс. Это как в случае с Богом. Я всегда говорю: «Ребята, Бог поможет». Это значит, что он пальцем подтолкнет, но за вас делать не будет. Когда я пришла в БДТ, Георгий Александрович заключил со мной договор на три месяца. По тем временам (1975 год. – В.Б.) такого вообще не бывало. Но я на это смело пошла. Он сказал: «Давайте договоримся так – сыграете роль, значит, мы вас берем в труппу. Не сыграете – мы с вами расстанемся друзьями. Вы согласны?» Я сказала: «Да!» И он мне дал роль 16-летней школьницы в спектакле Сергея Юрьевича Юрского «Фантазии Фарятьева», где было написано: «Входит худенькая, 16-летняя девочка». Я не была толстая, но я всегда была широкоплечая, высокая (рост метр семьдесят один), а голос, как и сейчас, – низкий. Я встала и говорю: «Георгий Александрович, разве я похожа на школьницу?» – «Нет, не похожа, но там такая нужна». Он умел увидеть что-то внутри тебя, порой скрытое не только от других, но даже неведомое самому актеру. И я считаю, что Люба в «Фантазиях» была лучшей ролью в моей театральной жизни.

Сразу же после Любы Товстоногов дал мне совсем маленькую роль (эпизод) 36-летней старой девы в пьесе Ибрагимбекова «Дом на песке». Только после этого меня приняли в труппу театра. И тут же я получила главную роль в спектакле «Молодая хозяйка Нискавуори». Мне было всего 26 лет. Открывался занавес – я была на сцене, и, практически, весь спектакль с нее не уходила. Закрывался занавес после моих последних слов: «Господи, дай мне его любовь!» Моего мужа (его роль была чуть ли не вдвое меньше моей) играл народный артист Советского Союза, лауреат всех возможных премий Кирилл Лавров. Божественная актриса Наташа Тенякова была моей соперницей по пьесе. Моего отца играл лауреат Госпремии Григорий Аронович Гай и другие. Талантливейшие артисты и опытнейшие мастера, работая с которыми я многому научилась...

«Он растягивал амплуа»

Некоторых артистов Георгий Александрович мог годами держать на вторых, третьих ролях.

– Он делал это специально для того, чтобы артист впитал атмосферу БДТ, понял ряд негласных правил и законов, – говорит Олег Басилашвили. – Например, он растягивал амплуа актера. Из крупных ролей я впервые сыграл на этой сцене Андрея Прозорова из «Трех сестер» и думал: «Вот это мое амплуа». Прошло немного времени, и вдруг читаю в распределении ролей, что я назначен на роль гоголевского Хлестакова. А это уже совершенно иная стилистика: самая трудная роль мирового репертуара. И вдруг он мне ее дает. От Андрея Прозорова, от Чехова уйти туда… Это безумно сложно, это школа, попытка познать границы своего дарования.

27 ноября 1975 года на сцене БДТ вышел спектакль, который на долгие годы стал визитной карточкой театра. Речь об «Истории лошади», созданной по мотивам повести Льва Толстого «Холстомер», главную роль в которой сыграл народный артист СССР Евгений Лебедев. Он бил ногой, как копытом, потряхивал головой, как гривой; то ли пел свои монологи, то ли ржал их, как ржут в конюшнях, а глаза излучали конскую тоску. Этот гордый жеребец любил и хотел свободы, а его выхолостили, и жизнь сменилась жалким существованием мерина. Зрители, затаив дыхание, следили за превратностями судьбы Лошади как за судьбой человека.

Кстати, у зрителей, не привыкших к товстоноговской эстетике, «История лошади» вызывала раздражение. Например, советские учителя литературы жаловались, что Лебедев неправильно ставит ударения. И только немногие из них знали, что он ставит их так, как написано у Толстого в первоисточнике. Когда на премьеру пришел пушкинист Семен Гейченко, он прямо в зале, во время финального эпизода крикнул: «Не надо!» Такое колоссальное воздействие оказывала сцена, где умирает Холстомер, и кровь красной лентой брызжет из его тела.

– Георгий Товстоногов ломал лед соцреализма, – говорит Олег Басилашвили. – Кстати, это фальшивое слово «соцреализм». Есть только реализм и больше ничего. Он пытался проникнуть в суть произведения и понять, что же волновало драматурга, который создавал эту пьесу. Иногда он собирал рабочих сцены, гримеров, костюмеров, электриков и читал лекции о театре. Он говорил: «Для чего нужен рабочий сцены? Он ведь приходит в БДТ не только заработать деньги, а для того, чтобы создавать спектакль так же, как и актер». Поэтому рабочие у нас по сей день трепетно относятся к тому, что выходят на сцену ставить декорации. Так же к делу относятся и все остальные.

«Здравствуйте, я Саша Куликова»

Когда-то на премьеры в БДТ любители театра ездили специально в Ленинград со всей страны. Теперь слава театра поугасла: уникальная труппа старится. Буквально. Геронтологически. Вслед за великим мастером сцену покинули многие его соратники. Но оказалось, что и старость легендарной труппе не страшна: в театр приходят молодые актеры, влюбленные в его историю. «Гогин дух» не дает театру устареть.

– Из старшего поколения БДТ мне довелось играть в спектаклях с Андреем Толубеевым и Кириллом Лавровым, – говорит молодая актриса, лауреат премии Стржельчика Александра Куликова. – В них я чувствовала абсолютно фанатичную преданность театру и горечь по товстоноговской эпохе – как по утраченному раю. Кстати, я никогда и представить не могла, что стану однажды актрисой БДТ. Мой приход в эту труппу был настоящей авантюрой. Я окончила ВГИК и приехала показаться Кириллу Лаврову. Причем лично мы не были знакомы. Когда вышла на сцену, не могла понять, кто сидит в зале, поскольку софиты слепили в глаза. Исполнила роль Сонечки Мармеладовой, и вдруг на сцену взошел Кирилл Юрьевич. Помню, как он протянул мне руку. Я сказала: «Здравствуйте, я Саша Куликова». Он ничего мне не ответил, а только внимательно-внимательно посмотрел в глаза и ушел за кулисы. Я была абсолютно дезориентирована… А позже узнала, что он взял меня в труппу, потому что в те дни с Григорием Козловым искал артистку на роль Инкен Петерс в спектакле «Перед заходом солнца». После этого, чтобы соблюсти формальности, меня показали худсовету. И там мою кандидатуру приняли по-разному. Кому-то не нравилось, что у меня не театральное, а вгиковское образование. А потом за кулисами ходила шутка, что Кирилл Лавров взял меня в театр потому, что у него тоже нет образования.

До Товстоногова

Мало кто знает, что легендарный театр был основан во время голода и гражданской войны Александром Блоком и Максимом Горьким. По мысли Блока, театр должен был стать кафедрой «великих слез и великого смеха», цитаделью искусства революционной эпохи. А Горький выдвинул революционный лозунг, под который в первые годы формировался репертуар театра: «Героическому народу – героический театр».

Труппа сформировалась из двух наполовину любительских коллективов – Театра трагедии и Театра художественной драмы. Их объединением занялся выдающийся трагик Николай Монахов. В тот же период в БДТ работали замечательные художники, вышедшие из объединения «Мир искусства», – Александр Бенуа и Мстислав Добужинский. Эскизы театральных декораций создавал и блестящий архитектор-монументалист (автор библиотеки имени Ленина в Москве) Владимир Щуко. Многие деятели Серебряного века сформировали неповторимый стиль БДТ. Но в 1920-е годы завоевания театра стали рушиться на глазах. Артисты, сценографы, драматурги покинули Россию, произошла ломка художественных ценностей, и в БДТ наступила черная полоса, в которой периодически наступали короткие просветы. А потом пришел Товстоногов…


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • На закрытии Чеховского фестиваля покажут премьеру Робера Лепажа

    Мировую премьеру спектакля «Семь притоков реки Ота» в постановке канадского режиссера Робера Лепажа представят на закрытии XIV Международного театрального фестиваля им. Чехова. Показы пройдут на сцене театра «Геликон-опера» с 19 по 21 июля, каждый спектакль будет идти в течение 7 часов с тремя антрактами. ...
  • Театр народов крайнего севера выступит на Чемпионате в Корее

    Театра коренных малочисленных народов севера принял приглашение на участие в культурной программе Чемпионата мира по водным видам спорта, который проходит с 12 по 28 июля в городе Кванджу Республики Корея, сообщает Министерство культуры и духовного развития республики Саха (Якутия). ...
  • Пол Маккартни сочиняет мюзикл

    Легендарный британский музыкант подтвердил свое участие в создании мюзикла по мотивам фильма Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» (It’s A Wonderful Life, 1946). Он напишет к нему музыку и поработает вместе со сценаристом Ли Холом («Рокетмэн», «Билли Элиот») над текстами арий. ...
  • Ученики Семена Спивака объединятся на фестивале

    Фестиваль «Мастерская Спивака» пройдет в Санкт-Петербурге с 24 сентября по 1 октября. Этим событием Молодежный театр на Фонтанке и другие коллективы отметят 25-летний юбилей существования в РГИСИ актерско-режиссерской мастерской режиссера и педагога Семена Спивака. ...
Читайте также