«Люди и премьеры» с Александром Мягченковым

Наша общая беда

 
В день премьеры позвонил давний приятель: «Вы где? Когда приедете снимать? Тут такое творится! Говорят, даже Филиппа Киркорова не пустили – нет билетов».
Мы приехали на пятый спектакль. Толпа перед входом не поредела. Некоторые безуспешно пришли в пятый раз – в надежде купить лишний билетик. Как в старые добрые времена – усердствуют спекулянты. На афише – фотография тридцатилетней давности. Поэт в модном джинсовом батнике (планочка, карманы, манжеты на трех пуговицах), из-за плеча выглядывают колдовские глаза Его Музы. Владимир и Марина. Высоцкий и Влади. Самая красивая пара семидесятых. Приехала, закружила голову нашему Поэту и подарила ему двенадцать лет жизни, творчества, любви. Околдовала не только его одного – фильм «Колдунья» с Мариной Влади смотрела вся страна. Даже наш нынешний министр культуры Авдеев признался, что влюбился в актрису еще мальчишкой. И вот год назад, будучи послом России во Франции, он увидел Марину Влади в спектакле о Владимире Высоцком на сцене парижского театра «Бюф дю Нор» и решил, что пора, пора Марине Владимировне приехать в Россию.

Итак, февраль 2009-го. Спектакль Марины Влади и французского режиссера Жан-Люка Тардьё «Владимир, или Прерванный полет» идет в рамках программы «Имена» Театра Наций. В фойе – столик с наушниками. «Пожалуйста, дайте Ваш паспорт в залог». Паспорт? А что, спектакль с синхронным переводом? Соседка слева листает программку. «Вы поклонница Высоцкого?» – «Конечно. И очень люблю его песню, написанную для Марины. Помните: «Я несла свою беду…»?

На сцене – минимум декораций. Красная кирпичная стена. Серый задник-занавес-экран. Три музыканта: две гитары, контрабас. Легендарный гитарист Костя Казанский, работавший и с Высоцким, и с Дмитриевичем. И, наконец, в луче прожектора – Она. Икона. Женщина, на которую молился Поэт. Серое длинное платье с рукавами-крыльями. Прямые волосы с проседью. У зрителей перехватывает дыхание. Постарела? Изменилась? Все такие же зеленые вразлет глаза. Эти наши славянские скулы. А голос – щемящий, родной. «Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее…», – поет Марина. За своими размышлениями как-то упускаешь момент, когда, спев песню по-русски, Марина Влади переходит на французский. И начинается рассказ: о том, как впервые пришла в театр на Таганке, как увидела Его? как любила и как мучилась.

Неожиданно ощущаешь себя иностранцем, который не знает о поэте Владимире Высоцком и вообще ничего «об этой варварской России». Спектакль длится час с небольшим. 45 кусочков рассказов, песен и стихов. На заднике в квадрате света – глаза Высоцкого. «Мне меньше полувека – сорок с лишним. Я жив, тобой и Господом храним…» Ему было тогда в 1980-м 42 года. Сейчас бы ему было уже больше семидесяти. Если бы Высоцкий жил в наше циничное время успеха и достатка любой ценой – какую песню он написал бы об этом? Актриса на сцене все время задает Высоцкому вопросы, бросается куда-то в воздух, в пустое пространство. Спектакль без партнера. Монолог женщины, живущей 28 лет без своего Поэта. О чем думала она все это время? Любила ли других мужчин? Хочется услышать – напрямую, без посредника, на нашем языке… Как от своей.

Конечно, журналисты задали Марине Влади вопрос: «Почему для российского зрителя она не захотела сыграть спектакль по-русски?» Актриса жестко ответила: «Потому что я – француженка, несмотря на все». Падает серый занавес. Гаснет свет. А где же песня «Беда»? Уже поклоны. Уже цветы. Марина Влади вытирает глаза. И вдруг – гитарные аккорды: «Я несла свою беду по весеннему по льду…» Зал облегченно вздыхает. Все нормально. Все правильно. «Беда» есть. Нет в живых Поэта. И это – наша общая беда.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Мы не ощущали никакого давления»

    На пресс-конференции в Театре Станиславского и Немировича-Данченко названы номинанты премии «Золотая Маска» сезона 2014-2015 годов. Список театров и спектаклей, которые примут участие в фестивале в марте 2016-го, оказался как никогда внушительным. ...
  • Сергей Голомазов, худрук Театра на Малой Бронной

    – Сейчас мы проходим определенный политический период, известный в диалектике развития многих государств. Период называется «реставрацией», поиск идеологии пошел, судя по всему, в направлении идеологии имперской, которая предполагает наличие идей, связанных с осмыслением патриотизма, любви к родине. ...
  • Волна запретов

    Министерство культуры поддержало законопроект о запрете ненормативной лексики на сцене и в кинематографии. Предполагается, что он вступит в силу 1 июня. Поддерживаете ли вы это нововведение? ...
  • Взрыв на фоне патриотизма

    Вроде столько лет приходится разруливать самые разные конфликтные ситуации, а привыкнуть к ним все равно не могу. Меня все время мучает вопрос: почему очевидные вещи, которые так ясны и понятны, совсем не понятны людям, наделенным властью. ...
Читайте также