Сможет ли репертуарный театр существовать без финансовой поддержки государства?

 
Анатолий ШЛАУСТАС, директор Театра им. Н.В. Гоголя

– Конечно, театр не проживет без помощи государства. Выживаем мы в последние десять лет, а не живем. И с каждым годом все хуже и хуже. Спонсоров у нас нет. Во-первых, мы находимся в ужасном месте: отсутствуют хорошие подходы к театру, я вообще удивляюсь, что у нас аншлаги – театр спасает качество спектаклей. Во-вторых, в труппе отсутствуют медийные лица, а во многие театры нужная публика ходит из-за звезд. В общем, спонсоры просто так деньги не дают, но я уверен, что и те театры, у которых спонсоры есть, тоже сейчас могут пострадать, лишившись их.

Нашу новую премьеру – «Ночь перед Рождеством» – мы выпустили на средства прошедшего года: артист заболел, поэтому нам пришлось играть не в декабре, в январе. И со спектаклем этим не все радужно. Дело в том, что в этом году двести лет со дня рождения Гоголя, и уже 50 лет наш театр носит имя Гоголя. И надо же было такому случиться, что кризис этот грянул в юбилейный гоголевский год: не повезло и Гоголю, и нам. Мы ведь должны были ехать в Марсель на фестиваль русского искусства – в 2007-м мы с успехом играли там «Бешеные деньги» – и нынешнюю «Ночь перед Рождеством» ставили с расчетом на фестиваль. Но поездка не удалась: нам не дали денег. На мой взгляд, этот юбилей пропускать неправильно: вон, Украина оспаривает у нас право считаться родиной писателя. И почему-то у Франции деньги нашлись, чтобы поселить в гостиницу и заплатить суточные восемнадцати актерам и постановочной части, а в России не смогли заказать трейлеры, чтобы перевести декорации!.. В общем, мы не едем, хотя билеты проданы на три спектакля.

Хотя скажу вам честно, что пока мы просто в предчувствии страшного, то есть ничего плохого не случилось. Да, чиновники сейчас предупреждают – не планируйте новых постановок… Но вся эта неразбериха с законодательством и конкурсами началась задолго до кризиса. Еще до кризиса нас лишили всякой самостоятельности – такого не было даже в Советском Союзе. И хотя, начиная с 1998 года, нам выделяют определенную сумму на постановки, с каждым годом количество того, что можно на нее купить, уменьшается – инфляция!

Мария РЕВЯКИНА, генеральный директор фестиваля «Золотая маска»

– Как может поменяться театр изнутри, чтобы пережить кризис с минимальными потерями? Какие государство может предпринять административные или законодательные действия, чтобы облегчить театрам жизнь в кризис?

– Начну со второго вопроса. Государство может сделать много для облегчения жизни театров в кризис. Например, до сих пор театры вынуждены проводить мифические конкурсы и делать вид, что выбирают режиссера по сумме средств, которые он стоит, хотя этот вопрос, как любой другой художественный вопрос, в принципе не должен быть связан с тендерами. Я знаю, что недавно в Думе проходили обсуждения, и инициативная группа намерена внести предложение об изъятии театров из законодательного положения о тендерах. Это надо сделать обязательно. В принципе необходимо принять ряд законов, которые будут учитывать специфику театра и дадут ему возможность развиваться.

Нужно, чтобы государство обратило внимание на институт спонсорства, который у нас пока никакой – у нас нет никаких законов, позволяющих спонсорам вложить деньги в культуру или социальную сферу и получить налоговые льготы. Сейчас спонсорам невыгодно вкладывать деньги в культуру, и мы это уже почувствовали на себе, что и понятно: всем тяжело, и нашим спонсорам тоже.

Необходимо, чтобы соответствующие государственные структуры обратили внимание на развитие театрального менеджмента, на усовершенствование института директоров театра. Нынешняя система, которая не предусматривает ответственности руководителя за успешность или неуспешность деятельности театра, – никуда не годится. По нынешней системе не успешный руководитель может занимать свою должность до гробовой доски. Мне кажется, что театру пользы в этом нет никакой. Я думаю, что система, существующая на Западе, – предусматривающая ответственность, отчетность руководителя перед государством и теми, кто дает деньги, за результат своих действий, и административных, и творческих, – нужна и в России. Внедрение этой системы – многоступенчатый, сложный процесс, но он необходим.

Самим театрам также необходимо искать для работы в театрах грамотных менеджеров среднего звена. Для жизнедеятельности театра нужно проводить постоянную работу со зрителем, налаживать работу постановочной части, формировать атмосферу внутри коллектива – для театра очень важно, чтобы весь творческий коллектив чувствовал результат своей работы, у нас же зачастую никто ничего не понимает, что в театре происходит. Заниматься этим должны менеджеры среднего звена. Однако положение тут сложное не только в регионах, но и в Москве. Театральных менеджеров в России практически нет. И этой проблемой надо заниматься и на уровне самих театров, на уровне ВУЗов, и на уровне власти.

Кризис, конечно, тяжелое время, но, с другой стороны, это время для того, чтобы оптимизировать деятельность театров в том, что касается административной их части. Творческую же часть никакой кризис «оптимизировать» не может. Конечно, жить в кризис тяжело, но что делать? Надо жить в тех обстоятельствах, в которые мы все попали, надо друг другу помогать и делать свое дело так, чтобы оно было интересно всем.

Алексей МАЛОБРОДСКИЙ, директор театра «Школа драматического искусства»

– Всякий театр, существующий в традиционной для нашего русского репертуарного театра системе, обречен на поддержку государства. Таким образом, либо должна принципиально меняться идеология, либо государство все же должно нести взятое когда-то на себя бремя. Что касается «Школы», то в нашем бюджете изначально доля собственных доходов существенно меньше муниципальной дотации, следовательно, в период ужесточения финансовой ситуации мы оказываемся особенно зависимы от поддержки Правительства Москвы в лице Департамента Культуры. Это объясняется тем, что театр был задуман его основателем Анатолием Васильевым, прежде всего как исследовательская и экспериментальная площадка, для которой ключевым понятием и структурной единицей была «лаборатория». У нас небольшие залы, и даже, если удается играть два спектакля одновременно, общее количество зрителей в них намного меньше, чем в обычном московском театральном зале. Кроме того, наша репертуарная политика – литературный материал, сценический язык – не предполагает существенного увеличения цен на билеты. Следовательно, наши доходы заранее известны и весьма ограничены.

Из-за задержки финансирования мы вынуждены перенести сроки выпуска премьеры спектакля «Саломея» О.Уайльда. Мы планировали в мае провести наш постоянно действующий большой семинар «Собрание театров Содружества», договорились об участии с блистательными специалистами. Совместно с Международным Чеховским фестивалем задумали грандиозный проект к 150-летию Чехова. Эти и многие другие наши планы, увы, не могут быть реализованы без денег.

В то же время мои возможности маневра, гибкого реагирования на изменение финансовых условий сильно ограничены не только отсутствием денег, но и условиями Федерального закона №94, бюджетным кодексом, казначейской системой расчетов, необходимостью долгих согласований и тому подобным. Я не ропщу, но призываю понять, что контекст обусловлен ситуацией не только сегодняшнего дня. Все эти условия задают очень жесткий курс кораблю, которым я управляю. Так что я бы не стал соблазняться идеей, что театр сможет справиться с ситуацией самостоятельно и без художественных потерь.

Остается надеяться, что государство не оставит нас своим вниманием, и при необходимости глобального сокращения расходов в стране театр не окажется в числе первых, кому придется потуже затягивать ремень.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также