Сможет ли репертуарный театр существовать без финансовой поддержки государства?

 
Анатолий ШЛАУСТАС, директор Театра им. Н.В. Гоголя

– Конечно, театр не проживет без помощи государства. Выживаем мы в последние десять лет, а не живем. И с каждым годом все хуже и хуже. Спонсоров у нас нет. Во-первых, мы находимся в ужасном месте: отсутствуют хорошие подходы к театру, я вообще удивляюсь, что у нас аншлаги – театр спасает качество спектаклей. Во-вторых, в труппе отсутствуют медийные лица, а во многие театры нужная публика ходит из-за звезд. В общем, спонсоры просто так деньги не дают, но я уверен, что и те театры, у которых спонсоры есть, тоже сейчас могут пострадать, лишившись их.

Нашу новую премьеру – «Ночь перед Рождеством» – мы выпустили на средства прошедшего года: артист заболел, поэтому нам пришлось играть не в декабре, в январе. И со спектаклем этим не все радужно. Дело в том, что в этом году двести лет со дня рождения Гоголя, и уже 50 лет наш театр носит имя Гоголя. И надо же было такому случиться, что кризис этот грянул в юбилейный гоголевский год: не повезло и Гоголю, и нам. Мы ведь должны были ехать в Марсель на фестиваль русского искусства – в 2007-м мы с успехом играли там «Бешеные деньги» – и нынешнюю «Ночь перед Рождеством» ставили с расчетом на фестиваль. Но поездка не удалась: нам не дали денег. На мой взгляд, этот юбилей пропускать неправильно: вон, Украина оспаривает у нас право считаться родиной писателя. И почему-то у Франции деньги нашлись, чтобы поселить в гостиницу и заплатить суточные восемнадцати актерам и постановочной части, а в России не смогли заказать трейлеры, чтобы перевести декорации!.. В общем, мы не едем, хотя билеты проданы на три спектакля.

Хотя скажу вам честно, что пока мы просто в предчувствии страшного, то есть ничего плохого не случилось. Да, чиновники сейчас предупреждают – не планируйте новых постановок… Но вся эта неразбериха с законодательством и конкурсами началась задолго до кризиса. Еще до кризиса нас лишили всякой самостоятельности – такого не было даже в Советском Союзе. И хотя, начиная с 1998 года, нам выделяют определенную сумму на постановки, с каждым годом количество того, что можно на нее купить, уменьшается – инфляция!

Мария РЕВЯКИНА, генеральный директор фестиваля «Золотая маска»

– Как может поменяться театр изнутри, чтобы пережить кризис с минимальными потерями? Какие государство может предпринять административные или законодательные действия, чтобы облегчить театрам жизнь в кризис?

– Начну со второго вопроса. Государство может сделать много для облегчения жизни театров в кризис. Например, до сих пор театры вынуждены проводить мифические конкурсы и делать вид, что выбирают режиссера по сумме средств, которые он стоит, хотя этот вопрос, как любой другой художественный вопрос, в принципе не должен быть связан с тендерами. Я знаю, что недавно в Думе проходили обсуждения, и инициативная группа намерена внести предложение об изъятии театров из законодательного положения о тендерах. Это надо сделать обязательно. В принципе необходимо принять ряд законов, которые будут учитывать специфику театра и дадут ему возможность развиваться.

Нужно, чтобы государство обратило внимание на институт спонсорства, который у нас пока никакой – у нас нет никаких законов, позволяющих спонсорам вложить деньги в культуру или социальную сферу и получить налоговые льготы. Сейчас спонсорам невыгодно вкладывать деньги в культуру, и мы это уже почувствовали на себе, что и понятно: всем тяжело, и нашим спонсорам тоже.

Необходимо, чтобы соответствующие государственные структуры обратили внимание на развитие театрального менеджмента, на усовершенствование института директоров театра. Нынешняя система, которая не предусматривает ответственности руководителя за успешность или неуспешность деятельности театра, – никуда не годится. По нынешней системе не успешный руководитель может занимать свою должность до гробовой доски. Мне кажется, что театру пользы в этом нет никакой. Я думаю, что система, существующая на Западе, – предусматривающая ответственность, отчетность руководителя перед государством и теми, кто дает деньги, за результат своих действий, и административных, и творческих, – нужна и в России. Внедрение этой системы – многоступенчатый, сложный процесс, но он необходим.

Самим театрам также необходимо искать для работы в театрах грамотных менеджеров среднего звена. Для жизнедеятельности театра нужно проводить постоянную работу со зрителем, налаживать работу постановочной части, формировать атмосферу внутри коллектива – для театра очень важно, чтобы весь творческий коллектив чувствовал результат своей работы, у нас же зачастую никто ничего не понимает, что в театре происходит. Заниматься этим должны менеджеры среднего звена. Однако положение тут сложное не только в регионах, но и в Москве. Театральных менеджеров в России практически нет. И этой проблемой надо заниматься и на уровне самих театров, на уровне ВУЗов, и на уровне власти.

Кризис, конечно, тяжелое время, но, с другой стороны, это время для того, чтобы оптимизировать деятельность театров в том, что касается административной их части. Творческую же часть никакой кризис «оптимизировать» не может. Конечно, жить в кризис тяжело, но что делать? Надо жить в тех обстоятельствах, в которые мы все попали, надо друг другу помогать и делать свое дело так, чтобы оно было интересно всем.

Алексей МАЛОБРОДСКИЙ, директор театра «Школа драматического искусства»

– Всякий театр, существующий в традиционной для нашего русского репертуарного театра системе, обречен на поддержку государства. Таким образом, либо должна принципиально меняться идеология, либо государство все же должно нести взятое когда-то на себя бремя. Что касается «Школы», то в нашем бюджете изначально доля собственных доходов существенно меньше муниципальной дотации, следовательно, в период ужесточения финансовой ситуации мы оказываемся особенно зависимы от поддержки Правительства Москвы в лице Департамента Культуры. Это объясняется тем, что театр был задуман его основателем Анатолием Васильевым, прежде всего как исследовательская и экспериментальная площадка, для которой ключевым понятием и структурной единицей была «лаборатория». У нас небольшие залы, и даже, если удается играть два спектакля одновременно, общее количество зрителей в них намного меньше, чем в обычном московском театральном зале. Кроме того, наша репертуарная политика – литературный материал, сценический язык – не предполагает существенного увеличения цен на билеты. Следовательно, наши доходы заранее известны и весьма ограничены.

Из-за задержки финансирования мы вынуждены перенести сроки выпуска премьеры спектакля «Саломея» О.Уайльда. Мы планировали в мае провести наш постоянно действующий большой семинар «Собрание театров Содружества», договорились об участии с блистательными специалистами. Совместно с Международным Чеховским фестивалем задумали грандиозный проект к 150-летию Чехова. Эти и многие другие наши планы, увы, не могут быть реализованы без денег.

В то же время мои возможности маневра, гибкого реагирования на изменение финансовых условий сильно ограничены не только отсутствием денег, но и условиями Федерального закона №94, бюджетным кодексом, казначейской системой расчетов, необходимостью долгих согласований и тому подобным. Я не ропщу, но призываю понять, что контекст обусловлен ситуацией не только сегодняшнего дня. Все эти условия задают очень жесткий курс кораблю, которым я управляю. Так что я бы не стал соблазняться идеей, что театр сможет справиться с ситуацией самостоятельно и без художественных потерь.

Остается надеяться, что государство не оставит нас своим вниманием, и при необходимости глобального сокращения расходов в стране театр не окажется в числе первых, кому придется потуже затягивать ремень.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт Чечни усилит контроль над артистами

    Во вторник, 16 июля, Министерство культуры Чеченской республики заявило, что будет выявлять артистов, чьи видеозаписи выступлений публикуются в интернете, а репертуар при этом не согласован с властями. По мнению главы министерства Хож-Бауди Дааева, в Сети возросло количество роликов, которые вредят имиджу чеченского народа. ...
  • Театр «Геликон-опера» объявил о редкой вакансии

    Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана 16 сентября проведет конкурс, цель которого – отобрать артистов оркестра в группу труб. Как сообщается на официально сайте театра, заявки для участия в конкурсе принимаются до 12 сентября по электронной почте tatatisha@mail. ...
  • Масляева вернулась в театр «У Никитских ворот»

    Экс-бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву, обвиняемую в хищении бюджетных средств, отпустили из-под домашнего ареста под подписку о невыезде. По словам ее адвоката Юрия Ефименкова, Масляева уже вышла на работу в театр «У Никитских ворот», где работала незадолго до своего ареста. ...
  • Жители Челябинска могут стать актерами Камерного театра

    Челябинский Камерный театр готовит спектакль по киносценарию Леонида Филатова «Сукины дети». Для этой постановки театр проведет кастинг и соберет новый коллектив. Главное условие для артистов – отсутствие театрального образования, поэтому принять участие в конкурсе сможет любой житель Челябинска. ...
Читайте также