Ирина Корчевникова: «Мы решили восстановить справедливость»

 
21 марта отмечается Международный день кукольника. Специально к этому событию Театр кукол им. Образцова организовал собственную награду, которой будут отмечены 16 сотрудников, отдавшие сцене больше 40 лет своей жизни. В преддверии церемонии «Театрал» поговорил о нынешней жизни театра с директором Ириной КОРЧЕВНИКОВОЙ.  
 
Ирина Леондидовна, хотелось бы посвятить наш разговор тому, как сегодня живет и развивается Театр Сергея Образцова…
– Когда я сюда пришла, меня поразили многие вещи. Например, я даже не предполагала, что здесь настолько технологически оснащенная сцена. Я, как обыватель, считала, что театр кукол – это ширма, две палки, две тряпки, три куклы. А когда стала вникать, то оказалось, что это пространство, где есть штанкетные подъемы, софиты, подъемно-опускные площадки, мостики, потрясающее осветительное оборудование. То есть это полноценный театр, только в центре внимания здесь – кукла. Сегодня у нас ставится достаточно серьезная драматургия, но к сожалению, об этом не все знают.
 
Наверное, о театре мало писали?
– Просто по инерции считалось, что в Театре им. Образцова давно устоявшаяся жизнь, своя «система координат», а потому он не нуждается в рекламе. Это ведь бренд – Театр им. Образцова. Даже до того, как он сюда переехал, а был еще на Маяковке, то были и ночные очереди за билетами, и запись. Потом театр переехал на Садовое, появились знаменитые часы и вроде не нужно было заниматься ни фасадом, ни какой-то другой пропагандой.
 
В условиях высокой конкуренции, как сегодня привлекаете зрителей?
– Наступило такое время, когда без рекламы очень сложно прожить. И Большой театр, и Театр им. Вахтангова (одни из лучших сегодня театров) все равно озабочены этим вопросами.  
 
Мы начали с элементарного. С театрально-концертной афиши, которую сейчас уже и не вывешивают, а когда я сюда пришла, она еще была, но в ней почему-то не было Театра им. Образцова. Я задала вопрос: «Почему нас в афише нет? Это ведь имидж». И начали с этого, а потом появились в СМИ…
 
Сейчас на рекламу мы тратим деньги, довольно существенные, благодаря чему заявили, что живы и очень даже неплохо развиваемся. Ведь были случаи, когда меня спрашивали: «А что, разве Театр кукол Образцова еще существует?»
 
Но при этом, подчеркиваю, наш театр никогда не пустовал. Может быть, аншлагов и не было, хотя «Необыкновенный концерт» никогда не нуждался в рекламе, даже сейчас на этом спектакле всегда полный зал. Та же история с «Божественной комедией». Но все новые спектакли требуют определенной информационной поддержки. И мы ее разработали и используем по возможности все, что сегодня существует в мире интернета и бумажных изданий. Ведь конкуренция – огромная!
 
Мы и сейчас в каникулы играем по 4-5 спектакля в день, хотя во многих театрах появился достаточно сильный детский репертуар.
 
Как удается играть так много?
–  Мы отличаемся театров драмы тем, что спектакли у нас не такие длинные. «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия» идут 2 часа с антрактом. Остальные примерно 1,5 часа. Есть спектакли 50-минутные, есть для малышей – 30 минут. К тому же, у нас теперь три площадки. Мы открыли третью сцену на 45 мест, и она очень востребована, практически все спектакли распродаются очень быстро.
 
Кроме того, мы поменяли режим работы кассы. Раньше она работала до семи часов вечера, а в каникулы – до последнего вечернего антракта. Когда я прихожу в Театр им. Вахтангова, вижу, что там и перед спектаклем, и в антракте в фойе продаются билеты. Это правильно. В Художественном театре – то же самое. Я считаю, что очень удобно, когда зритель может воспользоваться тем, что он пришел в театр и купил билеты на следующий раз. В РАМТе третья касса вынесена в фойе. Думаю, со временем, мы это тоже сделаем. Когда мама с ребенком вместе подходят и выбирают билет, в этом есть важный воспитательный момент…
 
А если говорить о руководстве театра. Что изменилось за последние годы?
– Здесь долго не было главного режиссера. В 1992 году ушел из жизни Сергей Владимирович, а преемника не оставил. И театр долгое время был директорским, что неправильно.  
 
Когда я выиграла конкурс на пост директора Театра им. Образцова, я пообещала, что первым делом я найду главного режиссера. А так как Боря Константинов здесь уже поставил два спектакля, и его подход, его фантазия всем понравились, то все решили, что он и будет самым лучшим главным режиссером. Сейчас в театре идет несколько спектаклей Константинова. Его «Аленький цветочек» – это не просто сказка, а народный сказ, естественно, в кукольном воплощении. И дети (спектакль рассчитан на возраст 9-11 лет) с большим интересом его смотрят.
 
У вас есть спектакли и вовсе для взрослых – например, «Старый сеньор» по рассказам Маркеса…
– И Сергей Владимирович Образцов тоже ставил много спектаклей для взрослых. Но у него это была скорее «ирония по поводу». И тогда в 1960-е годы на сцене были только куклы. Живой план, как правило, отсутствовал. За исключением, конечно, «Божественной комедии». А сейчас у нас изменился подход к постановкам для взрослых. Мы берем серьезную драматургию. «Фигаро» по жанру комедия, но это же серьезная драматургия. Она многословна. И, конечно, в таких постановках происходит синтез актера и куклы. И так как Борис Константинов владеет и искусством театра куклы, и драматическим, потому что у него двойное образование (он после «драмы» получил образование режиссера-кукольника), то он очень органично сочетает два этих направления.
 
А есть спектакли, где только уникальные куклы. Например, «Старый сеньор», о котором вы вспомнили. Это дебют замечательного художника Виктора Никоненко. Теперь он, как художник, уже трижды лауреат «Золотой маски». А за этот спектакль наши актеры получили четыре «Маски». Это классический для кукольного театра «черный кабинет» и огромные, куклы, больше человеческого роста, каждую куклу ведут четыре человека. Это очень красивый спектакль, в котором три новеллы Маркеса, перетекают одна в другую. Постановка длится час десять минут, и весь спектакль на сцене звучит живая музыка – играет талантливый саксофонист, ученик Алексея Козлова Иван Дыма.
 
Конечно, на серьезную драматургию труднее реализовать билеты. Но сейчас на «Фигаро» – аншлаги. И «Старый сеньор», который раз в месяц идет на Малой сцене, собирает полный зал.  
 
Скоро у нас появится еще одна серьезная постановка для взрослых, но детский репертуар, безусловно, превалирует. К Новому году у нас появился свой «Щелкунчик», поставленный Андреем Лучиным, который замечательную музыку Чайковского сделал одним из главных действующих лиц.
 
Внучка Сергея Владимировича – Екатерина Образцова продолжает творческую династию и работает у нас режиссером-постановщиком. Ее новая работа – премьера этого сезона – «Дон Кихот». А также в прошлом сезоне она поставила «Три поросенка» – очень востребованный спектакль.  У него возрастная категория «0+».
 
Кстати, а кто устанавливает возрастную маркировку на спектакли? 
– В процессе работы мы советуемся с режиссером. Но с маркировкой всегда возникают трудности. Например, мы поняли, что «Синяя птица – это примерно для детей от 9 лет. Мы поставили «9+». Но если мы отдаем в рекламу, то, согласно общепринятым нормативам, они «9+» исправляют на «6+», потому что официально в детском театре заведено только четыре градации «0+», «6+», «12+» и «16+». Это же неправильно! Вот, например, сейчас «Щелкунчик» должен быть от 5 и выше. Нам поставили «0+», мы попросили, чтоб сделали тогда «6+». Мы для своей афиши ставим свои маркировки, а как только идет в официальную рекламу, они сами исправляют. Кстати, многие ответственные родители звонят нам в театр перед тем как купить билеты – уточняют, что лучше подойдет по возрасту.
 
У вас работает много молодых актеров. Как пополняется труппа?
– К сожалению, Москва не имеет своей внятной кукольной школы в отличие от Санкт-Петербурга. Там факультет, которым руководит Николай Петрович Наумов, готовит актеров, режиссеров и художников-технологов для театров кукол.  В Воронеже и в Нижнем Новгороде выпускают актеров, режиссеров-кукольников, но технологов-кукольников выпускает только Санкт-Петербург. И возникла очень сложная ситуация: в основном, к нам приходят показываться актеры драматического направления. И здесь заново начинается их обучение, потому что водить куклу очень трудно, и у всех это получится. Бывает, что кто-то отработает сезон и уходит, но кто-то находит здесь свое призвание.
 
А сейчас мы ведем переговоры с руководством ГИТИСа, чтобы открыть профильный курс. Это было бы замечательно, потому что у них потрясающая общеобразовательная база, а все специальные предметы, включая танец, движение, кукловождение и даже технологию, – все это можно изучать у нас. У нас прекрасные мастерские в основном здании, а в соседнем здании на нашей территории, в основу которого еще в 1984 году Сергей Владимирович заложил первый камень, но оно так и не успело поработать по своему прямому предназначению, как учебная база театра, есть прекрасные аудитории, где мы проводим конференции, мастер-классы, репетиции. Открыли Третью сцену, где играем спектакли, с предназначением быть также и учебной сценой в будущем. Планы интересные, но и здесь есть вопрос финансирования учебного процесса. Пока что это сложно.
 
Артисты кукольного театра часто остаются «за кадром» и к сожалению, не так известны, как их коллеги из театра драматического…
– Да, «заширмовых» артистов мало кто знает. Даже тех, кто 50 лет проработал с самим Образцовым. Но мы в рамках нашего коллектива решили восстановить справедливость, учредив свою актерскую награду. И 21 марта первые 16 человек, из тех, кто проработал в театре более 40 лет, получат именной серебряный знак с изображением руки с шариком на указательном пальце – символ Театра кукол.
 
Конечно, мы не первооткрыватели. У мхатовцев, тоже принято вручать «Чайки» за многолетнюю работу. Этот знак был задуман Станиславским и Немировичем-Данченко. Но впервые золотая «Чайка» появилась как подарок Чехова Ольге Леонардовне Книппер. А потом возникла идея награждать актеров – как символ того, что ты принят в ряды мхатовцев. А у нас теперь свой знак – Рука с шариком на пальце.
 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
Читайте также


Читайте также

  • Анатолий Адоскин: «Это было мне предназначено…»

    Актер Анатолий Адоскин в четверг, 23 ноября, отмечает 90-летие. Уже более 50 лет он работает в Театре имени Моссовета и успешно снимается в кино. Но сам актер главным в своей жизни считает исследовательскую работу, изучение творчества поэтов пушкинской поры. ...
  • Дмитрий Хворостовский: «Красивый голос – это только аванс»

    После двух с половиной лет борьбы с тяжелым заболеванием Дмитрий Хворостовский ушел из жизни в ночь на 22 ноября на 56-м году жизни. В память о выдающемся баритоне, чей талант вызывал восторг и согревал сердца, хочется напомнить интервью артиста «Театралу». ...
  • Эймунтас Някрошюс: «Надо ценить ежедневную жизнь»

    Во вторник, 21 ноября, Эймунтас Някрошюс отмечает 65-летие. По случаю юбилея «Театрал» приводит фрагаменты интервью режиссера нашему изданию.   О судьбе …Мне действительно повезло. Как-то все совпало. Как, бывает, выигрываешь в лотерее. ...
  • «Аморальность политиков – вот что особенно опасно»

    Вечером в понедельник, 20 ноября, в Театре им. Вахтангова пройдет вечер памяти народного артиста СССР Михаила Ульянова. Впрочем, вспоминают его не только в родном театре. Союз театральных деятелей, например, подготовил большую фотовыставку в память о своем экс-председателе (1986-1996). ...
Читайте также