Ирина Корчевникова: «Мы решили восстановить справедливость»

 
21 марта отмечается Международный день кукольника. Специально к этому событию Театр кукол им. Образцова организовал собственную награду, которой будут отмечены 16 сотрудников, отдавшие сцене больше 40 лет своей жизни. В преддверии церемонии «Театрал» поговорил о нынешней жизни театра с директором Ириной КОРЧЕВНИКОВОЙ.  
 
Ирина Леондидовна, хотелось бы посвятить наш разговор тому, как сегодня живет и развивается Театр Сергея Образцова…
– Когда я сюда пришла, меня поразили многие вещи. Например, я даже не предполагала, что здесь настолько технологически оснащенная сцена. Я, как обыватель, считала, что театр кукол – это ширма, две палки, две тряпки, три куклы. А когда стала вникать, то оказалось, что это пространство, где есть штанкетные подъемы, софиты, подъемно-опускные площадки, мостики, потрясающее осветительное оборудование. То есть это полноценный театр, только в центре внимания здесь – кукла. Сегодня у нас ставится достаточно серьезная драматургия, но к сожалению, об этом не все знают.
 
Наверное, о театре мало писали?
– Просто по инерции считалось, что в Театре им. Образцова давно устоявшаяся жизнь, своя «система координат», а потому он не нуждается в рекламе. Это ведь бренд – Театр им. Образцова. Даже до того, как он сюда переехал, а был еще на Маяковке, то были и ночные очереди за билетами, и запись. Потом театр переехал на Садовое, появились знаменитые часы и вроде не нужно было заниматься ни фасадом, ни какой-то другой пропагандой.
 
В условиях высокой конкуренции, как сегодня привлекаете зрителей?
– Наступило такое время, когда без рекламы очень сложно прожить. И Большой театр, и Театр им. Вахтангова (одни из лучших сегодня театров) все равно озабочены этим вопросами.  
 
Мы начали с элементарного. С театрально-концертной афиши, которую сейчас уже и не вывешивают, а когда я сюда пришла, она еще была, но в ней почему-то не было Театра им. Образцова. Я задала вопрос: «Почему нас в афише нет? Это ведь имидж». И начали с этого, а потом появились в СМИ…
 
Сейчас на рекламу мы тратим деньги, довольно существенные, благодаря чему заявили, что живы и очень даже неплохо развиваемся. Ведь были случаи, когда меня спрашивали: «А что, разве Театр кукол Образцова еще существует?»
 
Но при этом, подчеркиваю, наш театр никогда не пустовал. Может быть, аншлагов и не было, хотя «Необыкновенный концерт» никогда не нуждался в рекламе, даже сейчас на этом спектакле всегда полный зал. Та же история с «Божественной комедией». Но все новые спектакли требуют определенной информационной поддержки. И мы ее разработали и используем по возможности все, что сегодня существует в мире интернета и бумажных изданий. Ведь конкуренция – огромная!
 
Мы и сейчас в каникулы играем по 4-5 спектакля в день, хотя во многих театрах появился достаточно сильный детский репертуар.
 
Как удается играть так много?
–  Мы отличаемся театров драмы тем, что спектакли у нас не такие длинные. «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия» идут 2 часа с антрактом. Остальные примерно 1,5 часа. Есть спектакли 50-минутные, есть для малышей – 30 минут. К тому же, у нас теперь три площадки. Мы открыли третью сцену на 45 мест, и она очень востребована, практически все спектакли распродаются очень быстро.
 
Кроме того, мы поменяли режим работы кассы. Раньше она работала до семи часов вечера, а в каникулы – до последнего вечернего антракта. Когда я прихожу в Театр им. Вахтангова, вижу, что там и перед спектаклем, и в антракте в фойе продаются билеты. Это правильно. В Художественном театре – то же самое. Я считаю, что очень удобно, когда зритель может воспользоваться тем, что он пришел в театр и купил билеты на следующий раз. В РАМТе третья касса вынесена в фойе. Думаю, со временем, мы это тоже сделаем. Когда мама с ребенком вместе подходят и выбирают билет, в этом есть важный воспитательный момент…
 
А если говорить о руководстве театра. Что изменилось за последние годы?
– Здесь долго не было главного режиссера. В 1992 году ушел из жизни Сергей Владимирович, а преемника не оставил. И театр долгое время был директорским, что неправильно.  
 
Когда я выиграла конкурс на пост директора Театра им. Образцова, я пообещала, что первым делом я найду главного режиссера. А так как Боря Константинов здесь уже поставил два спектакля, и его подход, его фантазия всем понравились, то все решили, что он и будет самым лучшим главным режиссером. Сейчас в театре идет несколько спектаклей Константинова. Его «Аленький цветочек» – это не просто сказка, а народный сказ, естественно, в кукольном воплощении. И дети (спектакль рассчитан на возраст 9-11 лет) с большим интересом его смотрят.
 
У вас есть спектакли и вовсе для взрослых – например, «Старый сеньор» по рассказам Маркеса…
– И Сергей Владимирович Образцов тоже ставил много спектаклей для взрослых. Но у него это была скорее «ирония по поводу». И тогда в 1960-е годы на сцене были только куклы. Живой план, как правило, отсутствовал. За исключением, конечно, «Божественной комедии». А сейчас у нас изменился подход к постановкам для взрослых. Мы берем серьезную драматургию. «Фигаро» по жанру комедия, но это же серьезная драматургия. Она многословна. И, конечно, в таких постановках происходит синтез актера и куклы. И так как Борис Константинов владеет и искусством театра куклы, и драматическим, потому что у него двойное образование (он после «драмы» получил образование режиссера-кукольника), то он очень органично сочетает два этих направления.
 
А есть спектакли, где только уникальные куклы. Например, «Старый сеньор», о котором вы вспомнили. Это дебют замечательного художника Виктора Никоненко. Теперь он, как художник, уже трижды лауреат «Золотой маски». А за этот спектакль наши актеры получили четыре «Маски». Это классический для кукольного театра «черный кабинет» и огромные, куклы, больше человеческого роста, каждую куклу ведут четыре человека. Это очень красивый спектакль, в котором три новеллы Маркеса, перетекают одна в другую. Постановка длится час десять минут, и весь спектакль на сцене звучит живая музыка – играет талантливый саксофонист, ученик Алексея Козлова Иван Дыма.
 
Конечно, на серьезную драматургию труднее реализовать билеты. Но сейчас на «Фигаро» – аншлаги. И «Старый сеньор», который раз в месяц идет на Малой сцене, собирает полный зал.  
 
Скоро у нас появится еще одна серьезная постановка для взрослых, но детский репертуар, безусловно, превалирует. К Новому году у нас появился свой «Щелкунчик», поставленный Андреем Лучиным, который замечательную музыку Чайковского сделал одним из главных действующих лиц.
 
Внучка Сергея Владимировича – Екатерина Образцова продолжает творческую династию и работает у нас режиссером-постановщиком. Ее новая работа – премьера этого сезона – «Дон Кихот». А также в прошлом сезоне она поставила «Три поросенка» – очень востребованный спектакль.  У него возрастная категория «0+».
 
Кстати, а кто устанавливает возрастную маркировку на спектакли? 
– В процессе работы мы советуемся с режиссером. Но с маркировкой всегда возникают трудности. Например, мы поняли, что «Синяя птица – это примерно для детей от 9 лет. Мы поставили «9+». Но если мы отдаем в рекламу, то, согласно общепринятым нормативам, они «9+» исправляют на «6+», потому что официально в детском театре заведено только четыре градации «0+», «6+», «12+» и «16+». Это же неправильно! Вот, например, сейчас «Щелкунчик» должен быть от 5 и выше. Нам поставили «0+», мы попросили, чтоб сделали тогда «6+». Мы для своей афиши ставим свои маркировки, а как только идет в официальную рекламу, они сами исправляют. Кстати, многие ответственные родители звонят нам в театр перед тем как купить билеты – уточняют, что лучше подойдет по возрасту.
 
У вас работает много молодых актеров. Как пополняется труппа?
– К сожалению, Москва не имеет своей внятной кукольной школы в отличие от Санкт-Петербурга. Там факультет, которым руководит Николай Петрович Наумов, готовит актеров, режиссеров и художников-технологов для театров кукол.  В Воронеже и в Нижнем Новгороде выпускают актеров, режиссеров-кукольников, но технологов-кукольников выпускает только Санкт-Петербург. И возникла очень сложная ситуация: в основном, к нам приходят показываться актеры драматического направления. И здесь заново начинается их обучение, потому что водить куклу очень трудно, и у всех это получится. Бывает, что кто-то отработает сезон и уходит, но кто-то находит здесь свое призвание.
 
А сейчас мы ведем переговоры с руководством ГИТИСа, чтобы открыть профильный курс. Это было бы замечательно, потому что у них потрясающая общеобразовательная база, а все специальные предметы, включая танец, движение, кукловождение и даже технологию, – все это можно изучать у нас. У нас прекрасные мастерские в основном здании, а в соседнем здании на нашей территории, в основу которого еще в 1984 году Сергей Владимирович заложил первый камень, но оно так и не успело поработать по своему прямому предназначению, как учебная база театра, есть прекрасные аудитории, где мы проводим конференции, мастер-классы, репетиции. Открыли Третью сцену, где играем спектакли, с предназначением быть также и учебной сценой в будущем. Планы интересные, но и здесь есть вопрос финансирования учебного процесса. Пока что это сложно.
 
Артисты кукольного театра часто остаются «за кадром» и к сожалению, не так известны, как их коллеги из театра драматического…
– Да, «заширмовых» артистов мало кто знает. Даже тех, кто 50 лет проработал с самим Образцовым. Но мы в рамках нашего коллектива решили восстановить справедливость, учредив свою актерскую награду. И 21 марта первые 16 человек, из тех, кто проработал в театре более 40 лет, получат именной серебряный знак с изображением руки с шариком на указательном пальце – символ Театра кукол.
 
Конечно, мы не первооткрыватели. У мхатовцев, тоже принято вручать «Чайки» за многолетнюю работу. Этот знак был задуман Станиславским и Немировичем-Данченко. Но впервые золотая «Чайка» появилась как подарок Чехова Ольге Леонардовне Книппер. А потом возникла идея награждать актеров – как символ того, что ты принят в ряды мхатовцев. А у нас теперь свой знак – Рука с шариком на пальце.
 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Ночь театров»-2017

    Общегородская акция «Ночь театров» по традиции состоится в канун Международного дня театра, который отмечается 27 марта. Как ранее сообщал «Театрал», старт акции будет дан на Московском культурном форуме. ...
  • Валерий Фокин: «Мы теряем человеческий облик»

    В С.-Петербурге в главном штабе Эрмитажа состоялся круглый стол на тему «Ответственность перед культурой», главными спикерами которого стали художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский. ...
  • Прерванный полёт

    В среду, 29 марта, в 14 часов в портретном фойе МХТ им. Чехова состоится презентация книги, посвященной Марине Голуб – актрисы, чья жизнь трагически оборвалась 9 октября 2012 года.   В память о Марине Григорьевне Художественный театр и дочь актрисы Анастасия Голуб решили собрать воспоминания. ...
  • «Худсоветы будут тормозить работу театра»

    В четверг, 16 марта, на заседании экспертной комиссии по театру зампредседателя Общественного совета предложил возродить в театрах худсоветы которые, как и в советское время, принимали бы решение «о допуске произведения к массовому зрителю». ...
Читайте также


Читайте также

  • Вячеслав Стародубцев: «Самое главное – люди, а не скандалы»

    В понедельник, 27 марта,  на должность главного режиссера Новосибирского театра оперы и балета назначили Вячеслава Стародубцева. Его сотрудничество с коллективом началось в феврале 2016 года. Вместе с музыкальным руководителем и главным дирижером Дмитрием Юровским в течение года он выпустил в Новосибирске четыре полномасштабные премьеры: «Турандот», «Аиду», спектакль «Пиковая дама. ...
  • Наталья Наумова: «С раннего детства помню ощущение: где мама, там – дом».

    Первое воспоминание о маме связано со съемками кинокартины. Мне был всего год. Это был фильм Алова и Наумова «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Меня, малышку, бабушка принесла к родителям на площадку. Все говорят, что я этого помнить не могу, но у меня полное ощущение, что помню: снимали сцену гадания Неле, маму с развевающимися волосами и огромный ветродуй. ...
  • Старейшему актеру ЦАТРа исполнилось 95 лет

    Помимо множества заслуг у Александра Петрова есть одна, которой он особенно дорожит – фронтовик. Тогда, летом 1941 года ему, 19-летнему рабочему фабрики «Красный октябрь», полагалась бронь, но, как и большинство сверстников, он направился в военкомат и настоял на том, чтобы его раньше времени взяли в армию. ...
  • Евгения Симонова: «Не люблю премьерные спектакли…»

    Актриса Театра им. Маяковского Евгения Симонова – из тех людей, кто не любит шумихи вокруг собственных дел. Вот и на сей раз согласилась на интервью лишь при условии, что разговор пойдет не столько о ней, сколько о природе актерского творчества, сотканной из загадок и противоречий. ...
Читайте также