Ибсен на сценах Москвы и Питера

 
Сегодня, 20 марта, в день рождения Генрика Ибсена «Театрал» рассказывает о постановках его пьес, идущих сейчас в Москве и Санкт-Петербурге.

Генрик Ибсен был истинным кумиром русской интеллигенции в начале ХХ века. Его не только ставили лучшие театры – о нем наперебой писали Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Дмитрий Мережковский. Причина его популярности – не только в том, что Ибсена называли отцом новой драмы. Его пьесы хороши не только своим новаторством — они отмечены глубоким драматическим талантом автора.

«Пер Гюнт»

Ленком

«Пер Гюнт – драматическая новость на стыке XIX и XX веков, утверждавшая основы экзистенциализма, - говорит режиссер спектакля Марк Захаров. – Чуть упрощая проблему, скажем, что Пер Гюнт взаимодействует не с отдельными персонажами – он взаимодействует со Вселенной. Весь окружающий его мир – главный партнер Пер Гюнта. Мир, постоянно видоизменяясь, по-разному атакует его сознание, а он в этом веселом водовороте ищет только одну, единственную, ему принадлежащую Дорогу.

 Мне интересен Пер Гюнт, может быть, потому, что я прошел «точку невозврата» и реально ощутил, что жизнь не бесконечна, как мне казалось в детстве и даже по окончании Театрального института. Теперь можно посмотреть на собственную жизнь, как на шахматную доску и понять – по каким квадратам проходил мой путь, что я обходил и во что встревал, иногда сожалея потом о случившемся. Главное – правильно начать, а самое главное – еще понять, где оно, твое Начало. Как угадать свой единственный возможный путь по лабиринтам жизненных обстоятельств и собственных убеждений, если они у тебя есть…  А если – нет? Найти! Сформировать! Выявить из недр подсознания, поймать в космической безразмерности . . .  Но иногда уже найденное ускользает из рук, покидает душу, обращаясь в мираж, и тогда предстоит новый мучительный поиск в хаосе событий, надежд, тлеющих воспоминаний и запоздалых молитв».

Ближайшие спектакли: 27 марта, 20 апреля, 11 мая
 
«Враг народа»

МДТ- театр Европы


Пьесу «Враг народа» с сюжетом о том, как доктор из маленького городка-курорта, сделав «невыгодное» для родного края открытие, становится неугоден большинству своих соседей, Генрик Ибсен написал более 130-ти лет назад. Автор воплотил в ней свои антибуржуазные, антидемократические и гуманистические идеи, противопоставляя исключительную, «абсолютно одинокую» личность низменной толпе.

«Пьесу, как всегда в МДТ, репетировали сначала в авторском полном варианте, потом постепенно отсекалось лишнее. Перед каждой репетицией исполнителям выдавался новый вариант текста и 15 минут на ознакомление… И в результате, сократившись почти вдвое, пьеса Ибсена по концентрации смыслов обрела разящую силу философского высказывания о времени и о себе. Мы привыкли, что политический спектакль разоблачает каких-нибудь неприятных «их» – правителей, чиновников, людей при должности и портфеле. На «Враге народа» Лев Додин выстраивает центральную мизансцену так, что весь зрительный зал становится той городской толпой», - написала театровед Ольга Егошина о премьере.

«Враг народа» – спектакль о противостоянии морали толпы и этики свободного человека; спектакль, задевающий каждого, кто молчал «из соображений корпоративной этики», нежелания выносить сор из избы или боязни пойти против своего сообщества…

Аскетичный по постановочным средствам (о самом главном нельзя говорить слишком цветисто), спектакль только один раз взрывается цветом и звуком. Звон разбиваемых разгневанной толпой стекол дома Стокмана звучит как канонада… И синий мертвенный потусторонний свет в финальной сцене освещает одинокую фигуру Стокмана (Курышева), который сидит среди опустевшего пространства, придавленный самым тяжелым искушением в жизни – искушением власти, и печально констатирует: «Самый сильный человек – тот, кто абсолютно одинок»…

Ближайший спектакль: 2 апреля

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
  • «Никто не советовался ни со мной, ни с труппой»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Центрального театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального  спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкультуры определит кадровые потребности в образовательных учреждениях

    Министерство культуры в 2019 году запустит исследование, которое определит потребности в кадрах всех учреждений художественного образования. Об этом заявил Владимир Мединский на заседании рабочей группы по развитию детских школ искусств. ...
  • Губернский театр готовится к «Фабрике Станиславского»

    С 7 по 16 июня в Москве и Подмосковье пройдет II Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского». В программе – показы спектаклей из регионов, практические занятия для студентов театральных вузов, лекции и семинары по истории русского театра. ...
  • В Доме-музее Ермоловой появятся новые экспозиции

    Дом-музей Марии Ермоловой, расположенный на Тверском бульваре, может расширить свои экспозиционные площади. Об этом сообщил глава Департамента музеев Минкультуры РФ Владислав Кононов в ходе акции «Ночь музеев». «Это замечательный музей в центре Москвы, уникальная городская усадьба с уютным внутренним двориком. ...
  • В Москве отреставрируют здание театра «Габима»

    Старинный дом №6 в Нижнем Кисловском переулке, построенный в 1860 году, обретет свой исторический облик: его избавят от возведенного в советское время третьего этажа, а также вернут архитектурные черты былого театра. Дело в том, что первоначальный владелец здания (статский советник Петр Секретарев) устроил на первом этаже здания любительский театр с залом на 300 мест. ...
Читайте также