Сергей Шуб: «Русским театрам нужна консолидация»

 
В декабре в рамках V Международного культурного форума в С.-Петербурге проходил Круглый стол «Содружество культур – содружество наций», на котором руководители театров русского зарубежья, представители Минкульта, СТД и целого ряда других организаций решили создать Ассоциацию русских театров зарубежья.
 
О необходимости такого объединяющего органа «Театрал» писал не раз. Об этом на протяжении уже нескольких лет говорят и герои нашей постоянной рубрики «Русский театр за рубежом».

Цели и задачи Ассоциации, ее устав будут обсуждаться 6 и 7 апреля – в рамках специального Учредительного съезда, которым откроется XIX Международный театральный фестиваль стран СНГ и Балтии. Площадкой форума по традиции станет театр-фестиваль «Балтийский дом». Подробнее о предстоящем мероприятии «Театралу» рассказал генеральный директор «Балтийского дома» Сергей ШУБ.
 
– Сергей Григорьевич, ваш фестиваль вот уже два десятилетия подряд объединяет театры стран СНГ и Балтии. После распада СССР миссия поистине непростая. Есть ли какие-то трудности в его организации?
– Начну с того, что наш фестиваль старейший. Первоначально мы замышляли проводить его каждые два года, но после нашего обращения в Правительство Российской Федерации, когда нас поддержала Валентина Ивановна Матвиенко (и финансово, и организационно), мы проводим «Встречи в России» ежегодно.

Постепенно география фестиваля расширяется. Помимо таких корифеев, как Рижский русский театр им. Михаила Чехова, театры из Эстонии, Грузии, Казахстана, Узбекистана, у фестиваля появляются новые участники, что, конечно, отрадно. Но есть и проблемы. Чем дольше проходит времени с момента распада СССР, тем больше нарастает потребность чаще встречаться. Русскоязычные коллективы живут, как правило, в закрытом пространстве. Скажем, в Армении, актеры играют на русском, но в повседневной жизни общаются на национальном языке. В дальнем зарубежье ситуация еще сложнее. Там небольшие труппы и все они, в основном, любительские.

Условия существования везде разные, но общая проблема одна – сценическая речь. Поэтому при фестивале мы организовали центр, куда приглашаем педагогов по сценречи. К тому же, проводим выездные мастер-классы и образовательные программы. Приглашаем сюда молодых актеров. Например, в этом году на фестиваль приедут актеры и студенты из Грузии.

Вообще жизнь театров русского зарубежья – это постоянный путь против течения.
– Множество проблем… Латвия, казалось бы, совсем рядом, но там выросло целое поколение русских актеров, которые никогда не бывали в России. Аналогичная картина в других странах. Поэтому в рамках своих образовательных программ мы создаем так называемые «летучие» спектакли. В этом году, например, «Мистерию-буфф» Маяковского сыграют молодые артисты из Грузии, Узбекистана и Молдавии.

– Ассоциация русских театров решит, на ваш взгляд, основные проблемы?
– Во всяком случае, создается она для того, чтобы способствовать их решению. Необходима прежде всего консолидация, некий объединяющий орган наподобие Гете-института или Альянс-франсез, который не только сплотил бы вокруг себя театры русского зарубежья, но и продвигал русскую культуру.

Мы прошли долгий путь, чтобы доказать, насколько нужна такая ассоциация. И хотя больших препон не встречали, Ассоциация создается только сейчас: многое требовало оценки. 6-7 апреля пройдет Учредительный съезд, мы утвердим устав, правление (туда войдут директора и актеры русских театров) и наметим первые шаги.

– Что это может быть?
– Например, в партнерстве с СТД мы сможем посылать на мастер-классы в эти страны педагогов по речи, по сцендвижению, по пластике. Площадки всякий раз будут меняться с той целью, чтобы охватить как можно больше русских театров, помочь им творчески. Скажем, в Ереване мощная потребность в поддержке русского языка. Значит, там первым делом нужно организовать языковые курсы. В других странах – другие проблемы, и всё это надо учесть в работе ассоциации.

И, конечно, множество программ будет как прежде реализовываться у нас на фестивале «Встречи в России». После каждого спектакля мы собираемся, приветствуем тех, кто играл в этот вечер. Очень важно, что здесь встречаются, например, актеры Узбекистана и Таджикистана – стран, у которых исторически непростые отношения. 

Но культура стирает барьеры, примиряет братские народы…
– Совершенно верно. Деятелям сцены нечего делить. Наша задача только в одном – построить мост культур. Несмотря на все сложные отношения, к нам приезжают театры Латвии, Литвы, Эстонии, Польши. И, кстати говоря, русские театры там финансируются наравне с национальными. В Риге у Эдуарда Цеховала (директор Рижского русского театра им. М. Чехова. – «Т») сделали прекрасный ремонт, в Таллине тоже капитально отремонтировали театр. Далеко не везде в России такие сцены найдешь.

– На этом фоне, увы, в Таджикистане настоящая беда: там снесли здание Театра им. Маяковского, из-за чего коллектив фактически оказался на грани существования.
– Да, мы стараемся помочь в решении этой проблемы (и Ассоциация, кстати, возьмет под свой контроль судьбу коллектива). Все зависит, конечно, от политики государства, но многое решает и добрая воля людей.

Короче говоря, есть проекты, которые стартуют и умирают, это вполне естественно. А есть те, которые существуют и развиваются долгие годы – подобно нашим «Встречам в России». Мы мониторим новые спектакли, стараемся расширять географию, а Россотрудничество, с которым мы плотно работаем, может обеспечить театрам проезд. И здесь нет никакой загадки, секрета успеха: просто потребность в общении очень велика. 
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Римас Туминас: «Однажды мама меня спасла»

    20 января художественному руководителю Театра им. Вахтангова Римасу Туминсу исполняется 66 лет. В интервью и в своей биографической книге Римас Владимирович не раз говорил, что с годами отчетливо понял: первой скрипкой в оркестре жизни для него всегда была его мама. ...
  • Андрей Казаков: «Мы читали все четыре тома «Войны и мира» по ролям»

    Театр «Мастерская Петра Фоменко» в январе отмечает четверть века со дня основания. В интервью «Театралу» - выпускник первого набора мастерской Петра Наумовича в ГИТИСе, - Андрей КАЗАКОВ рассказал о своей самой крупной работе с Петром Наумовичем - роли Пьера Безухова в спектакле «Война и мир. ...
  • Андрей Шарков: «Таких талантливых артистов, как в БДТ, я на своем пути не встречал»

    В понедельник, 15 января, Андрею ШАРКОВУ, одному из ведущих актеров БДТ, исполняется 60 лет. Андрей Анатольевич рассказал корреспонденту «Театрала», как пришел в профессию, как встретили его звезды БДТ, какие забавные случаи происходили с ним и его другом – актером Виктором Сухоруковым во время совместных путешествий и как он отдыхает на даче вместе с любимым котом Тимуром. ...
  • «Мы рады, что директором стал человек творческий»

    Главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета Вячеслав СТАРОДУБЦЕВ рассказал «Театралу» о том, как восприняли в театре назначение нового гендиректора. - Мы очень рады, что гендиректором стал человек творческий, который нам хорошо знаком. ...
Читайте также