Сергей Шуб: «Русским театрам нужна консолидация»

 
В декабре в рамках V Международного культурного форума в С.-Петербурге проходил Круглый стол «Содружество культур – содружество наций», на котором руководители театров русского зарубежья, представители Минкульта, СТД и целого ряда других организаций решили создать Ассоциацию русских театров зарубежья.
 
О необходимости такого объединяющего органа «Театрал» писал не раз. Об этом на протяжении уже нескольких лет говорят и герои нашей постоянной рубрики «Русский театр за рубежом».

Цели и задачи Ассоциации, ее устав будут обсуждаться 6 и 7 апреля – в рамках специального Учредительного съезда, которым откроется XIX Международный театральный фестиваль стран СНГ и Балтии. Площадкой форума по традиции станет театр-фестиваль «Балтийский дом». Подробнее о предстоящем мероприятии «Театралу» рассказал генеральный директор «Балтийского дома» Сергей ШУБ.
 
– Сергей Григорьевич, ваш фестиваль вот уже два десятилетия подряд объединяет театры стран СНГ и Балтии. После распада СССР миссия поистине непростая. Есть ли какие-то трудности в его организации?
– Начну с того, что наш фестиваль старейший. Первоначально мы замышляли проводить его каждые два года, но после нашего обращения в Правительство Российской Федерации, когда нас поддержала Валентина Ивановна Матвиенко (и финансово, и организационно), мы проводим «Встречи в России» ежегодно.

Постепенно география фестиваля расширяется. Помимо таких корифеев, как Рижский русский театр им. Михаила Чехова, театры из Эстонии, Грузии, Казахстана, Узбекистана, у фестиваля появляются новые участники, что, конечно, отрадно. Но есть и проблемы. Чем дольше проходит времени с момента распада СССР, тем больше нарастает потребность чаще встречаться. Русскоязычные коллективы живут, как правило, в закрытом пространстве. Скажем, в Армении, актеры играют на русском, но в повседневной жизни общаются на национальном языке. В дальнем зарубежье ситуация еще сложнее. Там небольшие труппы и все они, в основном, любительские.

Условия существования везде разные, но общая проблема одна – сценическая речь. Поэтому при фестивале мы организовали центр, куда приглашаем педагогов по сценречи. К тому же, проводим выездные мастер-классы и образовательные программы. Приглашаем сюда молодых актеров. Например, в этом году на фестиваль приедут актеры и студенты из Грузии.

Вообще жизнь театров русского зарубежья – это постоянный путь против течения.
– Множество проблем… Латвия, казалось бы, совсем рядом, но там выросло целое поколение русских актеров, которые никогда не бывали в России. Аналогичная картина в других странах. Поэтому в рамках своих образовательных программ мы создаем так называемые «летучие» спектакли. В этом году, например, «Мистерию-буфф» Маяковского сыграют молодые артисты из Грузии, Узбекистана и Молдавии.

– Ассоциация русских театров решит, на ваш взгляд, основные проблемы?
– Во всяком случае, создается она для того, чтобы способствовать их решению. Необходима прежде всего консолидация, некий объединяющий орган наподобие Гете-института или Альянс-франсез, который не только сплотил бы вокруг себя театры русского зарубежья, но и продвигал русскую культуру.

Мы прошли долгий путь, чтобы доказать, насколько нужна такая ассоциация. И хотя больших препон не встречали, Ассоциация создается только сейчас: многое требовало оценки. 6-7 апреля пройдет Учредительный съезд, мы утвердим устав, правление (туда войдут директора и актеры русских театров) и наметим первые шаги.

– Что это может быть?
– Например, в партнерстве с СТД мы сможем посылать на мастер-классы в эти страны педагогов по речи, по сцендвижению, по пластике. Площадки всякий раз будут меняться с той целью, чтобы охватить как можно больше русских театров, помочь им творчески. Скажем, в Ереване мощная потребность в поддержке русского языка. Значит, там первым делом нужно организовать языковые курсы. В других странах – другие проблемы, и всё это надо учесть в работе ассоциации.

И, конечно, множество программ будет как прежде реализовываться у нас на фестивале «Встречи в России». После каждого спектакля мы собираемся, приветствуем тех, кто играл в этот вечер. Очень важно, что здесь встречаются, например, актеры Узбекистана и Таджикистана – стран, у которых исторически непростые отношения. 

Но культура стирает барьеры, примиряет братские народы…
– Совершенно верно. Деятелям сцены нечего делить. Наша задача только в одном – построить мост культур. Несмотря на все сложные отношения, к нам приезжают театры Латвии, Литвы, Эстонии, Польши. И, кстати говоря, русские театры там финансируются наравне с национальными. В Риге у Эдуарда Цеховала (директор Рижского русского театра им. М. Чехова. – «Т») сделали прекрасный ремонт, в Таллине тоже капитально отремонтировали театр. Далеко не везде в России такие сцены найдешь.

– На этом фоне, увы, в Таджикистане настоящая беда: там снесли здание Театра им. Маяковского, из-за чего коллектив фактически оказался на грани существования.
– Да, мы стараемся помочь в решении этой проблемы (и Ассоциация, кстати, возьмет под свой контроль судьбу коллектива). Все зависит, конечно, от политики государства, но многое решает и добрая воля людей.

Короче говоря, есть проекты, которые стартуют и умирают, это вполне естественно. А есть те, которые существуют и развиваются долгие годы – подобно нашим «Встречам в России». Мы мониторим новые спектакли, стараемся расширять географию, а Россотрудничество, с которым мы плотно работаем, может обеспечить театрам проезд. И здесь нет никакой загадки, секрета успеха: просто потребность в общении очень велика. 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Леонид Роберман: «Антреприза себя исчерпала»

    Театральное агентство «Арт-партнер XXI» было основано в середине 1990-х годов, и до сих пор является успешным представителем российской антрепризы. За время существования агентством было поставлено почти полсотни спектаклей в сотрудничестве с такими известными режиссерами, как Роман Козак, Константин Богомолов, Дмитрий Бертман, Роман Виктюк, Владимир Панков и многими другими. ...
  • Галина Волчек: «Мало надеть на Гамлета рваные джинсы»

    21 июня исполнилось 45 лет с того дня, как Галина Волчек возглавила «Современник». Праздничный вечер Галина Борисовна провела с теми, кем бесконечно дорожит, – зрителями театра. «Театрал» публикует эту беседу. ...
  • Мне говорили: «Ты должна – чужого мы не примем»

    Галина Волчек не любит публичных чествований. «Со своих дней рождения я всегда сбегала. И не потому, что не благодарна богу или родителям за то, что живу на свете, а потому что не хотела создавать вокруг себя никакого шума», – говорит она. ...
  • История в лицах

    В День памяти и скорби «Театрал» публикует рассказ гримера Николая МАКСИМОВА, чей творческий путь начался в Художественном театре в годы Великой Отечественной войны. Николай Митрофанович знал Немировича-Данченко, гримировал Качалова, Массальского, Грибова, Прудкина, а сегодня трудится в театре Et Cetera Александра Калягина. ...
Читайте также