«Худсоветы будут тормозить работу театра»

 
В четверг, 16 марта, на заседании экспертной комиссии по театру зампредседателя Общественного совета предложил возродить в театрах худсоветы которые, как и в советское время, принимали бы решение «о допуске произведения к массовому зрителю». С этой идеей Бурляев намерен обратиться непосредственно в Министерство культуры. «Театрал» попросил экспертов прокомментировать это предложение.

Павел Руднев, доцент ГИТИСа, зам. художественного руководителя МХТ им. Чехова по спецпроектам:
- Считаю, что идея возрождения худсоветов в театрах совместима только с идеей реконструкции плановой экономики и полной дотацией театральных организмов государством. Либо требовать заработка, либо худсоветов - ведь это вещи взаимоисключающие.

Либо экономический диктат и творческая свобода, либо идеологический диктат и экономическая свобода.


Худсоветы будут тормозить работу театра, они войдут в прямой конфликт с практикой госзаданий, которые театр должен сейчас выполнять. Худсоветы ударят по интенсивности работы театров, которая есть залог их теперешнего выживания.


Кроме того, изобретатели идеи театральной «реконкисты» хорошо забыли, как страдали от худсоветов все великие режиссеры России, которых сейчас приводит в пример то же Министерство культуры: Олег Ефремов, Юрий Любимов, Анатолий Эфрос, Петр Фоменко, Георгий Товстоногов.

Если мы хотим резкого торможения театральной системы, инфарктов и инсультов режиссеров, оттока зрителя, финансовой беспомощности театров, то да - нужно вводить худсоветы и цензуру.


Наталья Каминская, театральный критик:
-  В связи с этим предложением мне вспоминается чеховская фраза из записных книжек о том, как некто в припадке верноподданнических чувств «сам себя сдал квартальному надзирателю».

История худсоветов описана в художественной литературе, они сгубили огромное количество замечательных спектаклей и не спасли театры от плохих спектаклей.

В театрах все равно, даже в интендантских (в которых правит директор), есть некий совет, который смотрит готовящиеся постановки и решает вопрос о готовности и выходе спектакля.

Жизнь театра состоит из хороших и плохих спектаклей. И есть руководство театра, которое их принимает или не принимает. Было время, когда за сезон Олег Павлович Табаков снимал несколько спектаклей, которые уже были готовы и на которые уже были потрачены деньги, потому что он как худрук, считал, что они на выходе не соответствуют художественному уровню театра.
А худсовет закрепил за собой, насколько я знаю театральную жизнь предыдущих лет, страшную репутацию. Особенно для молодых режиссеров. Помните, как описан худсовет в «Театральном романе»? Что-то в этом роде и происходило.

Я честно говоря, не понимаю смысла этого предложения и не понимаю побуждений этих людей.

Уважаемые люди, великолепные артисты, которые все это прошли, которые руководят театрами и в этих театрах осуществляют политику, они, ведь, в любом случае, какие- то спектакли пропускают, а какие-то нет. Они имеют на это право, как руководители.

Зачем же создавать какую-то дополнительную организацию, которая будет всех пугать? Это не конституционно и не правомерно. Безусловно, в любом театре есть некая группа авторитетов, которые влияют. Но это тем не менее свободное волеизъявление. Я не уверена, что появление худсоветов приведет к улучшению репертуарной политики, к улучшению качества работы отдельных театров.


И одно дело, если это вводить на добровольной основе. А если это еще будет закреплено законодательно и все театры обяжут это делать, на мой взгляд будет просто катастрофа. 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

Читайте также