Война полов

«Пришел мужчина к женщине.

 
Новая версия» Семена Злотникова в «Школе современной пьесы», режиссер Иосиф Райхельгауз
Пьеса на двоих – всегда актерская. Оттого личности исполнителей определяют суть такого действа в большей степени, чем режиссерское имя, даже если постановщик не впервые берется за эту пьесу. Так произошло и в случае с райхельгаузом и его визитной карточкой, пьесой «пришел мужчина к женщине».





Сегодня это совсем другой спектакль, чем тот, что шел когда-то в «Школе современной пьесы» с Альбертом Филозовым и Любовью Полищук, а потом с Ириной Алферовой. Сегодня в ремейке, который мгновенно стал «кассовым» для театра, как и в первом варианте, заняты звезды, но другого поколения. Теперь Мужчину играет приглашенный из Et Cetera Виктор Вержбицкий, а роль Женщины исполняет Амалия Мордвинова. Но они на сцене не одни: в квартире сверху разворачиваются еще две истории любви – безмолвная – ваятеля и его модели (Павел Дроздов и Марина Зеленская), и музыкальная – Алексей Скипин (аккордеон) и Екатерина Куликова (скрипка), которые вплетают в ткань спектакля знакомую французскую мелодию.

Декорации к «Новой версии» на крохотных подмостках ШСП выстроил художник Алексей Трегубов. На полотне занавеса в натуральную величину фотография двух этажей обыкновенного блочного дома. За этим занавесом-стенкой – квартира, подробная обстановка которой забавляет зрителя. Никаких театральных условностей, все по-настоящему: чайник – кипит, а телевизор – показывает вечерний выпуск новостей. Хитроумно придуман дождь: с характерным шелестом на полиэтилен сыплется… рис, создавая полную иллюзию дождливой ночи. И все бы хорошо, но во втором акте декорация вдруг меняется, разрезая сцену пополам, и закрывает от левой части зала правую половину сцены, а от правой – левую, что заставляет зрителя вслушиваться в текст и напряженно следить за происходящим, упуская то одно, то другое.

Дуэт Вержбицкий – Мордвинова очень странен. Их герои знакомятся, ругаются, мирятся, танцуют, целуются, опять ругаются – и так на протяжении спектакля. Но все два часа не оставляет ощущение, что говорят они на разных языках, как итальянец с норвежцем. Причем дело не в том, что взрослый мужчина пытается остаться с жаждущей этого женщиной. И не в том, что он обладатель мужественных залысин, а она рыжая, как огонь. Похоже, что дело в разнице актерских школ. Обстоятельный Вержбицкий по-настоящему психологичен в любой реакции и когда закатывает истерику, и когда просто молча курит на лестнице. Эмоциональная Мордвинова любую сцену играет размашисто, на тысячу процентов, будто перед ней не небольшой зал, а по меньшей мере средних размеров стадион.

Вот, стесняясь, он первый раз входит в ее квартиру, жмется в прихожей, отвечая робким голосом на сыплющиеся вопросы. На его лице весь спектр эмоций: от нежелания вновь выходить под дождь до живейшей заинтересованности платьем новой знакомой. Она мечется перед ним, одновременно пытаясь спрятать в шкаф какие-то вещи и окончательно одеться. При этом он похож на смешного человека из чеховских рассказов, а она – на коверного, исполняющего репризу. И чеховская интонация, и цирковое антре имеют одинаковое право на существование, но рядом они губительны друг для друга.

Постепенно герой Вержбицкого из застенчивого аптечного провизора превращается в нервного и темпераментного героя. Если вначале он танцевал с девушкой «на пионерском расстоянии», то потом устраивает форменную бурю: «Я не хочу уходить, свяжи меня!» – и, когда она честно связывает его своими чулками, катается по кровати и комнате. Удивительно, но смешным он при этом не выглядит. Женщина в исполнении Мордвиновой одинаково комична на протяжении всего спектакля, даже во время самых трагичных своих сцен: рыдая, переживая его очередной уход, она решает взять себя в руки и решает помедитировать: при этом лицо ее выражает такое чрезмерное усердие, что по залу пробегает смешок.

Несходство характеров и темпераментов налицо, налицо и разница актерского воспитания, изначально заложенной базы. Борьба школ не идет на пользу общей истории под названием «Пришел мужчина к женщине». Оттого и похожа «Новая версия» больше на войну, чем на любовь.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Морфов выпускает премьеру в ТЮЗе им. Брянцева

    Болгарский режиссер Александр Морфов представит свою версию шекспировской «Ромео и Джульетты». Как сообщает пресс-служба театра, в его интерпретации «эта история для современного поколения – поколения YouTube и социальных сетей». ...
  • Сорокин-трип

    Живой классик Владимир Сорокин не склонен доверять театру (и однажды чуть было не подал в суд на Андрея Могучего, категорически не приняв постановку «Дисморфомании»). Но три театра – «Практика», Театр на Малой Бронной и «Ленком» – почти синхронно взялись за сорокинские тексты, и автор, похоже, остался доволен. ...
  • «Башмачник должен шить туфли. А что должен делать режиссер?»

    В Театральном музее им. Бахрушина состоялся мастер-класс для молодых режиссеров от мэтра отечественной сцены Роберта Стуруа. Роберт Робертович – главный режиссер театра Et Cetera, за свою жизнь он поставил более 150 спектаклей в России, Грузии, Великобритании, Германии, Финляндии, Турции, Израиле и других странах. ...
  • Константин Богомолов поставит «Бесов»

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов поставит спектакль по роману Достоевского «Бесы». Об этом он сообщил в пятницу на своей странице в Facebook. «В этом сезоне на сцене Бронной (точнее – на Яузе) я выпущу два спектакля. ...
Читайте также