Счастье мое

«Старший сын» в театре п/р Табакова, режиссер Константин Богомолов

 
Подвал театра табакова, кажется, специально создан для уютных советских пьес. Тесный подпольный зал словно отражает выстроенные на крохотной сцене декорации советских пятиэтажек и коммуналок, поэтому знакомое чмоканье раннего леонида ильича из перекошенного на стене радиоприемника и женский тапочек, летящий в ползущего по трубе таракана, так ласкают наши слух и зрение. нас «настроили», нам дали камертон. и мы со сладким предвкушением вошли в сырой заплеванный подъезд и прижались попами к горячей батарее. Хорошо!
Плохо сыграть и плохо поставить Вампилова, наверное, невозможно – он слишком совершенен, но зато в нем можно заблудиться, можно ошибиться в пути. «Старший сын» московского театрального интеллектуала Константина Богомолова подкупает тщательно воссозданной атмосферой начала 60-х и на редкость удачным кастингом, в распределении ролей режиссер не допустил ни одной ошибки, хотя и рисковал.

В одном из ранних вариантов пьесы Вампилов дал своим персонажам краткую, но весьма исчерпывающую характеристику: «Николай Забродин – студент на каникулах, физик, босяк и фаталист (озлоблен). Алексей Сарафанов – настройщик, добряк, жизнелюб, все понял и все простил, мягкий человек. Любит работу. Грета Комаровская – женщина, которая ждет случая. И т.д.» Понятно, что это – прообразы нынешених героев, но уже тогда Вампилов точно знал характер и судьбу каждого.

Бусыгин Юрия Чурсина – мрачен, немногословен и озлоблен, да. В его облике есть что-то «незнамовское» – того гляди, вытащит из-за ворота медальон на веревке и крикнет: «Так выпьем за матерей, что бросают своих детей!..» Но отогреют Бусыгина-Незнамова водкой и слезами – и вот он уже и пол метет, и картошку чистит под мурлыканье песен советских композиторов.

Макарская (Светлана Колпакова) – женщина вечного ожидания, ее первое появление вызывает в зрительном зале некоторое смятение, поскольку дамочка-то сильно навеселе и с трудом попадает ключом в замочную скважину. Ее общение с Васенькой (Андрей Фомин, сочетание нежного инфантилизма с бравурным цинизмом) – это целая гамма чувств от жалости («кирюшечка») до раздражения («щенок бесхвостый»).

Сильва (Евгений Миллер) вполне составляет конкуренцию главному герою, не прячется за образ «друга», а иногда и вовсе рулит ситуацией и сам выбирает себе стиль поведения. Образ помоечного кота-соблазнителя Миллер создает искрометно, и даже отсутствие необходимого количества текста ему не мешает – его безмолвные монологи красноречивее слов, так что кусок своего «одеяла» артист «второго плана» держит мертвой хваткой. Попробуй, отними!..

Центром спектакля, как и самой пьесы, конечно, остается Андрей Григорьевич Сарафанов, который в различных вариациях пьесы прошел у Вампилова путь от генерала в отставке до настройщика и, наконец, музыканта, что играет на похоронах и танцах, скрывает от домашних свое увольнение из филармонии, когда-то оставленный женой тянет на себе двоих детей, по вечерам в одиночестве тайком попивает водочку и десятилетиями сочиняет симфонию для кларнета, не продвинувшись дальше первой страницы. Сергей Сосновский, приглашенный на эту роль из МХТ (куда он, в свою очередь, был приглашен из Саратовского театра), безусловное открытие спектакля. Актер пользуется очень простыми и предельно насыщенными красками – его герой простодушен, доверчив, иногда пугающе незащищен в приступах откровения. Он по-детски раним и обидчив, плача – не прячет слез, но отнюдь не страдает излишней сентиментальностью, он действительно «всех понял и всех простил».

Вот уже какой спектакль режиссер Константин Богомолов демонстрирует завидные профессиональные качества: ему есть, что сказать, и он умеет работать с артистами. Проверенная временем литература (Булгаков, Шекспир, Тургенев или Вампилов) не является в его руках инструментом для самовыражения, с авторами он ведет себя почтительно, но по-московски изящно, с легкой долей фамильярности и тонкой иронией, позволительной только близким.

Но поразительно – именно в этом «Старшем сыне» так отчетливо звучит тема войны. Двадцать один год назад капитан артиллерийских войск Сарафанов встретил портниху Галину Александровну. 1945-й – год рождения Владимира Бусыгина. Первое послевоенное поколение. Поколение, воспитанное женщинами и семейными легендами. Поколение без отцов. Поколение неполных, искореженных войной семей, разрушенных домов, разлученных близких, погребенных родословных. Поэтому так сильна пронзительная тяга к общему дому, к абажуру над столом, к большой шумной семье. А прошлое можно создать заново, просто пририсовать счастье в семейных альбомах.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Морфов выпускает премьеру в ТЮЗе им. Брянцева

    Болгарский режиссер Александр Морфов представит свою версию шекспировской «Ромео и Джульетты». Как сообщает пресс-служба театра, в его интерпретации «эта история для современного поколения – поколения YouTube и социальных сетей». ...
  • Сорокин-трип

    Живой классик Владимир Сорокин не склонен доверять театру (и однажды чуть было не подал в суд на Андрея Могучего, категорически не приняв постановку «Дисморфомании»). Но три театра – «Практика», Театр на Малой Бронной и «Ленком» – почти синхронно взялись за сорокинские тексты, и автор, похоже, остался доволен. ...
  • «Башмачник должен шить туфли. А что должен делать режиссер?»

    В Театральном музее им. Бахрушина состоялся мастер-класс для молодых режиссеров от мэтра отечественной сцены Роберта Стуруа. Роберт Робертович – главный режиссер театра Et Cetera, за свою жизнь он поставил более 150 спектаклей в России, Грузии, Великобритании, Германии, Финляндии, Турции, Израиле и других странах. ...
  • Константин Богомолов поставит «Бесов»

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов поставит спектакль по роману Достоевского «Бесы». Об этом он сообщил в пятницу на своей странице в Facebook. «В этом сезоне на сцене Бронной (точнее – на Яузе) я выпущу два спектакля. ...
Читайте также