«Молодые готовы рисковать»

Олег Лоевский рассказал «Театралу» о проекте «Пятого театра»

 
Одни из лучших молодых режиссеров страны поставят в Омске спектакли. Этому посвящен новый проект «Пятого театра» под руководством Никиты Гриншпуна. Идея принадлежит театральному критику Олегу Лоевскому, которого «Театрал» попросил подробнее рассказать об этом проекте.

- Олег Семенович, как возникла идея вашего нового проекта?  

- Дело в том, что театральная мысль развивается, можно сказать, поколениями. Когда-то вышел «Петербургский театральный журнал», посвященный поколению 1980-1990-х годов, где был Бутусов, Могучий, Праудин, Крамер… В театр пришло поколение, которое застало советскую власть и потом начало творить уже в другой стране.

Потом образовалась некая «демографическая яма», потому что с 1990 по 2001 годы режиссеры выпускались Москвой и Питером, но они, в основном, не шли в профессию. Очень немного режиссеров, которые в это десятилетие закончили театральный вуз и стали профессионалами. Их можно по пальцам пересчитать. В их числе, скажем, Рыбкин и Глуховская…

А потом наступила некая стабильность, и появилось поколение молодых режиссеров, которые были в моих лабораториях, которые поехали в провинцию в отличие от предыдущих поколений, и которые уже сегодня составляют поколение двухтысячных. И об этом поколении написана книга, которая издана «Петербургским театральным журналом», она называется «Без цензуры: молодая театральная режиссура ХХI века». В книгу вошел ряд замечательных имен: Карбаускис, Богомолов, Серебренников и ребята, которые менее известны, но которые много работают в провинции. Это Павел Зобнин, Никита Гриншпун, Марфа Горовиц, Полина Стружкова, Женя Сафонова и много еще имен. Там и Дима Волкострелов, и Митя Егоров, и Юра Квятковский…  Они все разные, у всех разные подходы к театру.

И нам пришла в голову мысль, почему бы не сделать Лабораторию, растянутую на год. Звать раз в полтора-два месяца кого-то из режиссеров, упомянутых в этой книге, делать в театре эскизную работу, а потом, если они найдут общий язык с театром, это может превратиться в спектакль.

- Можно сказать, что участниками будут режиссеры, привыкшие работать без цензуры?

- Я предложил несколько расширить эту идею, потому что сейчас уже появились совсем новые имена, совсем молодые люди. Это и выпускники последнего курса Женовача, и выпускники Фильштинского, и выпускники Хейфеца, которые активно работают в провинциальных театрах, пытаются что-то делать в Москве.

Назовем эту Лабораторию «Книга настоящего и книга будущего». И вот мы решили за год сделать примерно пять-семь эскизов, которые, может быть, превратятся в спектакли. Вот такая программа. Для провинциального театра, по-моему, это любопытно, потому что это даст возможность через театр познакомиться с совершенно разными подходами к нашей реальности.

- Кого планируете позвать для участия в работе Лаборатории?

- В Лаборатории будут участвовать те, кто согласится. Мне кажется, что из этой книги часть ребят уже раскрылись, а часть раскроются чуть позже и станут большими серьезными режиссерами, а пока они не «забронзовели». Они молоды и готовы пробовать, рисковать. 

- Пригласите ли режиссеров уже широко известных?

- Ну, какой смысл звать Кирилла Серебренникова, у которого свой театр, к тому же, он ставит и в Берлине, и в Прибалтике.  Все-таки и Костя Богомолов, и Кирилл Серебренников режиссеры уже сложившиеся, имеющие свою театральную реальность. Поэтому не думаю, что есть смысл их дергать, тем более что оба начинали в провинции. Кирилл - в Ростове-на-Дону. Я видел его замечательные спектакли «Федра», «Городок в табакерке», а Костя - в Самаре. Так что они свой провинциальный путь прошли. 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Евгений Писарев: «Мне нравится, что эта пьеса полярная»

    В Театре Олега Табакова готовится российская премьера пьесы американского драматурга Джеффри Хатчера. Спектакль «Кинастон» ставит в «Табакерке» на Сухаревской Евгений Писарев.   «Я вообще с некоторого времени не очень люблю пьесы так называемого «чистого» жанра, рассказал режиссер-постановщик спектакля Евгений Писарев. ...
  • В «Мастерской Фоменко» пройдут кинопоказы

    В четверг, 22 июня, в «Мастерской Фоменко» состоится показ работ выпускников Высших курсов сценаристов и режиссеров. После просмотра зрители смогут обсудить фильмы с их авторами, сообщает сайт театра.   В программе вечера «Ритуал» Сергея Кравчука, «Геля» Ксении Зуевой, «Голоса за окном» Эльвиры Болговой, «ПОПЫТКА» и «Моя весна» Александра Цоя. ...
  • Валерий Фокин поставит спектакль в Пекинской опере

    Договор о создании в 2018 году спектакля «Евгений Онегин» по роману Пушкина заключили  Александринский театр и Национальный театр Пекинской оперы. Об этом сообщает пресс-служба Александринского театра. Документ был подписан 7 июня в Пекине. ...
  • Чулпан Хаматова и Диана Арбенина выступят на открытии Сцены на воде

    29 июня, в день открытия новой сцены Зеленого театра на Садовом пруду парка «Останкино», ВДНХ и фонд «Подари жизнь» проведут благотворительный вечер с участием актрисы Чулпан Хаматовой и певицы, лидера группы «Ночные Снайперы» Дианы Арбениной. ...
Читайте также