«Молодые готовы рисковать»

Олег Лоевский рассказал «Театралу» о проекте «Пятого театра»

 
Одни из лучших молодых режиссеров страны поставят в Омске спектакли. Этому посвящен новый проект «Пятого театра» под руководством Никиты Гриншпуна. Идея принадлежит театральному критику Олегу Лоевскому, которого «Театрал» попросил подробнее рассказать об этом проекте.

- Олег Семенович, как возникла идея вашего нового проекта?  

- Дело в том, что театральная мысль развивается, можно сказать, поколениями. Когда-то вышел «Петербургский театральный журнал», посвященный поколению 1980-1990-х годов, где был Бутусов, Могучий, Праудин, Крамер… В театр пришло поколение, которое застало советскую власть и потом начало творить уже в другой стране.

Потом образовалась некая «демографическая яма», потому что с 1990 по 2001 годы режиссеры выпускались Москвой и Питером, но они, в основном, не шли в профессию. Очень немного режиссеров, которые в это десятилетие закончили театральный вуз и стали профессионалами. Их можно по пальцам пересчитать. В их числе, скажем, Рыбкин и Глуховская…

А потом наступила некая стабильность, и появилось поколение молодых режиссеров, которые были в моих лабораториях, которые поехали в провинцию в отличие от предыдущих поколений, и которые уже сегодня составляют поколение двухтысячных. И об этом поколении написана книга, которая издана «Петербургским театральным журналом», она называется «Без цензуры: молодая театральная режиссура ХХI века». В книгу вошел ряд замечательных имен: Карбаускис, Богомолов, Серебренников и ребята, которые менее известны, но которые много работают в провинции. Это Павел Зобнин, Никита Гриншпун, Марфа Горовиц, Полина Стружкова, Женя Сафонова и много еще имен. Там и Дима Волкострелов, и Митя Егоров, и Юра Квятковский…  Они все разные, у всех разные подходы к театру.

И нам пришла в голову мысль, почему бы не сделать Лабораторию, растянутую на год. Звать раз в полтора-два месяца кого-то из режиссеров, упомянутых в этой книге, делать в театре эскизную работу, а потом, если они найдут общий язык с театром, это может превратиться в спектакль.

- Можно сказать, что участниками будут режиссеры, привыкшие работать без цензуры?

- Я предложил несколько расширить эту идею, потому что сейчас уже появились совсем новые имена, совсем молодые люди. Это и выпускники последнего курса Женовача, и выпускники Фильштинского, и выпускники Хейфеца, которые активно работают в провинциальных театрах, пытаются что-то делать в Москве.

Назовем эту Лабораторию «Книга настоящего и книга будущего». И вот мы решили за год сделать примерно пять-семь эскизов, которые, может быть, превратятся в спектакли. Вот такая программа. Для провинциального театра, по-моему, это любопытно, потому что это даст возможность через театр познакомиться с совершенно разными подходами к нашей реальности.

- Кого планируете позвать для участия в работе Лаборатории?

- В Лаборатории будут участвовать те, кто согласится. Мне кажется, что из этой книги часть ребят уже раскрылись, а часть раскроются чуть позже и станут большими серьезными режиссерами, а пока они не «забронзовели». Они молоды и готовы пробовать, рисковать. 

- Пригласите ли режиссеров уже широко известных?

- Ну, какой смысл звать Кирилла Серебренникова, у которого свой театр, к тому же, он ставит и в Берлине, и в Прибалтике.  Все-таки и Костя Богомолов, и Кирилл Серебренников режиссеры уже сложившиеся, имеющие свою театральную реальность. Поэтому не думаю, что есть смысл их дергать, тем более что оба начинали в провинции. Кирилл - в Ростове-на-Дону. Я видел его замечательные спектакли «Федра», «Городок в табакерке», а Костя - в Самаре. Так что они свой провинциальный путь прошли. 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Валерий Фокин представит «Гамлета» с японскими актерами

    The Amphitheatre at Suzuki Company of Toga (SCOT) in Japan  Спектакль «Гамлет» в постановке художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина представят 26 и 27 августа в Театральном центре в Тоге (Япония) в рамках «Русских сезонов», сообщает Министерство культуры. ...
  • Музыкальные театры готовятся к открытию сезона

    Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко   Открытие 99-го сезона: 15 сентября Спектакль: опера Петра Чайковского «Пиковая дама» Режиссер-постановщик: Александр Титель Дирижер-постановщик: Александр Лазарев Либретто: Модест Чайковский Премьера: 6 ноября 2016  Александр Титель: –  О чем «Пиковая дама»? Является ли эта опера историей про любовь? Отчасти. ...
  • Театр Александра Калягина возвращается из отпуска

    Юбилейный 25-й сезон театр Et Cetera Александра Калягина откроет 24 августа премьерным спектаклем «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович в постановке Натальи Тарадиной. В этот день в театре начнет работу выставка к юбилею народной артистки Людмилы Дмитриевой, играющей в спектакле главную роль, сообщили «Театралу» в пресс-службе Et Cetera. ...
  • Театр «Сфера» объявил планы на сезон

    37-й сезон в Московском театре «Сфера» откроется 9 сентября премьерным спектаклем «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова в постановке главного режиссера театра Александра Коршунова. Новый сезон обещает быть насыщенным. ...
Читайте также