«Молодые готовы рисковать»

Олег Лоевский рассказал «Театралу» о проекте «Пятого театра»

 
Одни из лучших молодых режиссеров страны поставят в Омске спектакли. Этому посвящен новый проект «Пятого театра» под руководством Никиты Гриншпуна. Идея принадлежит театральному критику Олегу Лоевскому, которого «Театрал» попросил подробнее рассказать об этом проекте.

- Олег Семенович, как возникла идея вашего нового проекта?  

- Дело в том, что театральная мысль развивается, можно сказать, поколениями. Когда-то вышел «Петербургский театральный журнал», посвященный поколению 1980-1990-х годов, где был Бутусов, Могучий, Праудин, Крамер… В театр пришло поколение, которое застало советскую власть и потом начало творить уже в другой стране.

Потом образовалась некая «демографическая яма», потому что с 1990 по 2001 годы режиссеры выпускались Москвой и Питером, но они, в основном, не шли в профессию. Очень немного режиссеров, которые в это десятилетие закончили театральный вуз и стали профессионалами. Их можно по пальцам пересчитать. В их числе, скажем, Рыбкин и Глуховская…

А потом наступила некая стабильность, и появилось поколение молодых режиссеров, которые были в моих лабораториях, которые поехали в провинцию в отличие от предыдущих поколений, и которые уже сегодня составляют поколение двухтысячных. И об этом поколении написана книга, которая издана «Петербургским театральным журналом», она называется «Без цензуры: молодая театральная режиссура ХХI века». В книгу вошел ряд замечательных имен: Карбаускис, Богомолов, Серебренников и ребята, которые менее известны, но которые много работают в провинции. Это Павел Зобнин, Никита Гриншпун, Марфа Горовиц, Полина Стружкова, Женя Сафонова и много еще имен. Там и Дима Волкострелов, и Митя Егоров, и Юра Квятковский…  Они все разные, у всех разные подходы к театру.

И нам пришла в голову мысль, почему бы не сделать Лабораторию, растянутую на год. Звать раз в полтора-два месяца кого-то из режиссеров, упомянутых в этой книге, делать в театре эскизную работу, а потом, если они найдут общий язык с театром, это может превратиться в спектакль.

- Можно сказать, что участниками будут режиссеры, привыкшие работать без цензуры?

- Я предложил несколько расширить эту идею, потому что сейчас уже появились совсем новые имена, совсем молодые люди. Это и выпускники последнего курса Женовача, и выпускники Фильштинского, и выпускники Хейфеца, которые активно работают в провинциальных театрах, пытаются что-то делать в Москве.

Назовем эту Лабораторию «Книга настоящего и книга будущего». И вот мы решили за год сделать примерно пять-семь эскизов, которые, может быть, превратятся в спектакли. Вот такая программа. Для провинциального театра, по-моему, это любопытно, потому что это даст возможность через театр познакомиться с совершенно разными подходами к нашей реальности.

- Кого планируете позвать для участия в работе Лаборатории?

- В Лаборатории будут участвовать те, кто согласится. Мне кажется, что из этой книги часть ребят уже раскрылись, а часть раскроются чуть позже и станут большими серьезными режиссерами, а пока они не «забронзовели». Они молоды и готовы пробовать, рисковать. 

- Пригласите ли режиссеров уже широко известных?

- Ну, какой смысл звать Кирилла Серебренникова, у которого свой театр, к тому же, он ставит и в Берлине, и в Прибалтике.  Все-таки и Костя Богомолов, и Кирилл Серебренников режиссеры уже сложившиеся, имеющие свою театральную реальность. Поэтому не думаю, что есть смысл их дергать, тем более что оба начинали в провинции. Кирилл - в Ростове-на-Дону. Я видел его замечательные спектакли «Федра», «Городок в табакерке», а Костя - в Самаре. Так что они свой провинциальный путь прошли. 
  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр завершит сезон «ударным аккордом»

    Последнюю премьеру сезона Большой театр запланировал на 24 июля. В этот день здесь представят новую версию «Богемы» Пуччини в постановке французского режиссера Жана-Романа Весперини и дирижера Эвана Роджистера. «Для будущей «Богемы» существенным обстоятельством стало то, что Жан-Роман… француз, – поясняет пресс-служба. ...
  • Кама Гинкас поставил оперу Верди

    Опера Джузеппе Верди по трагедии Шекспира «Макбет» в постановке Камы Гинкаса выходит на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.  Премьерные показы пройдут 20, 21 и 22 июня, сообщили в пресс-службе МАМТа. ...
  • Театр «Практика» завершает сезон премьерами

    Постановка Семёна Александровского «Война еще не началась» по пьесе Михаила Дурненкова готовится к выходу в Московском театре «Практика».   «Этот пацифистский и абсурдистский спектакль – о ежедневной войне вокруг нас, ведь мы живем в то время, когда война повсюду – в быту и телевизоре. ...
  • Марат Гацалов представит премьеру в Театре наций

    Режиссер Марат Гацалов, уже поставивший в Театре наций спектакль «Дыхание», представляет на этой сцене новую работу «Утопия». Об этом сообщает пресс-служба театра.    «Герои спектакля – жители глубинки, у которых почти не осталось надежд. ...
Читайте также