«Молодые готовы рисковать»

Олег Лоевский рассказал «Театралу» о проекте «Пятого театра»

 
Одни из лучших молодых режиссеров страны поставят в Омске спектакли. Этому посвящен новый проект «Пятого театра» под руководством Никиты Гриншпуна. Идея принадлежит театральному критику Олегу Лоевскому, которого «Театрал» попросил подробнее рассказать об этом проекте.

- Олег Семенович, как возникла идея вашего нового проекта?  

- Дело в том, что театральная мысль развивается, можно сказать, поколениями. Когда-то вышел «Петербургский театральный журнал», посвященный поколению 1980-1990-х годов, где был Бутусов, Могучий, Праудин, Крамер… В театр пришло поколение, которое застало советскую власть и потом начало творить уже в другой стране.

Потом образовалась некая «демографическая яма», потому что с 1990 по 2001 годы режиссеры выпускались Москвой и Питером, но они, в основном, не шли в профессию. Очень немного режиссеров, которые в это десятилетие закончили театральный вуз и стали профессионалами. Их можно по пальцам пересчитать. В их числе, скажем, Рыбкин и Глуховская…

А потом наступила некая стабильность, и появилось поколение молодых режиссеров, которые были в моих лабораториях, которые поехали в провинцию в отличие от предыдущих поколений, и которые уже сегодня составляют поколение двухтысячных. И об этом поколении написана книга, которая издана «Петербургским театральным журналом», она называется «Без цензуры: молодая театральная режиссура ХХI века». В книгу вошел ряд замечательных имен: Карбаускис, Богомолов, Серебренников и ребята, которые менее известны, но которые много работают в провинции. Это Павел Зобнин, Никита Гриншпун, Марфа Горовиц, Полина Стружкова, Женя Сафонова и много еще имен. Там и Дима Волкострелов, и Митя Егоров, и Юра Квятковский…  Они все разные, у всех разные подходы к театру.

И нам пришла в голову мысль, почему бы не сделать Лабораторию, растянутую на год. Звать раз в полтора-два месяца кого-то из режиссеров, упомянутых в этой книге, делать в театре эскизную работу, а потом, если они найдут общий язык с театром, это может превратиться в спектакль.

- Можно сказать, что участниками будут режиссеры, привыкшие работать без цензуры?

- Я предложил несколько расширить эту идею, потому что сейчас уже появились совсем новые имена, совсем молодые люди. Это и выпускники последнего курса Женовача, и выпускники Фильштинского, и выпускники Хейфеца, которые активно работают в провинциальных театрах, пытаются что-то делать в Москве.

Назовем эту Лабораторию «Книга настоящего и книга будущего». И вот мы решили за год сделать примерно пять-семь эскизов, которые, может быть, превратятся в спектакли. Вот такая программа. Для провинциального театра, по-моему, это любопытно, потому что это даст возможность через театр познакомиться с совершенно разными подходами к нашей реальности.

- Кого планируете позвать для участия в работе Лаборатории?

- В Лаборатории будут участвовать те, кто согласится. Мне кажется, что из этой книги часть ребят уже раскрылись, а часть раскроются чуть позже и станут большими серьезными режиссерами, а пока они не «забронзовели». Они молоды и готовы пробовать, рисковать. 

- Пригласите ли режиссеров уже широко известных?

- Ну, какой смысл звать Кирилла Серебренникова, у которого свой театр, к тому же, он ставит и в Берлине, и в Прибалтике.  Все-таки и Костя Богомолов, и Кирилл Серебренников режиссеры уже сложившиеся, имеющие свою театральную реальность. Поэтому не думаю, что есть смысл их дергать, тем более что оба начинали в провинции. Кирилл - в Ростове-на-Дону. Я видел его замечательные спектакли «Федра», «Городок в табакерке», а Костя - в Самаре. Так что они свой провинциальный путь прошли. 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • Лия Ахеджакова: «Живем в диком абсурде»

    В среду, 21 февраля, Мосгорсуд подтвердил решение Басманного суда о продлении меры пресечения троим фигурантам дела «Седьмой  студии». Одним из участников заседания стала Лия Ахеджакова: адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская заявила ходатайство о допуске Лии Меджидовны в качестве общественного защитника, однако суд Ахеджаковой отказал, сославшись на то, что у нее нет диплома по юриспруденции. ...
Читайте также


Читайте также

  • С деньгами не шутят

    Сюжет «Бешеных денег» удивительно похож на «Бесприданницу» того же Островского: это известный факт, который всегда отмечают литературоведы, это очевидность, что бросается в глаза простому неискушенному зрителю. ...
  • «Наш спектакль должен играться без слов»

    Молодые артисты Театра им. Вахтангова во главе с актером, а теперь и режиссером-дебютантом Валерием УШАКОВЫМ, выпустили спектакль «Маркес. Без слов». После премьеры этой экспериментальной работы, которая состоялась в театре «С. ...
  • Театр им. Образцова выпускает «Турандот»

    В субботу, 24 февраля, на Большой сцене Театра кукол им. Образцова состоится премьера - «Турандот» Карло Гоцци. В спектакле зрителей ждет немало сюрпризов. Например, действие происходит в Китае, но расположен он на воде, под мостом одного из венецианских каналов. ...
  • В Большом театре состоится «Бал-маскарад»

    В апреле в Большом театре итальянский дирижер Джакомо Сагрипанти (на фото) представит оперу Верди «Бал-маскарад», написанную в 1859 году для римского Театро Аполло. Столичной публике Джакомо известен благодаря постановке «Дона Карлоса», премьера которого состоялась в 2013 году. ...
Читайте также