«Молодые готовы рисковать»

Олег Лоевский рассказал «Театралу» о проекте «Пятого театра»

 
Одни из лучших молодых режиссеров страны поставят в Омске спектакли. Этому посвящен новый проект «Пятого театра» под руководством Никиты Гриншпуна. Идея принадлежит театральному критику Олегу Лоевскому, которого «Театрал» попросил подробнее рассказать об этом проекте.

- Олег Семенович, как возникла идея вашего нового проекта?  

- Дело в том, что театральная мысль развивается, можно сказать, поколениями. Когда-то вышел «Петербургский театральный журнал», посвященный поколению 1980-1990-х годов, где был Бутусов, Могучий, Праудин, Крамер… В театр пришло поколение, которое застало советскую власть и потом начало творить уже в другой стране.

Потом образовалась некая «демографическая яма», потому что с 1990 по 2001 годы режиссеры выпускались Москвой и Питером, но они, в основном, не шли в профессию. Очень немного режиссеров, которые в это десятилетие закончили театральный вуз и стали профессионалами. Их можно по пальцам пересчитать. В их числе, скажем, Рыбкин и Глуховская…

А потом наступила некая стабильность, и появилось поколение молодых режиссеров, которые были в моих лабораториях, которые поехали в провинцию в отличие от предыдущих поколений, и которые уже сегодня составляют поколение двухтысячных. И об этом поколении написана книга, которая издана «Петербургским театральным журналом», она называется «Без цензуры: молодая театральная режиссура ХХI века». В книгу вошел ряд замечательных имен: Карбаускис, Богомолов, Серебренников и ребята, которые менее известны, но которые много работают в провинции. Это Павел Зобнин, Никита Гриншпун, Марфа Горовиц, Полина Стружкова, Женя Сафонова и много еще имен. Там и Дима Волкострелов, и Митя Егоров, и Юра Квятковский…  Они все разные, у всех разные подходы к театру.

И нам пришла в голову мысль, почему бы не сделать Лабораторию, растянутую на год. Звать раз в полтора-два месяца кого-то из режиссеров, упомянутых в этой книге, делать в театре эскизную работу, а потом, если они найдут общий язык с театром, это может превратиться в спектакль.

- Можно сказать, что участниками будут режиссеры, привыкшие работать без цензуры?

- Я предложил несколько расширить эту идею, потому что сейчас уже появились совсем новые имена, совсем молодые люди. Это и выпускники последнего курса Женовача, и выпускники Фильштинского, и выпускники Хейфеца, которые активно работают в провинциальных театрах, пытаются что-то делать в Москве.

Назовем эту Лабораторию «Книга настоящего и книга будущего». И вот мы решили за год сделать примерно пять-семь эскизов, которые, может быть, превратятся в спектакли. Вот такая программа. Для провинциального театра, по-моему, это любопытно, потому что это даст возможность через театр познакомиться с совершенно разными подходами к нашей реальности.

- Кого планируете позвать для участия в работе Лаборатории?

- В Лаборатории будут участвовать те, кто согласится. Мне кажется, что из этой книги часть ребят уже раскрылись, а часть раскроются чуть позже и станут большими серьезными режиссерами, а пока они не «забронзовели». Они молоды и готовы пробовать, рисковать. 

- Пригласите ли режиссеров уже широко известных?

- Ну, какой смысл звать Кирилла Серебренникова, у которого свой театр, к тому же, он ставит и в Берлине, и в Прибалтике.  Все-таки и Костя Богомолов, и Кирилл Серебренников режиссеры уже сложившиеся, имеющие свою театральную реальность. Поэтому не думаю, что есть смысл их дергать, тем более что оба начинали в провинции. Кирилл - в Ростове-на-Дону. Я видел его замечательные спектакли «Федра», «Городок в табакерке», а Костя - в Самаре. Так что они свой провинциальный путь прошли. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «От Дюма здесь осталась только фабула»

    Театр Луны готовится к первой премьере сезона – спектаклю «Королева» по мотивам малоизвестной пьесы Александра Дюма «Нельская башня». Новую постановку представят на суд зрителей 12 октября. Незадолго до премьеры «Театрал» пообщался с режиссером спектакля Дарьей ПОПОВОЙ. ...
  • Сергей Голомазов готовит премьеру «Тиль»

    В субботу, 22 сентября, Театр на Малой Бронной представит первую премьеру сезона – спектакль Сергея Голомазова «Тиль» по пьесе Григория Горина, стихам Юлия Кима, Юрия Энтина и Евгения Евтушенко. Пьеса «Тиль» была написана Григорием Гориным в 1970 году. ...
  • Театр «Модерн» объявил планы на сезон

    Во вторник, 18 сентября, Московский театр «Модерн» открыл 31-й сезон премьерой прошлого сезона «На дне», приуроченной к 150-летию со дня рождения Максима Горького. О творческих планах на предстоящий сезон рассказали на сборе труппы худрук театра Юрий Грымов и директор Алексей Черепнев. ...
  • Римас Туминас: «Мы часто обращаемся к исповеди...»

    Премьера спектакля Римаса Туминаса «Фальшивая нота» по новой пьесе французского режиссера, актера и драматурга Дидье Карона открыла 98-й сезон в Театре Вахтангова.   Всемирно известный дирижер Милллер (Алексей Гуськов) только что завершил концерт в Женевской филармонии и недоволен игрой своего оркестра. ...
Читайте также