«Мы расстались с комсомолом, а с «Ленкомом» – никогда!»

На юбилее театра раздавались взрывы, пахло порохом и звучала «Варшаверка»

 
– Я, конечно, счастлив, – сказал Марк Захаров после долгих оваций. – Я понимаю, что мне повезло в жизни, когда я получил это назначение. А еще это очень сильное место на теле древней Москвы – так мне объяснил один мудрый человек. Пушкинская площадь, пространство Сретенского монастыря и примыкающий к нему Храм рождества Богородицы в Путинках, который мы, коллектив театра, во главе с Александром Абдуловым, превратили из зверинца, из склада Союзгосцирка в храм. И теперь, когда раздается благовест, мы понимаем, что внесли скромный вклад в нашу культуру.
 
Свое 90-летие «Ленком» отметил большим праздничным вечером. Билеты не продавались. Едва хватило мест рассадить именитых гостей: Владимир Спиваков, Николай Караченцов, Армен Джигарханян, Кама Гинкас, Светлана Немоляева, Владимир Андреев, Марина Зудина, Игорь Миркурбанов, Леонид Каневский, Юлий Гусман, гендиректор Большого театра Владимир Урин, глава Сбербанка Герман Греф, руководитель Департамента культуры Александр Кибовский, директора столичных театров и многие-многие другие.
 
Мероприятие было закрытым. Даже на сайте премии Бориса Беленького «Хрустальная Турандот», организовавшей этот праздничный бал, не давалось новостей и анонсов, но все равно уже с шести часов на входе толпились поклонники «Ленкома» в надежде любыми правдами и неправдами попасть на праздник.
 
Позже ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий прочитал стихи, где говорилось, что за лишним билетиком в «Ленком» публика прибегает аж в Камергерский. Были там и такие строчки:
 
А в «Ленкоме» господа,
Что не личность, то звезда.
Мы расстались с комсомолом,
А с «Ленкомом» – никогда!
 
В этот вечер стихи, оды и дифирамбы звучали еще не раз. Геннадий Хазанов преподнес поэтический подарок в стилистике Пушкина:
 
Коль про «Ленком» сам Познер спросит у меня,
Отвечу с гордостью: да мы ж почти родня!
Не зря мой памятник стоит с театром рядом.
Вот только не пойму, зачем и почему
Меня к «Ленкому» повернули задом?
Что эта поза – знак большой любви?
В чем странного решения основа?
Ужели в том, чтоб я не видел «Годунова»?
Ну, посмотрел бы на него из интереса,
Ну, понял бы, что хуже может быть Дантеса...
 
На сатиру, понятно, никто не обижался – шутить над собой в «Ленкоме» было принято всегда. Позже автор «Бориса Годунова» Константин Богомолов произнес такую речь:

– Дорогой Марк Анатольевич, дорогой «Ленком», дорогие артисты и все-все-все, кто работает в этом театре! Я хочу сказать вам слова бесконечной любви, бесконечной благодарности. Я немного был с вами и был счастлив с вами. И «Ленком» навсегда останется в моем сердце, как и в сердце любого зрителя, артиста, режиссера, помощника режиссера – любого человека, который приходит сюда смотреть спектакли или участвовать в их сотворении.

 
В прежние годы «Хрустальный бал Хрустальной Турандот» посвящался одному человеку. На сей раз Борис Беленький решил объять необъятное и устроить чествование всех (!) ведущих артистов «Ленкома». Задача непосильная, но, оказалось, вполне решаемая. Начали с панегирика в адрес «главной актрисы «Ленкома», великой Инны Чуриковой». Правда, на вечере она присутствовать не смогла. Следом награждали Леонида Броневого и Александра Збруева, Юрия Колычева и первых участников «Юноны и Авось» – Николая Караченцова (см. видео) и Елену Шанину.

«Хрустальная роза» от «Турандот» досталась Александре Захаровой, Виктору Ракову, Ивану Агапову, Александру Сирину, Александру Лазареву-младшему, Андрею Соколову, Дмитрию Певцову и другим.
 
Леониду Броневому награду вынесли в зал. Публика окружила артиста и долго аплодировала стоя. Леонид Сергеевич поблагодарил театр и Марка Захарова за то, что по сей день он, несмотря на все обстоятельства, может играть на любимой сцене. Стоя приветствовали и Николая Караченцова, и Марка Захарова, и, конечно, одного из самых преданных «Ленкому» людей – Александра Збруева. Впрочем, актер прервал аплодисменты властным жестом и поднялся на сцену.
 
– Нарушу сценарий, поскольку в следующий раз, возможно, мне не доведется выходить к микрофону в день юбилея, – сказал он. – Когда я пришел сюда, театру было 35 лет. Сегодня ему 90. Вот и посчитайте…
 
Я давно служу в этом коллективе. Конечно, я знаю о нем все и даже то, чего знать не положено. Это замечательный, прекрасный театр. И, я думаю, что он единственный такой в Москве. Конечно, есть другие театры, не менее потрясающие, и есть артисты, которые любят свой театр, как я люблю свой. Но «Ленком» все же один.
 
Когда я пришел сюда, мне было 23 года. Многие тогда казались стариками. Сегодня я старше их на много-много лет. И это были замечательные актеры. В их числе – Аркадий Григорьевич Вовси, Владимир Романович Соловьев, Борис Израилевич Беккер, Софья Владимировна Гиацинтова. Для меня они были богами. Они играли на сцене и ставили спектакли. И рядом с ними были молодые артисты – Саша Ширвиндт, Миша Державин, Леонид Каневский…
Очень часто не называют режиссеров, которые работали в Театре Ленинского комсомола. Это прежде всего Иван Николаевич Берсенев, который основал ТРАМ, позже переименованный в «Ленком». Слава и хвала ему за то, что театр жив по сей день.
 
Следующее поколение возглавлял замечательный режиссер Анатолий Васильевич Эфрос. И, наверное, каждый, кто хоть в какой-то степени соприкоснулся с его талантом, навсегда запомнил спектакли Эфроса. В моей жизни все, что делалось потом, так или иначе, я равнял по той планке, которую задал Анатолий Васильевич. Он был недолго в нашем театре, всего около трех лет, но за это время поставил девять (!) спектаклей, чем совершенно изменил тот самый репертуар, который был до него.   
 
Наконец, пришел в театр режиссер, которого вы сегодня прекрасно встретили, это Марк Анатольевич Захаров. Марк Анатольевич работает уже очень и очень давно, но есть человек, который дольше всех нас трудится в труппе. Это Юра Колычев. Он пришел сюда 60 лет тому назад. Нельзя забывать и других театральных деятелей, которые наполнили своей энергетикой наш зал. И сегодня это место поистине намоленное.
 
Мне хочется вспомнить еще и о тех, кто не так на виду. Это Оскар Яковлевич Ремез, это Сергей Львович Штейн, это Борис Никтич Толмазов народный артист из Театра Маяковского, который возглавлял «Ленком», когда я сюда пришел. Это Рачья Капланян, один из лучших режиссеров Ереванского театра, это Михаил Туманишвили, один из лучших режиссеров Грузии. Это Александр Морфов, который приходил совсем недавно. И это, конечно же, Константин Богомолов.
 
Вскоре мемуарно-ностальгическую линию продолжил художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт, который вышел на сцену в составе ансамбля «Сатиряне» – барабанщика и трубочиста (позже к ним присоединилась певица).

– Эти люди имеют непосредственное отношение к Театру Ленинского комсомола, – пояснил Александр Анатольевич. – Замечательный музыкант Лев Эркель. Здесь была оркестровая яма, и там он сидел с барабанной установкой и в 1961 году уже стучал. Тогда «Ленком» стучал очень грамотно.
 
Второй музыкант – Димочка тоже имеет прямое отношение к Театру Ленинского комсомола. Он два года ухаживал за одной из ведущих актрис, она ему отказала, и теперь он перед вами. И, наконец, ваш покорный слуга… «Покороный слуга», – какая-то Византия.
 
У меня большая дата. Я существовал в «Ленкоме» с 1957 года. Поступил сюда в день 30-летия Театра сатиры и ровно 10 лет здесь работал. Так что для меня этот праздник называется «80 лет без Ширвиндта».
 
Саша Збруев замечательно рассказал про историю театра, но какие-то нюансы забыл, потому что кардиограмма жизни Театра Ленинского комсомола – этот как кардиограмма взбесившегося инфарктника. И я все это пережил. Вспомнить хотя бы, как режиссер Сергей Арсеньевич Майоров ставил здесь пьесу Салынского «Хлеб и розы» – о становлении колхозов в Сибири. На сцене было собрано огромное количество сибиряков. А поскольку требовалось, чтобы все сибиряки хотели в колхозы, то в массовке участвовали и рабочие сцены, и пожарные... Я находился рядом с замечательным актером Аркашей Вовси. Наши славянско-сибирские лица шокировали Майорова, поэтому мы были закрыты треухами. Мы сидели в середине сцены и смотрели вдаль – в угол левой кулисы, оттуда должен был появиться ходок из Петрограда – рабочий, чья миссия – создавать колхозы. Но, по интриге Салынского, ходока долго ждали. А поскольку артист был запойный, то всякий раз ожидавшие его гадали: вышел он из Петрограда или уже в запое?
 
В том спектакле я говорил фразу: «Мужики, пошто зазря по степу мыкаемся?» По органике и социальной мощи ничего лучше в своей жизни я не сыграл.  
 
Отдельная глава связана с Анатолием Эфросом. Когда ЦК Комсомола неожиданно, с какого-то перепугу решило назначить сюда Эфроса, бедный Анатолий Васильевич, услышав название «Ленинский комсомол», лишился дара речи. Тогда мы вместе со Львом Константиновичем Дуровым взяли Анатолия Васильевича, повели в ресторан «Центральный», что наискосок от мэрии, и там у нас состоялся «Славянский базар». Я не знаю, сколько выпили Станиславский с Немировичем, но мы с Левой выкушали литр водки, так как Эфрос патологически непьющий человек. И в конечном итоге уговорили его. Это вторая веха.
 
И, наконец, третья. Когда Валентин Николаевич Плучек небезосновательно насторожился пребыванием режиссера Захарова в «Сатире», он в слезах отпустил его сюда. Марк Анатольевич даже не знал, где находится Театр Ленинского комсомола. Он меня взял за руку и пришел вместе со мной смотреть весь репертуар. У него был блокнот. И я рассказывал, кто есть кто. Причем очень его щадил. Я говорил:
– Маркуша, соберись, настройся, сейчас выйдет самый плохой артист Советского союза.
 
Под занавес своего выступления в качестве подарка собравшимся Александр Ширвиндт решил добавить «чуть-чуть лиризма».

– Дело в том, что Марк Анатольевич заканчивал ГИТИС, – сказал он. – В то время ГИТИС учил очень хорошо и разнообразно. Кроме актерского мастерства там обучали и музыкальному, и вокальному. Апофеозом музыкального образования Марка было то, что он играл на рояле и пел «Дорожные жалобы» Пушкина и Бернарда. Тогда корпоративов не было, а есть хотелось, и мы, как молодые артисты, были приглашаемы на закрытые вечера, где Марк Анатольевич играл и пел. А меня брал, чтобы подкормить. Я ему подыгрывал на скрипке.

 
После этих слов «Сатиряне» бравурно сыграли неприкрытую фальшь, Александр Анатольевич прокомментировал:
– Простите. Хотели точно воспроизвести исполнение Марка Анатольевича.
 
Была на вечере и грустная страница, посвященная памяти ушедших из жизни ленкомовцев. Ирина Мусаэлян исполнила реквием, а на экране чередой прошли изображения тех, кто составил славу театру. Что ни имя – легенда: Софья Гиацинтова, Серафима Бирман, Евгений Леонов, Григорий Горин, Олег Янковский, Александр Абдулов, Олег Шейнцис и многие другие.
 
Но все же излюбленной темой юбилея была знаменитая ленкомовская энергетика, о которой говорили, кажется, все. Даже в пародии на игру «Что? Где? Когда?» молодые артисты должны были разгадать содержимое черного ящика, в котором, по словам ведущего, хранится визитная карточка «Ленкома». После недолгого обсуждения команда (бессменный член клуба массовых сцен Кирилл Петров, хранитель традиции реплики «кушать подано» Максим Омельченко, капитан Клуба артистов-статистов Алексей Поляков и дважды обладатель «Хрустальной спины» Виталий Боровик) пришли к выводу, что в черном ящике – взрыв. В голосе ведущего прозвучала насмешка. Но ответ оказался верным. Через мгновение ящик взорвался.
 
Вообще в этот вечер порохом пахло часто, взрывы раздавались не раз, шутливо демонстрируя неотъемлемый захаровский прием. В одной из сцен капустника, например, под залпы оружья на сцену выбежали революционные солдаты и матросы – создатели будущего ТРАМа с намерением исполнить «Варшаверку» (разумеется, в честь директора театра Марка Варшавера). А когда в пародии на «Что? Где? Когда?» молодые артисты заработали первое очко, ведущий прокомментировал:
– Итак, счет 1:0 в пользу директора театра «Ленком» Марка Борисовича Варшавера.
Артисты смутились:
– А почему в пользу Варшавера?
– Потому что здесь всё в пользу Варшавера.
 
Марк Борисович всегда в тени. Но он действительно один из тех, на ком не первое десятилетие держится «Ленком». В финале вечера Марк Анатольевич сказал о нем особо:

– Я был назначен сюда главным режиссером тире директором. Но от должности директора потом мне удалось увернуться. Им стал мой друг, сподвижник, человек, который очень многое сделал для этого театра – Марк Борисович Варшавер. 


  • Нравится

Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Артисты врут насчёт любви»

    Вечером в понедельник, 4 декабря, на большой торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова состоится чествование художественного руководителя Театра сатиры Александра ШИРВИНДТА, который в нынешнем году стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены». ...
  • «Звезда Театрала»-2017: победители названы!

    Вечером в понедельник, 4 декабря, в Театре им. Вахтангова состоялась десятая юбилейная церемония вручения премии зрительских симпатий «Звезда Театрала».   В нынешнем году голосование по лонг-листу, а затем и по шорт-листу проходило с 10 июня по 30 ноября. ...
  • «Нуреев» войдёт в историю балета»

    В минувшие выходные главным событием театральной жизни Москвы стала долгожданная премьера балета «Нуреев» в ГАБТе. Спектакль выпускали без режиссера: Кирилл Серебренников с августа находится под домашним арестом. ...
  • Данила Козловский: «Она такая одна»

    К юбилею актрисы, чья жизнь трагически оборвалась в октябре 2012 года, в фойе МХТ им. Чехова открывается выставка «Незабываемая Марина Голуб». В экспозиции будут представлены фотографии из семейного архива и музея МХАТ. ...
Читайте также


Читайте также

  • Родион Щедрин примет участие в своем юбилейном концерте

    Фестиваль к 85-летию классика русской и мировой музыки, композитора Родиона Щедрина, пройдет в Московской государственная филармония. Фестиваль будет состоять из четырех концертов. В пятницу, 15 декабря, в Концертном зале имени Чайковского фестиваль откроет Российский национальный оркестр во главе с художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетневым, который в этот вечер выступит как дирижер и пианист. ...
  • Анатолий Смелянский празднует юбилей

    В среду, 13 декабря, исполняется 75 лет историку театра, педагогу и автору книг Анатолию Смелянскому, чья жизнь последних сорока лет прочно связана с Московским Художественным театром. Со страниц «Театрала» Анатолия Мироновича поздравляют его коллеги. ...
  • В честь Маргариты Назаровой назвали цирк

    В Нижнем Новгороде, где прошли последние годы жизни Маргариты Назаровой (1926-2005), местному цирку присвоили имя этой легендарной дрессировщицы. На фасаде здания появилась металлическая табличка, а коллектив подготовил праздничный аттракцион. ...
  • В Малом театре готовится бенефис Василия Бочкарёва

    В честь 75-летия народного артиста России Василия Бочкарёва 17 декабря в Малом театре после окончания спектакля «Сердце не камень», где Василий Иванович играет главную роль, на сцену выйдут друзья и коллеги артиста – поприветствовать юбиляра. ...
Читайте также