Небылица в лицах

«Современник» отметил свое 60-летие премьерой спектакля о любви, войне и силе духа

 
Торжества в честь своего юбилея «Сов­ре­менник» открыл премьерой спектак­ля «Скажите, люди, куда идет этот поезд» по пьесе молодого драматурга Анны Батуриной (оригинальное название — «Фронтовичка»).
Режиссер Марина Брусникина прочитала авторский текст как пылкое признание в ненависти к войне и любви к жизни. Вопреки опасно торжествующему сегодня лже-оптимизму спектакль — напоминание: война рядом, и она личная травма каждого.

Героиня истории — красавица с балетной статью и солдатской выправкой Мария Не­бы­лица (Виктория Романенко/Полина Пахо­мова). В тылу ее задержал тиф, из-за него она потеряла ребенка и оказалась у матери своего возлюбленного (Илья Лыков) в ожидании его счастливого возвращения. Сержант Кравчук приезжает, только под руку с беременной невестой. Фронтовичка как умеет (а она не умеет) пытается заглушить боль, устраивается в местный Дом культуры преподавать балет. За ней начинает ухаживать сначала блудливый добряк-директор Марк Анатольевич (как всегда органичный Сергей Гирин), затем трогательный гармонист-аккомпаниатор (отличная работа Николая Клямчука). Однако прежняя любовь возвращается. Как выясняется, ровно на одну ночь. Поверив отчаянным словам Небылицы про несуществующий сифилис, он достает нож.

Мелодраматический пафос этой истории заглушает пафос антивоенный. Война «вы­т­равила в Небылице все женское», война научила ее ругаться матом, война сожгла в танке ее чудные волосы, война отобрала у нее нерожденного ребенка. Потому герой ушел к «чистенькой», не воевавшей девочке. Чтобы не вспоминать больше о бесконечных попытках выжить на бойне. Но женская правда побеждает мужскую трусость: Небылица платит верностью за предательство и любовью за убийство. И она ставит своим девочкам-ученицам оду «К радости» Бетховена, подчеркивая немецкое происхождение композитора. Главная сцена героини — надрывная цыганочка с выходом. Главный монолог — о силе человеческого духа: «В войне люди не побеждают и страны не побеждают. Просто наступает новый день, и он такой солнечный, что можно, наконец, вынести на улицу и высушить все подушки, валенки, перины, поставить граммофон на подоконник и услышать Бетховена. Побеждают не люди, не страны, а Бетховен. Или что-то вроде того… Что-то сов­сем другое побеждает всегда…».

В спектакле замечательная сценография (автор — Николай Симонов). Необъятное клеверное поле: видео­зад­ник сцены — ярко-розовое море цветов, на его фоне — уходящий в небо помост. Внизу — мрачный барак и белое солдатское исподнее на веревке. Даже на уровне декораций неба и цветов в этом спектакле больше, чем быта.

И все-таки при всех плюсах «Скажите, люди, куда идет этот поезд» — это пока что яркая работа на вырост. Молодым артистам еще предстоит научиться думать и играть о войне без лишней патетики, как всегда это делало старшее поколение «Современника». Одними глазами. Нутром, где многие смыслы и боль проявлялись в паузах и взглядах.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас»

    На малой сцене Московского Губернского театра 4 и 5 марта состоится премьера спектакля «Сердце матери» по пьесе Карела Чапека «Мать».   Драма «Мать» стала итогом творчества писателя. Карел Чапек написал свою пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу третий рейх. ...
  • Театр Вахтангова расскажет о Людмиле Гурченко

    Премьерные показы спектакля «Люся. Признание в любви» состоятся 6 и 7 марта на Новой сцене Театра им. Вахтангова, информирует в среду пресс-служба Вахтанговского театра. Спектакль режиссера Александра Нестерова будет посвящен Людмиле Гурченко. ...
  • Марк Розовский посвятит спектакль Олегу Табакову

    Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский вновь обратился к знаменитой пьесе «Амадей» британского драматурга Питера Шеффера.   Впервые спектакль по этой пьесе Розовский поставил в 1983 году на сцене Художественного театра по приглашению Олега Ефремова. ...
  • В Театре Виктюка поставят Гумилева

    Одну из главных пьес Серебряного века ставит художественный руководитель театра Роман Виктюк. Главные роли исполнит звёздный состав театра: Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Анна Подсвирова, Дмитрий Жойдик. Работая над новой постановкой, Виктюк вновь обращается к эпохе, которая представляет для режиссера наибольший интерес и отвечает эстетике его авторского поиска, к Серебряному веку. ...
Читайте также