Небылица в лицах

«Современник» отметил свое 60-летие премьерой спектакля о любви, войне и силе духа

 
Торжества в честь своего юбилея «Сов­ре­менник» открыл премьерой спектак­ля «Скажите, люди, куда идет этот поезд» по пьесе молодого драматурга Анны Батуриной (оригинальное название — «Фронтовичка»).
Режиссер Марина Брусникина прочитала авторский текст как пылкое признание в ненависти к войне и любви к жизни. Вопреки опасно торжествующему сегодня лже-оптимизму спектакль — напоминание: война рядом, и она личная травма каждого.

Героиня истории — красавица с балетной статью и солдатской выправкой Мария Не­бы­лица (Виктория Романенко/Полина Пахо­мова). В тылу ее задержал тиф, из-за него она потеряла ребенка и оказалась у матери своего возлюбленного (Илья Лыков) в ожидании его счастливого возвращения. Сержант Кравчук приезжает, только под руку с беременной невестой. Фронтовичка как умеет (а она не умеет) пытается заглушить боль, устраивается в местный Дом культуры преподавать балет. За ней начинает ухаживать сначала блудливый добряк-директор Марк Анатольевич (как всегда органичный Сергей Гирин), затем трогательный гармонист-аккомпаниатор (отличная работа Николая Клямчука). Однако прежняя любовь возвращается. Как выясняется, ровно на одну ночь. Поверив отчаянным словам Небылицы про несуществующий сифилис, он достает нож.

Мелодраматический пафос этой истории заглушает пафос антивоенный. Война «вы­т­равила в Небылице все женское», война научила ее ругаться матом, война сожгла в танке ее чудные волосы, война отобрала у нее нерожденного ребенка. Потому герой ушел к «чистенькой», не воевавшей девочке. Чтобы не вспоминать больше о бесконечных попытках выжить на бойне. Но женская правда побеждает мужскую трусость: Небылица платит верностью за предательство и любовью за убийство. И она ставит своим девочкам-ученицам оду «К радости» Бетховена, подчеркивая немецкое происхождение композитора. Главная сцена героини — надрывная цыганочка с выходом. Главный монолог — о силе человеческого духа: «В войне люди не побеждают и страны не побеждают. Просто наступает новый день, и он такой солнечный, что можно, наконец, вынести на улицу и высушить все подушки, валенки, перины, поставить граммофон на подоконник и услышать Бетховена. Побеждают не люди, не страны, а Бетховен. Или что-то вроде того… Что-то сов­сем другое побеждает всегда…».

В спектакле замечательная сценография (автор — Николай Симонов). Необъятное клеверное поле: видео­зад­ник сцены — ярко-розовое море цветов, на его фоне — уходящий в небо помост. Внизу — мрачный барак и белое солдатское исподнее на веревке. Даже на уровне декораций неба и цветов в этом спектакле больше, чем быта.

И все-таки при всех плюсах «Скажите, люди, куда идет этот поезд» — это пока что яркая работа на вырост. Молодым артистам еще предстоит научиться думать и играть о войне без лишней патетики, как всегда это делало старшее поколение «Современника». Одними глазами. Нутром, где многие смыслы и боль проявлялись в паузах и взглядах.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Быть краской на палитре Дмитрия Крымова очень интересно»

    В Музее Москвы состоялась пресс-конференция перед премьерой спектакля «Борис» по мотивам драмы Пушкина «Борис Годунов». С журналистами встретились – продюсер проекта Леонид Роберман, режиссер Дмитрий Крымов, директор Музея Москвы Анна Трапкова, актеры Михаил Филиппов и Паулина Андреева. ...
  • Большой театр объявил прослушивание для мальчиков

    Конкурсный набор мальчиков 6-12 лет для участия в спектакле «Пиковая дама» состоится 9 ноября в Большом театре. Об этом сообщается на официальном сайте ГАБТа.  Требования к конкурсантам: наличие хорошего музыкального слуха и голоса. ...
  • В Театре на Литейном ждут миссис Сэвидж

    Бенефис народной артистки России Татьяны Ткач отметят в Санкт-Петербургском Театре на Литейном 18 октября. В этот день здесь состоится премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж».  «Наш спектакль – добрая сказка для взрослых, – говорит режиссер Александр Кузин. ...
  • «Любой переживший травму сможет узнать себя»

    В Центре им. Мейерхольда вышла премьера «За белым кроликом». Наполненная аллюзиями на сказку «Алиса в Стране Чудес» история рассказывает о реальной трагедии убийства в Подмосковье двух девушек. Многосюжетная пьеса Марии Огневой  разворачивается в трех пространственных и временных измерениях, где две девушки ночью садятся в попутку к незнакомцу (а в другом представлении – прыгают в Нору за Белым Кроликом), где их матери расследуют преступление, а близкая подруга, главная героиня истории, никак не может пережить травму, изменившую ее мироощущение и жизнь. ...
Читайте также