Наталья Селезнева

«Я называю его Андреев»

 
Под занавес «Звездного вечера» на сцену вышли актеры Владимир Андреев и Наталья Селезнева, которые в следующем году отпразднуют золотую свадьбу. Отличный повод, чтобы расспросить звездную пару о семье, любви и верности.
— Владимир Алексеевич, Наталья Иго­ревна, вы редкая театральная пара, которая долгие годы живет счастливо и неразлучно…

Наталья Селезнева: — В будущем году исполнится 50 лет, как мы вместе. Любовь к Андрееву — это любовь моей жизни. И если бы меня спросили, готова ли я пов­торить жизнь с моим Андреевым, я бы ответила: «Да, да и еще раз да». Я очень не люблю слова «супруг»: «Мы пошли в театр с супругом», «Подайте пальто моей супруге»… По­чему-то своего мужа я всегда называю Андреев!

— Очень нежно.

Н.С.: — Очень нежно и, главное, юридически правильно. Я же не ошибаюсь: он Андре­ев. Иногда, правда, он бывает Вова, очень редко — Володя, чаще всего — все-таки Андре­ев.

— Неужели у вас не бывает семейных конфликтов?

Владимир Андреев: — Мы столько лет вмес­те, но сегодня, когда мы приехали на вечер к чудесному зданию киноклуба «Эльдар», Наташа, не выходя из машины, сказала, что сейчас уедет обратно. Она за что-то на меня рассердилась и сделала вид, будто я пойду сюда один. Но я-то знал, что она пойдет вмес­те со мной.

— Наталья Игоревна, у вас море поклонников, но в то же время один муж, один сын, один театр…

Н.С.: — …и одна запись в трудовой книжке.

— Вы — сама верность. Как же сохранить свое счастье, однажды его встретив?

Н.С.: — Я очень коротко отвечу: надо очень этого хотеть. Вот и всё.

— Хотят многие, но получается далеко не у всех.

Н.С.: — Значит, не очень хотят…

— Владимир Алексеевич, вашу жену, прекрасную актрису, красивую женщину, в начале ее творческого пути готовы были пригласить в любой театр. Почему же вы не позвали ее в тот театр, которым руководили сами?

В.А. (Наталье Селезневой): — Ты дашь мне слово вставить?

Н.С.: — Так я же…

В.А.: — Не даст…

Н.С.: — Так я же не хотела. У меня был и театр, и «Кабачок «13 стульев», который мы играли 15 лет подряд параллельно с премьерами. Там был свой коллектив. Мы очень сроднились. Оставить такой театр и уйти от великого Плучека…

— К великому Андрееву, между прочим.

Н.С.: — Да. И, надо сказать, актрису из меня сделал именно Андреев, за что ему низкий поклон. Я смотрела, как он работает над ролью, и училась у него.

— Такое признание дорогого стоит.

В.А.: — Я бы тоже хотел сделать небольшое признание. Я хочу сказать, что с гордостью ношу знак «Легенда сцены» Премии «Звезда Театрала». Я люблю ваш журнал. Он по-разному пишет, и авторы случаются разные. Но так и должно быть.

А недавно мне вновь позвонили из журнала и неожиданно попросили рассказать о моей матери. Я запечалился, ведь до того момента у меня ни разу не было возможности рассказать о своей маме. Это право мне подарил «Театрал». И этот случай заставил меня вспомнить слова моего великого учителя Андрея Михайловича Лобанова, человека, возносимого и гонимого властью. Он сказал: «Очень важен в нашем деле поиск верного тона». И когда журнал предлагает тебе найти этот верный тон, это заслуживает слов благодарности.

— Спасибо. Рубрике «Монолог о маме» уже три года. Мы задумали ее потому, что то, как актеры и режиссеры рассказывают о своих матерях, совершенно иначе раскрывает в каждом из них человека. Сейчас мы готовим книгу, в которую войдут все собранные рассказы. Нам это дело кажется очень важным, потому что все в жизни начинается с мамы. Но раз уж мы заговорили о книгах, расскажите, какая литература сыграла в вашей жизни особую роль?

Н.С.: — Жизнь моя сложилась так, что меня воспитывали на классике. Когда мне было четыре года, мама и тетка знакомили меня с литературными персонажами — Китти, Вронским, Рос­то­вым, — и у меня возникало ощущение, что эти люди живут среди нас. Когда я узнала, что они герои из книг, это стало настоящим детским потрясением.

Мой любимый поэт — Пушкин. К нему возвращаешься, его цитируешь, им восторгаешься. С Пушкиным я росла, познавала жизнь, любила. Первое, что я услышала, — это «Сказ­ка о рыбаке и рыбке». В нашем дворе жила великая Мария Ива­нов­на Бабанова. В детстве меня выводили на балкон и говорили: «Вон гуляет Бабанова со своими собачками». Я тогда еще ничего не понимала, но после того, как узнала, что мультфильм по сказке Пушкина озвучивала она, мое отношение к ней стало особенным. Эта сказка всю жизнь напоминает мне, что не надо хотеть больше того, что достаточно человеку. Я смотрю на дома и дачи чиновников и богачей, и у меня никогда не возникает чувства зависти — упаси бог! Видишь эти замки и вспоминаешь старуху из сказки…

— И последний вопрос. Владимир Алек­сеевич, лучшие театры Москвы десятилетиями возглавляют мэтры, а вы один из немногих, если не единственный, кто решился уступить руководящую должность. Почему вы приняли это решение?

В.А.: — Однажды выдающаяся актриса, моя партнерша Эля Быстрицкая, мне сказала: «Володечка, у вас чудесный театр, такая атмосфера, но, когда идешь, видны прорывы в линолеуме. Починить бы…» И я заскучал. А потом Танечка Шмыга, другая моя любимая партнерша, сказала мягко: «Володя, знаешь, если подновить туалеты, будет совсем хорошо». И я заскучал всерьез. А еще у меня была мечта — Малая сцена. И я пробивал эту идею. Правительство Москвы даже выделило ­какие?то деньги, но вдруг пропала фирма, которая должна была заниматься строительством. Фирму искали-искали — и не нашли. И все подзастыло. И я окончательно заскучал.

Так бывает: возникает необходимость делать ремонт, а ты чувствуешь, что недостаточно силен, чтобы сказать: «Починим немедленно!» Так я мог говорить, когда только принял театр. Я ходил тогда в кожаной куртке, она мне помогала — как было удобно жить! Теперь все стало по-другому. Насту­пает время, когда человек, для того чтобы сохранить удобное положение, должен перестать цепляться за него. Иногда надо искать иное качество.

Поняв это, я спросил себя: а кто знает Ермоловский театр со всеми его невзгодами и взлетами? А что если Меньшиков? Он появлялся на этой сцене неоднократно. Он знаковая фигура. Он энергичен. Его любит зритель. Сказано — сделано. Меньшиков провел грандиозный ремонт, достроил мою Малую сцену. Более того, когда я туда вошел, увидел надпись: «Андреевский зал». Я застеснялся. А сын мой и вовсе сказал: «Папа, не рановато ли?» Но не станешь же спорить — не я давал сцене такое название. Сейчас я играю, воспитываю учеников в ГИТИСе. Я, конечно, не тот, что был прежде, прыгаю не так, как раньше, но я живу! И я счастлив.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также