События и разочарования

Каким, по мнению критиков, был театральный год

 
По традиции летом «Театрал» просит экспертов выделить главные направления текущего процесса:
1. События;
2. Разочарования;
3. Тенденции.
Однако летом формируется и лонг-лист премии зрительских симпатий «Звезда Театрала», а потому у читателей этого номера есть возможность сравнить, насколько мнение столичных критиков отличается от мнения зрителей — самого массового жюри, ради которого каждый вечер артисты выходят на сцену.

Ольга Егошина, профессор Школы-студии МХАТ, обозреватель «Театра­ла»:

1. В этом сезоне очень мощно работало среднее поколение режиссеров. Владимир Панков, Николай Рощин, Никита Гриншпун, Рузанна Мовсесян, Ирина Керученко, Никита Кобелев явно обрели новое дыхание и новый масштаб. Их работы во многом определили лицо сезона. И это важно, особенно в условиях, когда так остро встал вопрос подготовки «скамейки запасных».

2. Самое тревожное событие сезона — угроза закрытия, нависшая над одним из лучших московских театров — «Студией театрального искусства» Сергея Женовача. Мне кажется, если с этим театром и впрямь случится непоп­равимое, то нас не простит театральная история. Да и мы сами себя не простим.

3. Театр приучается жить в условиях «тощих лет». Учится искать спонсоров для больших гастролей. Учится налаживать обменные гастроли напрямую. Учится считать затраты на постановку и предполагаемый срок ее жизни. И вопреки тяжелым прогнозам сезон получился яркий, разнообразный, увлекательный.

Марина Шимадина, обозреватель «Театрала»:

1. Главное событие сезона случилось не в Москве и не в Петербурге, а в новосибирс­ком «Красном факеле», где Тимофей Куля­бин выпустил поистине новаторских «Трех сестер», заставив героев Чехова говорить на жестовом языке глухонемых. Хресто­ма­тийная пьеса, лишенная привычных речевых и интонационных штампов, заиграла новыми крас­ками и оказалась до боли пронзительной, сегодняшней и понятной... Событие это отнюдь не местного масштаба, о чем свидетельствует успех спектакля и в Москве на фестивале «Территория», и в Вене на Wiener Festwochen.

Если продолжать разговор о фестивалях, для меня как эксперта «Золотой маски» важным событием стала программа «Маски+», посвященная военной теме. Спектакль «Фронтовичка» Сергея Левицкого из Улан-Удэ, томские «Победители» Дмитрия Егорова, «Молодая гвардия» Мастерской Григория Козлова и «Город-герой» Александринского театра подняли серьезные вопросы историчес­кой памяти и вызвали не только живой зрительский интерес, но и весьма содержательные обсуждения.

2. Максим Диденко, в прошлые годы зарекомендовавший себя оригинальными пластическими постановками, выпустил в Москве два спектакля — «Идиот» в Театре наций и «Пастернак. Сестра моя — жизнь» в «Гоголь-центре». Мне они показались вторичными по приемам и не совсем адекватными по отношению к первоисточнику, в отличие, скажем, от прошлогодней премьеры «Хармс. Мыр» в том же «Гоголь-центре», где форма вполне соответствовала содержанию — обэриутским текстам Даниила Хармса.

3. Не хочется лишний раз говорить об окончательно оформившемся расколе в теат­ральной среде и информационных войнах, где в ход идет воскресшая риторика советс­ких времен: «вредная идеология», «непатриотичность», «чуждые нам ценности» и т.д. Хотя нет худа без добра — бои за «Золотую маску» привели к созданию «Ассоциации театральных критиков», профессионального союза, который консолидировал большую часть пишущих о театре специалистов.

Из положительных тенденций рада отметить рост внимания к разнообразным просветительским, социальным проектам и инклюзивному театру. Работа Бориса Павловича в БДТ им. Товстоногова, фонда «Со-единение», Театра наций и Центра Мейерхольда в Москве показывает, что в театральной среде все же много неравнодушных людей, озабоченных не только своими личными амбициями.

Павел Руднев, доцент РУТИ, помощник художественного руководителя МХТ им. Чехова по спецпроектам:

1. Спектакли, в которых происходит поиск «подлинного», альтернативного символа веры. Театр откликается на актуализацию церковного вопроса в России работами, в которых вера оказывается не нормативной идеологической константой, а формой духовного поиска. Это роль маленького человека и большого христианина Якова Скороходова, сыгранная Константином Райкиным в «Чело­веке из ресторана» («Сатирикон», реж. Егор Перегудов), и роль Бекки, сыгранная Юлией Пересильд в «Кроличьей норе» (Театр на Малой Бронной, реж. Сергей Голомазов). К числу самых сильных впечатлений столичного сезона можно отнести спектакль Дмитрия Крымова «А.С.?Пушкин. Евгений Онегин. Своими словами» («Школа драматического искусства»), спектакли Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо» и «Машина Мюллер» в «Гоголь-центре», а также удивительное высказывание о современной женщине в «Коте стыда» Марины Брусникиной в РАМТе.

Событиями театральной жизни также назову грандиозный театроведческий труд — книгу полного собрания статей о спектаклях Евгения Вахтангова и крайне удачный в этом году фестиваль «Золотая маска», предъявивший удивительную пестроту, многоголосие, полноценность театра в российской провинции.

2. Свои разочарования оставлю при себе, потому что критика стала опасной профессией. Скажешь о разочарованиях, и твои слова тут же используют, чтобы художника лишить финансирования, поста, права на профессию. Предпочитаю молчать на этот счет, пока охота на ведьм и мания доносительства не нас­кучит власти.

Тем не менее самая крупная печаль сезона — отъезд Ивана Вырыпаева, сегодня драматурга № 1, из России. Печаль усиливается, как только понимаешь, какими сильными были сезоны Ивана в театре «Практика», где искался новый облик детского театра и осуществлялся тот же, описанный в первом ответе, поиск новых символов веры современного человека.

3. Доверие молодой режиссуре. 30-летние стали ставить на больших площадках, им стали доверять большие театры (хотя бы в регионах). Сергей Левицкий в Улан-Удэ. Искандер Сакаев в различных российских городах. Максим Диденко, работающий на стыке современной пластики и драмы в сотрудничестве с мощным композитором Иваном Куш­ниром. «Гроза» в Театре им. Вахтангова обещает развитие автономного режиссерского сознания Уланбека Баялиева. В самостоятельную фигуру вырастает выпускник додинской мастерской Семен Александровский. Создавая театр аскетический, минималистский, экономичный, Семен нащупал эксклюзивную тему контакта современного театра и современной науки. В вербатиме про Академгородок «Элементарные частицы» (новосибирский «Старый дом») говорится об особом складе сознания ученых — тех, кто здесь и сейчас прозревает, творит, проектирует мир нашего будущего в своей неудержимой фантазии.

Ксения Ларина, обозреватель «Эха Москвы» и журнала The New?Times:

1. Триумф русского современного театра в Европе. В этом году впервые в истории куратором программы крупнейшего европейского театрального фестиваля в Вене Wiener Festwochen стала театральный критик Мари­на Давыдова, которая включила в репертуар фестиваля нашумевшие спектакли «Иде­альный муж» Константина Богомолова (МХТ им. Чехова) и «Три сестры» Тимофея Куля­бина («Красный факел», Новосибирск). В прог­рамму легендарного Авиньонского фестиваля попали «Мертвые души» Кирилла Се­реб­ренникова («Гоголь-центр»). И на главном европейском кинофоруме в Каннах особой наградой был отмечен фильм Сереб­рен­никова «Ученик», созданный им на основе одноименного спектакля в «Гоголь-центре». Таким образом, и в мировое культурное поле российские сюжеты вписываются в советском диссидентском контексте: что вызывает на родине наибольшее раздражение, то является наиболее востребованным и успешным на Западе.

Из главных премьер сезона отмечу «Ма­ши­ну Мюллер» и «Кому на Руси жить хорошо» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» — работы, в которых режиссер раздвигает границы свободы до невероятных высот, не нарушая своих эстетических принципов, в которых главным остается вера в человека, в его разум и совесть.

Эксперименты с текстами и войну с коллективным бессознательным продолжает Константин Богомолов: его «Мушкетеры» (МХТ) и «Князь» («Ленком») стали самыми осуждаемыми, самыми обсуждаемыми и самими яркими событиями сезона.

Активно и динамично развивается социальная, гуманистическая роль театра, когда театр становится опорой и поддержкой для самых нуждающихся, брошенных государством — сирот, стариков, инвалидов и людей с особенностями развития.

2–3. Разочарования мои связаны с всепобеждающим культурным невежеством, с культурной апатией, охватившей общество. Деятели культуры стараются не высовываться — как в творческом, так и в гражданском смысле. И эта культурологическая вялость постепенно перемещает акценты: элита теряет свои державные позиции и перемещается на обочины, в культурное подполье, в андеграунд, потихоньку превращаясь в параллельное пространство, вне федерального внимания и финансирования.

С полос центральных газет и из эфиров федеральных каналов практически исчезли культурологические программы, дискуссии, обзоры главных событий и проблем отечественной культуры. На телевидении нет ни одной театральной программы, театральную критику окончательно победила околотеатральная журналистика. Никто в масс-медиа не отслеживает театральные процессы, не пытается говорить о смыслах и тенденциях современного театра. Это настоящая гуманитарная катастрофа, последствия которой мы даже не можем сегодня представить.

Примитивное и преступное деление искусства на патриотическое и антинародное возвращает нас в худшие советские времена, когда во враги народа записывали не только отдельных деятелей культуры, а целые эстетические и художественные направления.

Особую оторопь вызывает тот факт, что стремительное выскабливание русского сов­ременного искусства из мирового контекста происходит под непосредственным руководством Министерства культуры.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также