«Мёртвое» царство

Почему летом культурная жизнь замирает только в России

 
Лето — долгожданная пора громких премьер, масштабных фестивалей, перформансов, уличных шествий — в большинстве стран, но только не в России с ее шестью сотнями театров и уникальным сценическим наследием от Щепкина до Богомолова. По многолетней традиции летом в России наступает «мертвый сезон». «Театрал» спросил у экспертов, есть ли в нем смысл.
Сергей Голомазов, худрук Театра на Малой Бронной:

— В любом репертуарном театре, как некоем бюджетном учреждении культуры, существует конституционный отпуск, который составляет 28 календарных дней. Естественно, выгоднее всего давать его творческой части и работникам цехов в так называемый «мертвый сезон» — летом, потому что именно на летний период приходится сокращение посещаемости. Строго говоря, люди начинают реже ходить в театр уже с первой половины мая, особенно если погода стоит хорошая. И это испытывают на себе все театры. Более того, некоторые брендовые театры, которые находятся в первой пятерке по заполняемости зала, в летний период иногда не играют спектакли по пятницам, хотя зимой это самый посещаемый день. Это связано с тем, что москвичи в конце недели уезжают на дачу. Так что летом театр конкурирует с дачными участками… Это не относится, пожалуй, только к шлягерным спектаклям, билеты на которые традиционно продаются хорошо. Но не все спектакли являются таковыми. Вот и получается, что, во-первых, артисту, как и любому работнику, надо когда-то отдыхать, а во-вторых, именно летом падает посещаемость. Поэтому июнь, июль и август — это месяцы, когда театр уходит в отпуск.

Что касается Театра на Малой Бронной, так сложилось, что мы начинаем работать уже в августе. Впервые этот эксперимент был проведен в театре еще до моего прихода и экономически он себя полностью оправдал. Посещаемость в это время высокая, так как в городе много туристов, которые с интересом ходят в театр. Работать в августе было проблематично лишь однажды — в 2010 году. В тот год под Москвой горели леса, и это была катастрофа для всех. Но, надо сказать, даже тогда наш зал был заполнен на две трети. Люди сидели в дыму, с которым не справлялся кондиционер. Будем надеяться, такие непреодолимые катастрофические обстоятельства больше не повторятся. Этим летом мы планируем не только играть, но и выпустить две премьеры на Малой сцене — это «Разговоры после прощания» и «Подлинная история Фрекен Бок».

Софья Апфельбаум, директор РАМТа:

— Каждый театр смотрит по себе: закрываться ему на лето или работать? У нас, например, в июне играются спектакли, а в июле и августе — даются ставшие традиционными «Балетные сезоны», поскольку театр приспособлен для показа балетов и опер (он и строился до революции как оперно-балетный), к тому же, выгодно расположен в центре города. В летние месяцы наш зал арендуют, что для нас достаточно выгодно. То есть пока труппа отдыхает, театр сдается в аренду.

Публика летом разная. Есть и москвичи, которые остались в городе, и туристы. В июле людей, конечно, меньше, но в августе собирается полный зал. Так что летом люди тоже ходят в театр.

Вообще, «пассивный сезон», конечно, нужен в том смысле, что в это время удобней привести в порядок хозяйство, проверить техническое оснащение и сделать ремонт. В театре обязательно должна проводиться профилактика. Нам, например, это проделать сложнее, поскольку как такового «пассивного сезона» в РАМТе нет.

Иосиф Райхельгауз, худрук «Шко­лы современной пьесы»:

— Я абсолютно убежден, что в любое время года публика приблизительно одинаково ходит в театр. Разговоры о том, что в сезон отпусков заполнить зал невозможно, ведут неуклюжие администраторы, которые не хотят или не могут продавать билеты. То?Рождественская неделя, то Пасхальная, то Первомай, то летние отпуска, то зимние отгулы… В любое время года найдется оправдание низкой посещаемости театра. Конечно, летом наблюдается отток московских зрителей. Но летом происходит и огромный приток туристов. Так что, при грамотном администрировании всегда можно найти выход.

Другое дело, что у самих людей театра, как и у любых других, есть понятие летнего отпуска. А театры, к тому же, меряют свою жизнь сезонами. И сезон заканчивается в июне. У артиста срабатывает психологический рефлекс: я отыграл сезон, я имею право на отдых. Поэтому все-таки психологически правильно давать коллективу отпуск летом. Есть театры, которые экспериментируют, например, уходят в отпуск в сентябре и открываются в октябре. Но они это делают потому, что для них предпочтительней отдыхать в сентябре, а не из каких-то финансовых соображений.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Жан-Кристоф Гуэрри приглашает на репетицию балета

    В преддверии премьеры «Баланчин / Тейлор / Гарнье / Экман» Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко объявил открытую репетицию балета Жака Гарнье «Онис». Мероприятие, участниками которого могут стать все желающие, состоится на Малой сцене 28 октября в 15 часов. ...
  • На памятник Сергею Бодрову не хватает средств

    Открытие памятника Сергею Бодрову-младшему перенесено на лето 2018 года. Об этом на пресс-конференции в ТАСС сообщил координатор проекта Роман Сергеев. «Мы планировали возвести памятник в этом году, но в силу определенных трудностей реализовать его в этом году не получится. ...
  • Старообрядцы претендуют на здание театра кукол

    Не успел отгреметь скандал в Ростове-на-Дону, где здание театра кукол передали в собственность РПЦ, как начали приходить вести из Пскова. Здесь на историческую постройку на берегу реки Великой, являющуюся памятником федерального значения, претендуют старообрядцы. ...
  • В Смоленске запретили к показу фильм «Тряпичный союз»

    В минувший уикенд в центральном парке Смоленска был отменен запланированный открытый показ картины Михаила Местецкого «Тряпичный союз». Об отмене показа фильма режиссер сообщил  на своей странице в Facebook:  «Комические новости. ...
Читайте также