Авторская колонка Александра Ширвиндта

Музы на фронте

 
Очередная, пусть не круглая, но все равно святая дата — 71-й год Победы. Все пустынней скверик у Большого театра. Все меньше головной боли у префектов по поводу поисков достойного жилья для ветеранов, все меньше белых пятен у поисковых энтузиастов безымянных захоронений.
О войне было столько написано, снято, сыг­рано, документально придумано, что найти не растиражированную щелочку воспоминаний практически невозможно. Но — артист на фронте. Не артист-солдат, которых тоже было очень много, а артист во фронтовых бригадах. На всех фронтах Великой Отечественной войны «гастролировали» такие бригады. Судьбы их драматичны, а порой и трагичны.

Уникальный театральный деятель прошлого века Борис Михайлович Филиппов, возглавлявший в лучшие годы Центральный дом работников искусств, далее до самой своей кончины курировал Центральный дом литераторов. Он создал литературный мемориал артис­там-фронтовикам в книге «Музы на фронте». Прочтите обязательно. Там скрупулезно, трогательно, а главное, стопроцентно достоверно описываются «одиссеи» актерских бригад — весь спектр их военных передвижений.

Сам Борис Михайлович руководил одной из таких бригад и с 1942 по 1944 год практически находился на фронте. Актерские бригады были очень мощные по составу и разнообразны жанрово. Например, какая-то бригада целиком состояла из ведущих артистов Большого театра. Ее возглавляла великая Барсова. В составе были Лепешинская, Мессерер и т.д.

Замечательный чтец Сергей Балашов с бригадой дал более 600 концертов на фронте. Кстати, очень поучительно сегодня напомнить современникам, что в те трудные военные времена артисты на свои деньги строили военную технику. Летали самолеты «Леонид Утесов», «Клавдия Шульженко», а танк «Сергей Балашов» дошел до Берлина.

Я говорю об этом не понаслышке. Во-первых, по старости, а во-вторых, потому, что одной из военных бригад руководила моя матушка. В составе бригады были великий Дмитрий Журавлев, замечательная самобытная исполнительница русских песен Лукьян­ченко, юмористы Тодес и Домогацкая, советско-китайский иллюзионист Ван-Тэн-Тау и мой отец. Филиппов пишет в своей книге: «Одним из музыкантов, связавших свою жизнь с фронтом, был А.Г.?Ширвиндт. Единственное, что его волновало, — это сохранность хрупкого инструмента — скрипки, без которой его пребывание в бригаде теряло бы всякий смысл. При тряских переездах по проселочным дорогам он прижимал футляр со скрипкой к груди, как любимого ребенка».

История со скрипкой имела свое продолжение. Папа не только играл во фронтовых концертах, но также, из-за отсутствия фортепиано, аккомпанировал балету и оперной певице Деборе Пантофель-Нечецкой. И вот во время одного из переездов в машину с артистами попал большой осколок и раздробил папину скрипку.

Когда артисты приехали на место концерта, то доложили начальству о возникшей ситуации и невозможности выступления. Армейское начальство (а это оказалась ни больше ни меньше ставка Георгия Жукова) сказало подчиненным: «Достать скрипку».

Шел 44-й год, трофеев было уже достаточно. Через некоторое время по приказу Жукова привезли три скрипки, папа выбрал одну и пошел на войну, концертировал после войны, преподавал и играл в оркестре Большого театра. Инструмент был мастера Гобетти с удивительным звуком, что, впрочем, не надо доказывать, слушая Спивакова.

Прошли годы, и папа показал скрипку профессору Янкелевичу, своему приятелю, который определил, что в нижней деке завелся червячок и скрипка погибает, надо срочно что-то делать, если еще не поздно. Скрипка оказалась у Янкелевича. Не знаю, боюсь клеветать на большого мастера, но так или иначе червячка (если он был), очевидно, вывели, и скрипка попала впоследствии в руки ученика Янке­левича — Владимира Спивакова. Папа был бы счастлив, если бы узнал об этом.

И вот в Большом зале консерватории состоялся тысячный концерт «Виртуозов Москвы». За три месяца до этого события мне позвонил Володя Спиваков и сказал, что настало время публично отнять у него скрипку, и как раз подвернулся удачный случай — юбилейный концерт. Мы вышли с незаменимым Державиным на сцену Большого зала, я отнял у Спивакова скрипку, рассказал эту душещипательную историю и в подтверждение своих слов сыграл десять нотных строк из Концерта Вивальди (кульминация моего скрипичного образования) в сопровождении «Виртуозов Москвы», правда, при дирижировании Державина, что несколько снижало серьезность момента.

Бедный мой папа! Мог ли он себе представить, что не пройдет и семидесяти лет, и непутевый сын будет играть на его скрипке в Большом зале консерватории в сопровождении «Виртуозов Москвы» перед уникальной по составу аудиторией, в присутствии первого президента России Ельцина и Жванецкого.

Каждый год 9 Мая на даче в Пахре собирался узкий круг фронтовиков. Никогда ни слова о войне. Только переглянуться, чокнуться и выпить. Сегодня 9 Мая на столе будут стоять стопочки водки, покрытые кусочками черного хлеба. Это рюмки моих ушедших дру­зей-фронтовиков — Зямочки Гердта, Пети Тодоровского, Миши Львовского, Булата Окуджавы, моего любимого брата Бобки. Я с ними чокаюсь и выпиваю.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
  • Между храмом и супермаркетом

    Понятно, что любые проекты и планы в наших условиях – вещь эфемерная и не гарантированная. Помните ли вы, например, о том, что к 2018 году в Москве на Крымской набережной должен был возникнуть музейный город? Это обещал в былые времена культурный куратор Сергей Капков, который неровно дышал к музею «Гараж» и хотел объединить его с новой Третьяковкой. ...
  • Гасим картинные страсти

    Случай, произошедший в мае в Третьяковской галерее, поднял целую волну рассуждений о преступлении и наказании в сфере искусства. В поступке жителя Воронежской области, которого, якобы, «накрыло» водкой в галерейном буфете, искали тайные смыслы и знамения. ...
  • Итоги сезона

    Фото: сцена из спектакля Дмитрия Крымова  «Му-Му», Театр наций  В начале июня премия зрительских симпатий «Звезда Театрала» опубликовала итоги первого этапа голосования. В течение всего лета зрители могут выбрать из лонг-листа понравившиеся спектакли, актерские и режиссерские работы. ...
Читайте также