Иосиф Райхельгауз: «Давно не встречал Новый год с таким радостным ощущением»

 
В среду, 28 декабря худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ вскрыл в Департаменте конкурентной политики Москвы конверт с названием строительной компании, которая выиграла тендер на проведение реконструкции исторического здания на Неглинке. Корреспондент «Театрала» прогулялся с режиссером по историческому зданию и узнал, какие преобразования ожидают «Школу современной пьесы».
 
Напомним предысторию. В ноябре 2013 года в театре, расположенном на Неглинной улице, произошел пожар. Историческое здание на Трубной площади, в котором сто лет назад размещался легендарный ресторан «Зимний Эрмитаж», сильно пострадало. Сразу после пожара здание законсервировали, чтобы дождь и снег окончательно его не разрушили, а коллективу Иосифа Райхельгауза предложили временное пристанище в ДК им. Серафимовича на Тишинке. Театр и нынче там играет спектакли, выпускает премьеры, однако работы продолжались и в основном здании. За минувшие три года там провели полное обследование, укрепили фундамент и стены, благодаря чему была составлена смета.
Как сообщил «Театралу» Иосиф Райхельгауз, тендер выйграла компания ООО РСК «Возрождение». Цена сметы 577 487 364, 42 рубля. Сроки окончания работ – июль 2018 года. Это означает, что если подрядчик уложится в указанный срок, то «Школа современной пьесы» откроет свой 30-й юбилейный сезон в историческом здании.

 
Иосиф Леонидович, три года театр ожидал начала реконструкции. Наконец радостные вести. Вы сами позитивно настроены?
– Конечно. Давно не встречал Новый год с таким радостным ощущением. На самом деле, мы шли к реконструкции не три года, а больше. Мечтали о ней еще до пожара. Причем в наши планы входила не только реконструкция исторической сцены, но и строительство Новой.

А какова, кстати, ее судьба?
– Надежда есть. Правительство Москвы охотно идет на создание государственно-частных партнерств, так что не исключено, что и у нас появится инвестор, которому будет интересен строительный проект в самом центре города. Сегодняшний день могу назвать счастливейшим. Собираюсь лично контролировать процесс – регулярно бывать на стройплощадке, наблюдать, как реставрация сопрягается с приспособлением к театральной деятельности.
Это важно для города. В центре Москвы появится великолепный обновленный особняк, памятник культуры, украшение архитектурного облика Трубной площади.
 
Удалось ли сберечь здание от разрушения?
– После пожара здесь прошла мощнейшая консервация. Главное, что в здании сразу закрыли крышу, потому что дождь и снег могли бы сильно ему повредить. За это время несколько раз усиливали стены, укрепляли фундамент здания. А главное, провели большие изыскательные работы.
 
Как вы считаете, могла бы реконструкция начаться раньше? Или три года это достаточно быстрый срок для подготовительной работы?
– Я знаю театры, которые десятилетиями ждали реконструкции. Поэтому как ответить на ваш вопрос? С точки зрения театральной истории, три года срок, наверное, небольшой. А с точки зрения нашего дискомфорта – просто огромный. Мы очень надеемся, что стройка закончится в обозначенные строки. То есть в июле 2018 года. Надеюсь, что театр и зрители сюда вернутся.
 
Слышал, что во время подготовительных работ здание раскрыло некоторые свои секреты…
– Действительно, в здании открыли старые слои краски, живопись, которая была спрятана под слоями известки. Под сценой мы обнаружили меню ресторана «Ольвье», датированное 1913 годом. Там же лежали вилки и рюмочки. Жаль, конечно, что нам не попался исторический контракт Чехова с Сувориным, который именно в этих стенах был подписан, или ноты Чайковского, по которым он здесь играл, но меню тоже ценная находка. Мы непременно его вывесим в зрительской зоне, когда реконструкция кончится.
 
Это единственное здание на Трубной площади, которое сохранило свои кирпичи и фундамент. За 25 лет, пока мы здесь жили, я видел в окна своего кабинета, как сносились и разрушались все дома вокруг (на их месте строились новые). А наш театра – это настоящий московский дом, настоящий памятник культуры и истории. Мало кто знает, что именно в наших стенах Достоевский в день памяти Пушкина повторил свою знаменитую речь, которую написал на открытие памятника великому поэту.
 
Дом был когда-то трактиром Тестова. В подвале течет Неглинка, она открыта. В этом доме родилось выражение «концы в воду». Судя по различным источникам, случалось, что люди сюда заходили, но уже никогда не выходили. Они уплывали по Неглинке. В произведении Гиляровского «Москва и москвичи» в главе «На трубе» описан как раз этот дом.
 
А как же ресторан «Зимний Эрмитаж»? Что-нибудь (кроме меню и вилок) сохранилось от его убранства?
– Совсем немногое, ведь в советское время здание не раз меняло свое предназначение. Был здесь и Дом крестьянина, и стоматологическая поликлиника, и институт. Во времена ресторана здесь был живописный лепной потолок. Частично мы его восстановили (он выполнен по эскизам Врубеля). «Зимний Эрмитаж» - место где собиралась вся интеллигенция и профессура Москвы. Именно здесь отмечали Татьянин день. Причем известно, что в те времена так гуляли, что даже приходилось посыпать пол опилками (берегли паркет). А на пальто профессоров и студентов писали адреса, чтобы извозчики знали, куда их везти.
На задворках нашего «Зимнего Эрмитажа» располагались женские бани и до сих пор есть дверь, которая туда вела (бани, увы, не сохраниись).
 
Ожидаются ли какие-то преобразования театра?
– Нам хотелось, чтобы вместо части ветхого здания была выстроена Новая сцена. Таким образом здесь возник бы целый культурный комплекс. У нас не только большая труппа и солидный репертуар, но и четыре мастерских ГИТИСа. Огромное количество фестивалей – молодой режиссуры, современной драматургии и так далее. Театр давно уже работает, как огромный культурный центр, но только площади для этого нет.

Поэтому мы очень надеемся, что в рамках столь популярной сегодня тенденции, когда соединяются государственный и частный капитал, найдется человек, который любит театр и согласится вместе с правительством Москвы возвести самую недорогую, но простую павильонную сцену.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
  • «Я живу сегодняшним днем»

    В понедельник, 15 апреля, отмечает юбилей член общественного совета Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала», народная артистка СССР Алла Пугачева. Пугачева – звезда яркая и недостижимая, но однажды корреспонденту «Театрала» удалось взять у нее интервью, оно было сделано в студии «Радио Алла» в связи с прошлым юбилеем певицы. ...
  • «Генератор энергии»

    15 апреля одной из самых харизматичных и неподражаемых актрис театра и кино Ольге Волковой исполняется 80 лет.   Вадим Дубровицкий, продюсер, режиссёр:  – Она человек парадоксальный, с ней всегда надо держать ухо востро. ...
Читайте также