Иосиф Райхельгауз: «Давно не встречал Новый год с таким радостным ощущением»

 
В среду, 28 декабря худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ вскрыл в Департаменте конкурентной политики Москвы конверт с названием строительной компании, которая выиграла тендер на проведение реконструкции исторического здания на Неглинке. Корреспондент «Театрала» прогулялся с режиссером по историческому зданию и узнал, какие преобразования ожидают «Школу современной пьесы».
 
Напомним предысторию. В ноябре 2013 года в театре, расположенном на Неглинной улице, произошел пожар. Историческое здание на Трубной площади, в котором сто лет назад размещался легендарный ресторан «Зимний Эрмитаж», сильно пострадало. Сразу после пожара здание законсервировали, чтобы дождь и снег окончательно его не разрушили, а коллективу Иосифа Райхельгауза предложили временное пристанище в ДК им. Серафимовича на Тишинке. Театр и нынче там играет спектакли, выпускает премьеры, однако работы продолжались и в основном здании. За минувшие три года там провели полное обследование, укрепили фундамент и стены, благодаря чему была составлена смета.
Как сообщил «Театралу» Иосиф Райхельгауз, тендер выйграла компания ООО РСК «Возрождение». Цена сметы 577 487 364, 42 рубля. Сроки окончания работ – июль 2018 года. Это означает, что если подрядчик уложится в указанный срок, то «Школа современной пьесы» откроет свой 30-й юбилейный сезон в историческом здании.

 
Иосиф Леонидович, три года театр ожидал начала реконструкции. Наконец радостные вести. Вы сами позитивно настроены?
– Конечно. Давно не встречал Новый год с таким радостным ощущением. На самом деле, мы шли к реконструкции не три года, а больше. Мечтали о ней еще до пожара. Причем в наши планы входила не только реконструкция исторической сцены, но и строительство Новой.

А какова, кстати, ее судьба?
– Надежда есть. Правительство Москвы охотно идет на создание государственно-частных партнерств, так что не исключено, что и у нас появится инвестор, которому будет интересен строительный проект в самом центре города. Сегодняшний день могу назвать счастливейшим. Собираюсь лично контролировать процесс – регулярно бывать на стройплощадке, наблюдать, как реставрация сопрягается с приспособлением к театральной деятельности.
Это важно для города. В центре Москвы появится великолепный обновленный особняк, памятник культуры, украшение архитектурного облика Трубной площади.
 
Удалось ли сберечь здание от разрушения?
– После пожара здесь прошла мощнейшая консервация. Главное, что в здании сразу закрыли крышу, потому что дождь и снег могли бы сильно ему повредить. За это время несколько раз усиливали стены, укрепляли фундамент здания. А главное, провели большие изыскательные работы.
 
Как вы считаете, могла бы реконструкция начаться раньше? Или три года это достаточно быстрый срок для подготовительной работы?
– Я знаю театры, которые десятилетиями ждали реконструкции. Поэтому как ответить на ваш вопрос? С точки зрения театральной истории, три года срок, наверное, небольшой. А с точки зрения нашего дискомфорта – просто огромный. Мы очень надеемся, что стройка закончится в обозначенные строки. То есть в июле 2018 года. Надеюсь, что театр и зрители сюда вернутся.
 
Слышал, что во время подготовительных работ здание раскрыло некоторые свои секреты…
– Действительно, в здании открыли старые слои краски, живопись, которая была спрятана под слоями известки. Под сценой мы обнаружили меню ресторана «Ольвье», датированное 1913 годом. Там же лежали вилки и рюмочки. Жаль, конечно, что нам не попался исторический контракт Чехова с Сувориным, который именно в этих стенах был подписан, или ноты Чайковского, по которым он здесь играл, но меню тоже ценная находка. Мы непременно его вывесим в зрительской зоне, когда реконструкция кончится.
 
Это единственное здание на Трубной площади, которое сохранило свои кирпичи и фундамент. За 25 лет, пока мы здесь жили, я видел в окна своего кабинета, как сносились и разрушались все дома вокруг (на их месте строились новые). А наш театра – это настоящий московский дом, настоящий памятник культуры и истории. Мало кто знает, что именно в наших стенах Достоевский в день памяти Пушкина повторил свою знаменитую речь, которую написал на открытие памятника великому поэту.
 
Дом был когда-то трактиром Тестова. В подвале течет Неглинка, она открыта. В этом доме родилось выражение «концы в воду». Судя по различным источникам, случалось, что люди сюда заходили, но уже никогда не выходили. Они уплывали по Неглинке. В произведении Гиляровского «Москва и москвичи» в главе «На трубе» описан как раз этот дом.
 
А как же ресторан «Зимний Эрмитаж»? Что-нибудь (кроме меню и вилок) сохранилось от его убранства?
– Совсем немногое, ведь в советское время здание не раз меняло свое предназначение. Был здесь и Дом крестьянина, и стоматологическая поликлиника, и институт. Во времена ресторана здесь был живописный лепной потолок. Частично мы его восстановили (он выполнен по эскизам Врубеля). «Зимний Эрмитаж» - место где собиралась вся интеллигенция и профессура Москвы. Именно здесь отмечали Татьянин день. Причем известно, что в те времена так гуляли, что даже приходилось посыпать пол опилками (берегли паркет). А на пальто профессоров и студентов писали адреса, чтобы извозчики знали, куда их везти.
На задворках нашего «Зимнего Эрмитажа» располагались женские бани и до сих пор есть дверь, которая туда вела (бани, увы, не сохраниись).
 
Ожидаются ли какие-то преобразования театра?
– Нам хотелось, чтобы вместо части ветхого здания была выстроена Новая сцена. Таким образом здесь возник бы целый культурный комплекс. У нас не только большая труппа и солидный репертуар, но и четыре мастерских ГИТИСа. Огромное количество фестивалей – молодой режиссуры, современной драматургии и так далее. Театр давно уже работает, как огромный культурный центр, но только площади для этого нет.

Поэтому мы очень надеемся, что в рамках столь популярной сегодня тенденции, когда соединяются государственный и частный капитал, найдется человек, который любит театр и согласится вместе с правительством Москвы возвести самую недорогую, но простую павильонную сцену.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Игорь Гордин: «Стараюсь во всем найти юмор»

    В МТЮЗе у Камы Гинкаса Игорь Гордин играет самые сложные роли в спектаклях по Достоевскому, Олби, Аную. Но вторым домом для него стал Театр Наций, где актер репетирует сейчас уже четвертый спектакль. В «Иранской конференции» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова ему предстоит сыграть в поистине звездной компании. ...
  • Андрей Могучий: «100 лет для театра – не так уж и много»

    Сегодня нашему театру исполняется 100 лет. Для театра это не так уж и много. Есть и постарше. БДТ — молодой театр. Созданный революцией Коммунальный Большой Драматический театр, так его назвали тогда, был театром, провозгласившим приверженность высоким идеалам искусства, театром, созданным для нового зрителя. ...
  • Юрий Бутусов: «Мы теряем человека»

    На минувшей неделе в Лондоне с успехом прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. В крупнейшем театральном центре не только английской столицы, но и Европы, пушкинцы показали несколько своих лучших работ. ...
  • Александр Домогаров: «Быть артистом – это больно»

    В конце января театральное агентство «Арт-Партнер XXI» Леонида Робермана представило публике премьеру  –театральную рапсодию «Генри и Эллен» по пьесе современного драматурга Дона Нигро. Одну из главных ролей в спектакле исполняет Александр ДОМОГАРОВ. ...
Читайте также