Марина Неелова

Номинация: Лучшая актриса пятилетия

 
Роль Башмачкина придумал для нее ее друг Юрий Рост. Именно он увидел в хрупкой и нежной Марине норштейновского человечка. И, увидев, воскликнул: «Марина! Ты должна сыграть Акакия Акакиевича!» На такую авантюру режиссера найти нелегко – кто рискнет выпустить в таком виде на сцену одну из самых красивых и узнаваемых артисток страны? Такой человек есть – тоже друг – Валерий Фокин, с которым они когда-то вместе начинали работать в «Современнике» и с юношеским восторгом открывали таланты друг друга. Фокин придумал, что «Шинель» – моноспектакль. Партнеры – тени Петербурга на белой стене, живые звуки Петербурга и сама Шинель, с которой у Башмачкина случилась настоящая любовь. Грим Марины не просто сложен и многослоен – нам остаются только ее глаза. Даже руки, прекрасные Маринины руки, скрываются под старческими, дряблыми шершавыми перчаточками. Прекрасный Маринин голос превращен в нечленораздельные хрипы, сипы и повизгивания. Прекрасные Маринины волосы спрятаны под плешивой бородавчатой шапочкой. Она шамкает, шаркает, мечтательно закатывает глаза, погрызывает кончик огромного пера, нежно обнимает свою надежную широкоплечую Шинель… Не устаю повторять: Башмачкин Нееловой – это актерский подвиг. Вообще все ее роли последних лет – после возвращения из парижской «ссылки» (муж Нееловой – дипломат) – это высоченные крутые ступени, которые она преодолевает с легкостью и с видимым наслаждением. «Купаться в роли» – это про нее. Вот она – Любовь Андреевна Раневская, готовая целовать пол родного дома, встретившего ее после разлуки знакомыми запахами, постаревшими лицами, цветущим садом и горьким напоминанием о несостоявшейся жизни («Вишневый сад» Галины Волчек). Вот она – принцесса Космонополис, стареющая кинодива из пьесы Уильямса «Сладкоголосая птица юности» (режиссер – Кирилл Серебренников), празднующая явление своей последней любви и готовая принести ее в жертву ради карьерного успеха. Вот она – королева Елизавета, ослепленная яростью и ревностью, железная леди в черном мужском костюме, манекен с остекленевшими глазами, нетвердой рукой царапающая указ о смертной казни Марии, королевы Шотландской, в спектакле «Играем…Шиллера!» (режиссер – Римас Туминас). Как она находит единственно верные интонации, жесты, мимику? Каким образом меняется тембр ее голоса от баса до фальцета? Как придумывает она рисунок роли – походку, пластику, осанку? Что читает в период работы над спектаклем? Впрочем, читает она всегда и везде – и так хочется заглянуть через плечо и подглядеть, чем так увлечена эта скромная, тихая, незаметная народная артистка! Тот же Юрий Рост сделал в свое время совершенно уникальный снимок: Неелова за кулисами после выхода со сцены на спектакле «Спешите делать добро». Рост уловил момент, описать который не удавалось до сих пор ни одному критику, ни одному артисту, ни одному режиссеру. Это момент выхода из образа – когда это вроде уже ты, но еще не ты. Когда черты лица актера постепенно приобретают свой привычный облик. На фотографии Роста «15-летняя девочка Оля» покидает артистку Неелову. В глазах у Марины – удивление и испуг.

«Вся моя жизнь тесно связана с театром, которому она так или иначе – сознательно или подсознательно – подчинена и который определяет и ее смысл, и ритм ее, и способ существования... Ты находишься у театра на коротком поводке. И в какой-то момент – то ли от усталости, то ли от раздражения или недовольства собой, то ли от объективных или субъективных причин – начинаешь тяготиться этим коротким поводком. И только когда тебя отпускают на длинный, ты вдруг начинаешь понимать прелести короткого»


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также