В Большом театре

Без эффектов

 
Татьяна Анисимова – леди Макбет
Несмотря на крайне скромные декорации и невзрачные костюмы постановка по мотивам одноименной повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» смотрелась и слушалась на одном дыхании – как интригующий детектив.
В конце своей жизни Дмитрий Шостакович просил больше никогда не исполнять его «Леди Макбет», которую написал 25-летним мальчишкой в 1936 году, а «единственно верной» считать вторую редакцию (1956 года) под названием «Катерина Измайлова». Однако сегодня большинство театров предпочитает именно

первую редакцию, где, по словам газеты «Правда», звучит «сумбур вместо музыки». Где, по мнению советских критиков сталинской поры, опера кишит «порнографическими» и прочими «аморальными» сценами. Отчасти автор правдинского пасквиля был прав – «хулиган» Шостакович действительно пропитал свое творение эротикой. Дело даже не в либретто, кишащем непристойными выражениями, а в самой музыке, где после слов героини «Люби, люби, люби меня, Сережа» следует энергичная оркестровая интродукция, которую иначе как постельной сценой не назовешь. Во второй редакции всего этого нет... или почти нет. Сегодня театры не считают зазорным нарушить завещание композитора, зная, что все его высказывания в последние годы жизни были продиктованы страхом за свою семью. Современники Шостаковича даже рассказывали, как после премьеры 11-й симфонии к композитору подошел его сын Максим и спросил: «Папа, а тебя за нее не повесят?»

Новая версия первой редакции Большого театра – это компромисс. Все «порнографические» детали режиссер Темур Чхеидзе здесь, как мог, завуалировал, выведя на первый план конфликт психологический – несовместимость главной героини Катерины Измайловой с ее мещанским окружением. Во многом успех постановки обязан исполнительнице главной роли – киевлянке Татьяне Анисимовой, которая свою партию наполняет аристократизмом (в противовес укоренившемуся мнению, что эта роль – роль необузданной, свихнувшейся на сексе купчихи). Но, разумеется, постановка не была бы такой блестящей, если бы не оркестр Большого театра, который под управлением венгра Золтана Пешко выглядел просто блестяще. Казалось, никогда раньше так здорово не слушались медь и деревянные духовые. Жаль только, что мощь оркестра не всегда могли перекричать исполнители ролей второго плана. Различать их на сцене было трудно и визуально – монотонность костюмов Елены Зайцевой нарушали только пестрые наряды Катерины. Но этому можно было найти вполне логичное объяснение – в этом мире пошлости героиня чужая, она не такая, как все. Декорации Юрия Гегешидже выглядели невзрачными и безликими, и, тем не менее, со стороны трудно было бы понять, почему ни один из гостей не покинул свое место и просидел до самого финала (опера длилась около трех часов). Секрет, наверное, в том, что театральный режиссер смог развивать действие только музыкальными средствами. Музыкальная драма Шостаковича превратилась в трагедийный детектив, увлекая слушателей не внешними эффектами, а внутренним психологизмом.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • Теодор Курентзис произвел в Лондоне фурор

    В субботу, 28 июля оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса выступил на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле, где исполнил Вторую и Пятую симфонии Бетховена. Концерт транслировался в прямом эфире на сайте радиостанции BBC. ...
  • Нетребко с Эйвазовым не приехали на выступление с Мариинским

    Мариинский театр под руководством своего худрука Валерия Гергиева принимает участие в традиционном Летнем фестивале в Баден-Бадене, который проходит с 7 по 23 июля.   Выступления Мариинского театра завершают музыкальный фестиваль на сцене одного из крупнейших концертных залов Европы. ...
  • В Берлине ставят оперу на текст Сорокина

    Берлинская государственная опера в предстоящем театральном сезоне 2018/2019 представит мировую премьеру оперы швейцарско-австрийского композитора Беата Фуррера Violetter Schnee («Фиолетовый снег») на основе текста Владимира Сорокина. ...
  • Пласидо Доминго выступит в Мариинском театре

    Выступления испанского оперного певца Пласидо Доминго состоятся на Новой сцене и в Концертном зале Мариинского театра 6 и 7 июля. Артист выйдет на сцену не только в качестве исполнителя, но и дирижера, сообщает пресс-служба. ...
Читайте также