Марк Розовский: «“Русский мюзикл” следует традициям Брехта»

 
В минувшие выходные в театре «У Никитских ворот» прошла премьера мюзикла «О, милый друг!..» по роману Ги де Мопассана. Новый спектакль Марка РОЗОВСКОГО продолжает музыкальную традицию театра («Песни нашего двора», «История лошади», «Бедная Лиза», «Гамбринус» и др.). Подробнее о своей работе режиссер рассказал «Театралу».
 

– К жанру мюзикла я обращаюсь не первый раз. Постановка «История лошади» на мою музыку в свое время шла на Бродвее. Спектакль сделал американский режиссер, но это было наше сочинение. Впоследствии оно исполнялось в двадцати региональных театрах США. Был также музыкальный фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» по моему сценарию. Сегодня спектакли театра «У Никитских ворот» участвуют в различных фестивалях. Недавно мюзикл «Гамбринус» получил гран-при на Международном фестивале в Южной Корее. Так что с этим жанром меня многое связывает, я его люблю и в меру своих сил стараюсь работать над «русским мюзиклом».
Жанр мюзикла пришел к нам с Бродвея, но мы привнесли в него нечто новое. Русский мюзикл, мне кажется, отличается от американского и европейского тем, что основывается на высокой литературе. Развлекательная функция в нем сохраняется, но не является главенствующей. Главное в русском мюзикле – первоисточник. Автор с его мироощущением, философией, психологизмом, эстетикой… Казалось бы, пение и танец. Какой здесь может быть психологизм? Но это только внешние формы выражения. На самом деле в «русском мюзикле» мы стараемся следовать традициям Брехта, где главным смыслообразующим приемом являются зонги. Я бы не сказал, что американские мюзиклы, даже самые знаменитые, основаны на высокой литературе, на классике. Для них это скорее исключение. А наши, думаю, должны быть только такими. И, разумеется, в первую очередь работа опирается на синтетические мастерство актеров.
 
Жоржа Дюруа в спектакле «О, милый друг!..» играет актер Игорь Скрипко, задействованный и в других музыкальных постановках театра «У Никитских ворот». Вместе с режиссером над постановкой работали композитор Виктор Лебедев, автор стихов Юрий Ряшенцев и балетмейстер Александр Мацко. Фон действа создает мультимедийная декорация, концепция которой построена на акварелях художника Миши Ленна, оформителя Венских балов в Москве и Лондоне. Мюзикл «О, милый друг!..» – его первый театральный опыт.
 
– Миша как-то показал мне альбом своих акварелей, и я сразу понял: вот они, стилизованные образы к «Милому другу», – пояснил режиссер. – Это блестяще выполненные работы, которые своим легким импрессионистичным стилем и живописным языком сообщают именно то, что мне и хотелось видеть в сценографии. Большинство акварелей из этого альбома проецируются на экран во время спектакля.
Были и другие причины, по которым мы избрали именно такое сценическое решение. Американские мюзиклы – дело, в которое вкладываются миллионы. Наш драматический театр такими возможностями не располагает. К тому же, у нас не такая большая сцена – играть спектакль с масштабными декорациями на ней технологически трудно. Поэтому мы стремились создать спектакль, который эстетически не уступал бы зрелищным постановкам, – я использую при этом средства, которые нам доступны. В этом смысле наша задача заключалась в создании высококлассного зрелища за счет визуально богатого видеоряда, который встраивался бы в общую драматургию постановки.
 
Роман Ги де Мопассана «Милый друг» был написан в 1885 году. Автор описал историю карьериста, который ради достижения целей не гнушается использовать любые средства, и эта ситуация остается, считает режиссер, актуальной для любого времени:
 
– Это роман о подлеце, который идет к вершинам власти и богатства своим собственным путем – обманывая женщин. Они и помогают ему в «возвышении». При этом общий цинизм и падение нравов, которое было характерно для современного Мопассану буржуазного французского социума, к сожалению, сегодня имеет место и в нашем обществе. Мопассан блистательно пишет характеры своих героев, и психологический ход его прозы был очень существенен для нас. Но хотелось подчеркнуть также и политические, социальные смыслы произведения, ведь это не просто роман, это роман-памфлет. Да, мы рассказываем французскую историю, но всеми своими смыслами она созвучна нашему сегодняшнему бытию. Все очень узнаваемо и похоже... Поэтому актуальность истории, по-моему, абсолютно ясна и открыта в нашей театральной версии. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Ноктюрн, ковер, медведь и дети

    «Манюня» – это книга, ставшая визитной карточкой писательницы Наринэ Абгарян. Историю дружбы двух школьниц в маленьком армянском городке советских времен инсценировала и поставила на сцене РАМТа Рузанна Мовсесян, премьера состоялась в дни фестиваля «Черешневый лес». ...
  • Александринский театр поставит пьесу французского сюрреалиста

    Первой премьерой нового 264-го сезона в Александринском театре станет постановка Николая Рощина и Андрея Калинина «Дети у власти» по пьесе французского драматурга и поэта Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти». ...
  • Мариинский театр назвал первую премьеру сезона

    Первой премьерой сезона 2019-2020 в Мариинском театре станет опера «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси. Премьерные показы пройдут 24 и 28 октября в Концертном зале Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. ...
  • На сцену БДТ выйдут «Палачи»

    Спектакль по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Палачи» станет первой премьерой БДТ им. Товстоногова в новом сезоне. Главную роль сыграет народный артист СССР Олег Басилашвили. Премьера состоится 18 сентября. ...
Читайте также