Москва объявила о начале НЭПа в области театра

Шаг в сторону реальности

 
Последние лет семь работая в театральной журналистике, примерно раз в год писала о том, что сложившаяся система финансирования театров нуждается в коренном пересмотре.
 
 Бюджетные деньги театрам перечислялись либо по инерции (как сложилось при царе Горохе), никак не учитывая, что театр с тех пор завял или, наоборот, расцвел. В два раза уменьшил количество зрительских мест. Или, наоборот, открыл новые сцены и существует на аншлагах. Деньги – как перечислялись, так и шли. Либо театр получал куда больше соседей просто потому, что худрук мог в нужном кабинете произнести нужные слова (или просто показать всем знакомый профиль). Периодически всплывающие в периодике суммы, выделяемые разным театрам, просто потрясали воображение своей несоразмерностью. Последний раз озвученные Леонидом Печатниковым в интервью «Московскому комсомольцу» суммы, выделяемые Театру Пушкина, Театру Луны, театру «Модернъ», Театру Градского, «Содружеству актеров Таганки», взорвали интернет-пространство именно своей несоразмерностью. Театр им. Пушкина получает от государства 109 675 000 руб. (большой зал, большая труппа), и практически такое же финансирование у небольшого театра «Модернъ» – 101 326 000 руб. Театр Луны – 137 934 000 руб., «Содружество актеров Таганки» – 125 558 000 руб., Театр Градского – 102 782 000 руб. Понятно, что в ситуации, когда суммы финансирования никак не зависят ни от востребованности театра, ни от размеров его сцены, ни от размеров его труппы, – никаких стимулов «работать лучше» просто нет.
 
За долгие годы все руководители российских театров привыкли к тому, что деньги надо «выбивать», а не зарабатывать. В общем, как сформулировал идеолог реформ Леонид Печатников: «Перемены назрели, и это очевидно».
 
8 декабря в Москве состоялась встреча руководителей московских театров с руководством культуры Москвы, где была анонсирована новая экономическая политика (НЭП) городских властей в области театра.
 
Прежде всего руководителей успокоили, что Москва как тратила на театры 8,5 миллиарда рублей, так и будет тратить. Но вот система финансирования изменится радикально.
 
Отныне финансирование театров приведено в единую систему, в которой учитываются самые разные факторы – от количества мест в зале до метража, от жанровой принадлежности (детские театры, музыкальные или драматические) до количества сыгранных за год спектаклей (госзадание – 250 спектаклей на основной сцене, по 100 – для детских и филиалов). Все заработанные театром деньги Леонид Печатников обещает оставлять в распоряжении театра, тем стимулируя успешных и работящих (чем больше театр играет и продает билетов, тем богаче становится).  На тестовый период отведено два года. Система начинает работать с 1 января 2017 года.
 
Новая экономическая политика московских властей – внятный шаг в сторону от «вотчинных принципов» театрального управления. Надеюсь, скоро уйдут в «преданья старины глубокой» и барские обычаи дарить театры к дню рождения, и передавать их по наследству, и класть любимцу содержание, чтобы окружающие завидовали («я вам положу такое содержание, что все злые языки умолкнут») и т.д. 
 
Пока кажется, что предложенная система удовлетворяет критериям прозрачности, конкурентности, ротации. Теперь руководителям театров будет трудно кивать на то, что соседу денег выдают столько, что хватает на осетрину,  а ты – на селедке экономишь. Понятно, что придется пересмотреть свои позиции всем сторонникам тезиса: «Так дайте художнику денег и не спрашивайте, куда он их денет!». Да и любителям «выбивать» финансирование теперь придется задуматься над необходимостью зарабатывать.
 
И я могу понять удовлетворение худруков успешных московских театров, которые увидели в новой экономической политике стимул для развития их дела.
Лед безусловно тронулся.  
Хорошо бы еще понять, что унесет с собой этот ледоход.
 
Смогут ли все восемь десятков московских театров вписаться в предложенный формат? Успешным, востребованным театрам система дает карт-бланш. Но театрам небольшим, экспериментальным, да и попросту нелюбимым зрителями – как будет им существовать в новых условиях?
 
Сам Леонид Печатников в установочном интервью признался, что из 81 московского театра он видит перспективы только у половины.
Что будет с «невписавшимися» в новый поворот? Смена менеджмента?
«Скамейка запасных» худруков у нас, конечно, в театре есть. Но счет идет отнюдь не на десятки.
 Или перепрофилирование в прокатные и концертные площадки (вроде эту мысль тоже озвучивали)?
Как в существующую модель, заточенную, прежде всего, на успешность, впишется лабораторный театр?
 
Понятие «эксперимент» в последние годы абсолютно девальвировалось огромным количеством театральных фальсификаторов, но и режиссеры, реально занимающиеся поисками новых форм, в столице не перевелись. И тут очень важно с водой не выплеснуть ребенка.
 
Это только первый круг вопросов, который возникает в связи с новой ситуацией. И тут трудно не согласиться с многоопытным Олегом Павловичем Табаковым: «Это шаг в сторону реальности. Я доволен. Но правила написаны на бумаге, а жизнь может показать другое».
 
В конце концов, жизнь театра зависит от самих людей театра: насколько они готовы к новой ответственности, к новым целям и задачам.  

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Не хотим подогревать нездоровую ситуацию»

    Центр театрального искусства при Московском Лианозовском театре вынужден отменить ближайшие показы спектакля «#рябчиковжуй #новыдержитесь», созданного по мотивам повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино» в связи с «нездоровым ажиотажем», возникшим вокруг постановки после ее запрета на фестивале «Молодые – молодым». ...
  • Краснодарский театр кукол оказался на грани разрушения

     Уходящий Год театра продолжает «радовать» сюрпризами. На сей раз тревогу забил Краснодарский театр кукол, который, по словам артистов труппы, «стоит на грани разрушения». Открытое письмо коллектива, адресованное губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву, поступило в редакцию журнала «Театрал»:   «Настоящее открытое письмо является обращением коллектива Краснодарского краевого театра кукол, который сегодня стоит на грани если не уничтожения, то разрушения. ...
  • Театр Вахтангова прокомментировал инцидент с актрисой Лидией Вележевой

    В среду, 30 октября представитель Театра им. Вахтангова прокомментировал ситуацию, связанную со снятием актрисы Лидии Вележевой с рейса в аэропорту Шереметьево. «Мы не можем комментировать случай, произошедший в аэропорту Шереметьево, о чем сообщалось в СМИ, поскольку у театра не запланированы гастроли в Тель-Авиве. ...
  • «Нам интересно всё, что происходит в ФЭСТе»

    Актер театра ФЭСТ Сергей Хапров, возглавляющий также пресс-службу театра, сообщил «Театралу» во вторник, 22 октября, что из-за разногласий с городской администрацией ФЭСТ в новом сезоне оказался в информационной блокаде. ...
Читайте также