СМИ как мост необходимо строить, а не разрушать

 

Одной из важнейших тем прошедшего в Санкт-Петербурге V Культурного форума была тема СМИ как медиатора между культурой и властью, культурой и обществом.

 

Днем, 2 декабря, в Атриуме генерального штаба прошла панельная дискуссия на тему «Роль прессы как моста между властью и культурой», а вечером на заседании Совета по культуре и искусству выступление Евгения Миронова наглядно показало, как опасно-ненадежен бывает этот мост. Не знаю, кто был тем «утконосом», подсунувшим актеру-спикеру утку о цензурном запрете гастролей театра «Рок-опера» со спектаклем «Иисус Христос – суперзвезда» в Омске. Но этой дезой он не только подставил самого Евгения Миронова, так уверенно пытавшегося сыграть роль крупного общественного деятеля, но и тех, от имени и по поручению кого он выступал. Что хуже всего, была скомпрометирована и сама больная тема «цензуры» (не раскупленные омичами билеты приравнять к цензурным запретам – не удается даже при самом буйном воображении). Актер в данном случае опирался на непроверенную информацию, полученную из прессы.

Увы, сообщения прессы сейчас часто оказываются не информацией, но дезинформацией.  Попытаемся разобраться с причинами этого. Не снимая ответственности с халтурщиков на каждом отдельном месте, замечу, что общее состояние СМИ халтуру провоцирует и питает.

Если приравнять прессу к мосту – между обществом и властью, властью и культурой, культурой и обществом, - то надо отчетливо понимать, что с каждым годом этот мост становится все более узким и все менее надежным.

 

С каждым годом пространство российской прессы все больше скукоживается. Закрываются газеты, в остающихся на плаву все меньше места отдается аналитике, все больше – новостным порталам.

 

Расцветшая буйным цветом после перестройки авторская пресса сейчас переживает период заморозков. Ее блестящие авторы практически в полном составе переселились со страниц газет в социальные сети, попутно многое растеряв. Там, где раньше цвели дискуссии, – теперь происходят перебранки по типу выпукло описанного Михаилом Булгаковым в «Кабале святош» яростного оплевывания оппонентами друг друга. «Плюйтесь, господа! Не хочу вам мешать», – удаляется от летящих во все стороны брызг король-солнце.

Свято место пусто не бывает.

Место аналитических изданий занимают новостые порталы.

«Только новости. Ничего личного» – пишет популярная новостная лента. Но безличные новости – пространство, где никто не несет ни за что никакой персональной ответственности. Точно по анекдоту: кто сшил костюм? – мы! 

Переписывая друг у друга одну и ту же новость, сотни безымянных журналистов пытаются придумать как можно более хлесткую ее подачу. Предположим, на входе мы имеем сообщение, что где-то рекомендовано «подстричь ногти», а на выходе чье-нибудь развитая фантазия породит заголовок вроде: «пригрозили укоротить руки-ноги».  На входе – отменены гастроли спектакля. На выходе – цензура запретила показ.

 

Сокращение пространства культурной аналитики неизбежно влечет за собой расцвет газетных уток. Но даже не это самое печальное. Сокращение пространства культурной журналистики чревато потерей ориентиров для общества.

 

Все-таки, так или иначе, но разнообразие мнений по поводу того или иного события подготавливало к нему публику.

 

Уверена, что все издержки возмущений вокруг выставок, спектаклей, перформансов, – в значительной степени вызваны именно отсутствием (или недостатком) профессиональных комментариев и аналитических статей в средствах массовой информации. Не слыша оценок специалистов, – зрители сами выносят оценки. Часто нелицеприятные. Выражают их формах прямо оскорбительных (свиные головы, банки с мочей)... Традиция закидывания гнилыми помидорами еще свежа и зеленеет.

 

«Проклятие! Чтоб вы сдохли» – кричит не какое-нибудь провинциальное зрительское болото, но продвинутая немецкая музыкальная публика, когда чувствует себя задетой.  Наши сограждане долгие годы тихо, бочком, крадущиеся к выходу, чтобы как можно незаметнее покинуть обманувшее их ожидание зрелище, последние годы тоже сильно «оевропеились» и перестали стесняться.

Возникшее напряжение между художниками и публикой, похоже, с каждым шагом только усиливается.

 

Все-таки картина, когда популярные актеры обращаются к государству и призывают... полицию, чтобы она их оградила от возмущенных зрителей (пусть даже речь идет о маргинальных хулиганствующих группках), – выглядит, прямо скажем, удручающе-неестественной. Дикой. Творцы в России традиционно призывали к милосердию, а не к ужесточению Уголовного кодекса.  

 

Конечно, законодательство можно ужесточить. Но при этом надо отчетливо понимать, что это дорога в никуда. Никакое искусство, рассчитанное на зрителей, не может существовать с этими самыми зрителями в затяжном конфликте и охраняться полицейскими дубинками.

Просвещение – всегда эффективнее дубинки, и часто менее затратно.

 

Возрождение культурного поля средств массовой информации – та ближайшая задача, без решения которой «повисают» в пустоте самые разные инициативы в области культуры. Именно в пространстве аналитических текстов, в поле профессиональных споров формируются репутации и оценки событий, проверяются и уточняются критерии, прочерчиваются силовые линии и векторы развития.

 

Наконец, именно здесь формируется «образованный зритель», способный самостоятельно отделить «дешевый эпатаж» от содержательных новаций в каждом конкретном случае (без привлечения прокуратуры или полиции).

 

Новостным порталам пора потесниться для порталов культурной аналитики.

СМИ как мост между обществом и культурой, властью и культурой нуждается в укреплении и расширении. Этот мост необходимо строить, а пока его только демонтируют и разрушают.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
  • Даниил Крамер: «Нация с пустой душой - это катастрофа»

    Одним из самых ярких номеров на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» стало выступление пианиста, народного артиста России Даниила КРАМЕРА. Воспользовавшись случаем, корреспондент «Театрала» пообщался с музыкантом и узнал, какие проблемы современного общества его особо волнуют. ...
  • «Театр для себя»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стал писатель Денис ДРАГУНСКИЙ. – С давних пор девочки писали сами себе любовные записки и громко возмущались на весь класс: «Кто этот нахал?». ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также