«Невольник – не богомольник»

 
Российская академия образования вновь пытается внедрить в школах уроки православной культуры. По мнению авторов проекта, Закон Божий необходимо преподавать в школах с 1-го по 11-й класс. Среди тем курса: «Православное христианское понимание смысла жизни человека», «Нравственная культура православной семьи», «Особенности нравственной культуры воина-христианина» и др. Одна из задач предмета, по мнению разработчиков – формировать у школьников «готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ». «Театрал» решил узнать у наших экспертов, как они относятся к этой инициативе.
 
Игорь ЯЦКО, художественный руководитель театра «Школа драматического искусства»:
– В данном случае я сторонник исторической традиции России. А как известно, православие неразрывно связано с культурой нашей страны. Тот разрыв, который произошел в начале ХХ века, был насильственным. К этой мысли приходишь, изучая историю.

В целом я поддерживаю идею такого школьного курса. Но при этом подчеркиваю, что я против фанатизма. Во всем должно быть чувство меры.
Программа православного воспитания начиналась в воскресных школах с раннего детства. Поэтому идея ввести предмет с первого класса вполне оправдана. Кроме того, люди, которые реально связаны с православным воспитанием очень чуткие специалисты, поскольку православная культура очень пластична. Думаю, что к этому вопросы должны подключаться и представители церкви, по-другому и быть не может.
 
Николай ГУБЕНКО, худрук театра «Содружество актеров Таганки»:
– Для меня совершенно очевидно, что Закон Божий внесет раскол между разными религиями. Так же очевидно, что такому предмету, как «Православная культура» можно легко противопоставить «Историю религий мира». Не стоит акцентировать доминанту православия в нашей многонациональной стране. Детям необходимо дать представление об истории вероисповедания, рассказать о тенденциях с объективной оценкой тех или иных религий. Я как атеист говорю, что за две тысячи лет христианства человек так и не стал лучше. Дело религии совершенствовать душу человека, улучшать отношения между людьми. Но в наше век они ужесточаются, жизнь становится все кровавее и религия, к сожалению, не способствует улучшению ситуации.

Я недавно прочел, что в одном из университетов Америки найдена бактерия «происхождения религиозных тенденций». То есть сегодня уже говорят о биологических происхождениях той или иной религии. Она переносится, как некая (не в оскорбление религиям) «инфекция». Поэтому я уверен, что познание религий должно быть бережным, школьникам необходимо показать их основы, обозначить различия и сходства. А Закона Божьего как доминанты национальной идеи в школах быть не должно. В результате мы так скатимся в очередной революции.
 
Вахтанг КИПШИДЗЕ, зам. председателя отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата:
– Я бы хотел уточнить, что Закон Божий должен изучаться только в специализированных духовных заведениях. Это принципиальная позиция, которая заключается в том, что детей в школе должны учить не вере, а способности разбираться в своей собственной культуре. А она, как известно, во многом основана на православной вере. Отсутствие представления о православной культуре способствует некоему образовательному дисбалансу. Человек, не знающей религиозной культуры, является не в полной мере образованным, ведь православная культура – это, в том числе, и архитектура храмов, которую мы видим в городах.
 
Безусловно, русская литература, живопись, театр не мыслимы без евангельских сюжетов. Это ключ к пониманию отечественной культуры в целом. И еще очень важно осознавать: не должно быть никакого принуждения к изучению этого предмета. Это требование неоднократно отстаивалась церковью. Уверен, что в итоге решение о том, стоит ли вводить такой предмет, будет приниматься с учетом выбора родителей и детей.
 
Преподавать его будут только в тех школах, где в этом заинтересованы сами учащиеся. Существуют, к примеру, школы с углубленным изучением английского языка. Думаю, здесь необходимо применить тот же принцип. Кроме того, подобный курс возможен и по другим традиционным религиям нашей страны. А значит, выбор дисциплин будет сохраняться. И потом, церковь прекрасно понимает, что насильственное, принудительное обучение догматам имеет противоположный эффект. Как говорится, невольник – не богомольник.

Опять же, важно понять, кто будет преподавать этот предмет. Конечно же, не каждый педагог – священник, равно как и не каждый священник – педагог. Но точно так же не каждый преподаватель литературы – поэт. И наоборот. Преподавание необходимо осуществлять в соответствии с разработанной программой и людям, имеющим профессиональное образование. Требовать принадлежность к христианству  у преподавателей православной культуры никто не собирается, да и согласно закону не имеет никакого права. Речь идет о занятии должностей в светских государственных школах.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также